Недельная глава Торы: Балак ,Бэмидбар 22:2-25:9 (Числа)
Допол. чтение: Миха 5:6-6:8, I Коринфянам 1:20-31
1 И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона.
2 И видел Валак (Балак), сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям; (Чис.22:1,2)
Данная паршат шавуа называется "Балак" по имени царя Моава, которое в русском переводе читается как Валак.
Вместо того, что бы отправиться и овладеть землей обетованной, народ Израиля испугался великанов и стал роптать на Господа. Результатом народного волнения было сорокалетнее наказание пустыней. И вот вместо войны с Филистимлянами и Хананеями Израилю предстоит стоять войной против трех народов, владеющих территориями «не нужными» Израилю: Аммонитяне, Аморреи и Моавитяне.
Вот, что мы знаем о Моаве: Его имя с иврита значит «от отца», и это был сын Лота от его старшей дочери (Быт 19:31-37). Т.е. это был ребенок рожденный от кровосмешания. Моав был горной страна, расп. к вост. От Мертвого моря и простир. от потока (или ручья, в Синод. пер. - "долины") Заред (Втор 2:14; ср. Ис 15:6,7) на юге до окрестностей Есевона [евр. Хешбон, Ис 15:4] и равнин Моавитских у Иордана, напротив Иерихона (Чис 33:48), на севере.
Амореи: (горные жители, или горцы; Быт 10:16, Чис 13:30) - племя, происходившее от Ханаана и самое страшное из всех племен, с которым и когда либо имели дело израильтяне. Они были гигантского роста и очень воинственны (Амос 2:9); населяли они одну из плодороднейших стран на земле, омываемую с трех сторон реками: Арноном, Лвоком и Иорданом. Израильтяне просили дозволения пройти чрез землю их, обещаясь при этом не делать никакого вреда.
Аммонитяне: "сыны Аммона", а также просто "Аммон". Потомки - Бен-Амми, т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами, своими юж. соседями. Т.е. Аммонитяне так же были народом, в крови которого было кровосмешение – грех, осужденный Торой и вызывающий проклятие Божье.
Урок 1 - не избегай трудностей
Т.е. вместо одних врагов, Израиль из - за своего непослушания нажил других. С первыми же, Израилю предстоит встретиться в будущем, во времена Иисуса Навина.
Мы можем понять с этого, что стараясь избежать одних трудностей, мы попадаем в другие, и к сожалению впоследствии, вынуждены решать и прошлые проблемы.
Именно поэтому Иаков говорит:
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. (Иак.1:2-4)
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; (Иак.1:12-14)
Разумеется, важно молится о мудрости в решении проблемных ситуаций и не полагаться полностью на свой прошлый опыт и обстоятельства. Господь желает, что мы, Его народ научились справляться с результатом наших ошибок, но не желает, чтобы мы к ошибкам прилагали новые ошибки. Т.е. так как поступил Израиль – решив избежать трудностей в овладении Обетованной земли, встретился с подобными трудностями, но на территории, которая была ему чужда.
Урок 2 – проводи разумную жизнь среди мира
Но то, что случилось – случилось. Народ пошел по пустыне и встретился с Моавом и Аммонитянами. Господь не желал войны между этими народами, но «обезумевшие от поклонения идолам родственники» Израильтян, не пожелали дать народу пройти через свою землю.
С этого примера нам важно сделать важный вывод. Всегда вокруг верующих людей будут те, которые не принимают их. Именно по этому, Господь определил нам быть солью и светом посреди запутавшегося в грехе мира, не поддаваясь компромиссу и образу поведения этого мира. И важно, не только сохранить уровень собственного света, но молится об окружающих, чтобы они по глупости не противостали Божьим планам и Божьим действиям, и не стали противниками Богу.
Моше всячески пытался предотвратить ожесточение Аммонитян и Моава, он писал им письма и посылал дипломатов, чтобы не допустить войны, и не навести на эти народы проклятие «противостоящим Господу». К сожалению, ничего не получилось. Цари этих народов наняли Валаака – пророка, чтобы проклясть народ.
Но мы знаем множество случаев в наших жизнях, когда люди неверующие, если мы разумно к ним подходим, открываются если не для покаяния, то для сотрудничества.
Именно поэтому Иешуа сказал: «кто не против вас, тот за вас». Так же Господь сказал: «приобретайте друзей богатством не праведным». Мы должны подобно Моше, проявить максимум терпения и усилий, что бы наше «неверующее окружение» на любом уровне могло подрежать нас, а не ожесточится.
К сожалению, в поведении многих верующих столько радикальных понятий, что они вызывают раздражение неверующих соседей, членов семей и коллег на работе. Не умеренное исповедание, иной раз преподнесенное не мудро и не понятно, может сделать для неверующих не преодолимое препятствие в обращении к Истине и запугать их даже в будущем искать Ответ.
Я хочу привести в качестве рекомендации цитату из послания Павла:
«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. (1Кор.7:14)»
Если истолковать данное слово в соответствии с темой нашего урока, то можно перефразировать и сказать:
«Если не верующие, узнав о вашей вере, согласны продолжить работать и сотрудничать с вами, то приложите максимум усилий, что бы ваше не зримое и зримое свидетельство было достойно, мудро и сбалансировано и тогда, вы увидите, какую работу сможет Господь сделать в этих людях. Они были вне Бога, но через вашу жизнь и сотрудничество с ними, смогут освятится».
Урок 3 – учится на примере Бильама
Личность Бильам -Валаама. Кто он – пророк или колдун? Господь говорил с ним или он вдохновлялся от бесов? Как отнестить к происшедшему в пустыне?
Многие задаются этим вопросом.
Гордость и ее опасность:
Без сомнения это был духовный человек. Он различал добро и зло, но частью его характера была гордость. Он прослыл известным прорицателем, и это была правда. Он в своих мыслях думал, что лишь он «велик». Случай с ослицей временно поставил Бильама «на место». Ослица, подобно своему хозяину смогла и увидеть Ангела и произнести пророческое предупреждение. Но «ломка гордости» без стабильности в Боге не приносит долговременного плода.
Это учит нас, что доверяя истинному пророчеству, необходимо углубляться в Записанное слово Бога, моля об изменении своего характера в подобие характера Мессии, чтобы не отпасть.
Павел пишет:
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1Кор.9:25-27)
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, (2Тим.3:16)
Поэтому мы должны быть благорны Богу за Слово данное нам, чтобы мы не были колеблемы ветром.
Именно в таком положении оказались верующие из Коринфа. Их стало «заносить» на дарах, и Павел немало потрудился, чтобы «духовная гордость» не нанесла им вреда, подобно Бильаму.
Основание в Торе, участие в Общине и духовные дары делют нас чистыми сосудами:
Несмотря на открытость к духовному миру, Бильам с одной стороны впечатлятся от Господа, с другой не имеет баланса т.к. не знает Тору. Поэтому, произнеся Благословение на Израиль, Бильам учит князей Моава, как «перекрыть путь святости для Израиля и как искусить Божий народ». Мы же знаем, что из одного источника не может течь и добрая и горькая вода….Значит, именно база в Торе определяет здравость нашего Источника.
Иешуа по этому поводу говорит:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить Тору - закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:17-19)
Не важно кем был Бильам – пророком или колдуном.
Он не устоял в истине, т.к. имел лишь ее часть.
Благодарение Богу, что имея водительство в Святом Духе, мы сбалансированы откровением записанным в наших Библиях и учением, получаемым в наших общинах и собраниях.
Как важно верующему понимать, что Бог, заботящийся о нашем здравии, дал не только духовные дары, но общение с его структурой лидерства и Записанное Слово.
Все эти три составные Его царства на земле берегут верующего и позволяют « приходить в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; (Еф.4:13)».
Не гордись, живи просто и свято..
Израиль получил великие обетования через уста колдуна. Они соответствовали планам Бога. Но «лишившись простоты», народ думал о себе лишнее…и не устоял в истине. Думая, что во всем они подобны «стремительности единорога и силе льва», Израиль упал в поклонение Бааль Пегору и блуд.
Результатом было поражение от Господа, стоящего на страже святости.
Если Бог и допускает наше хождение среди этого мира с целью освящения этого мира, Он не позволяет нас растворяться в этом мире.
Слово говорит:
15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. (Иоан.17:15)
и так же
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, (Пс.1:1)
14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. (Евр.12:14)
****************************
Благословен Бог и Отец нашего Мессии Иешуа. Просим Тебя, что бы помог нам ходить в святости пред Твоим лицом. Сохрани нас от искушений, и утверди в истине. Избавь от гордости и бунтарства. Помоги правильно различать ситуации и дай Мудрость с небес, что бы мы могли верно реагировать на все. Молимся, что бы наш характер преображался и праведность Мессии, Твоего Единородного Сына Иешуа, жила и умножалась в нас, и приносила много плода Тебе, наш Небесный
Отец. Молимся о благословении Израиля, о защите от врагов внешних и внутренних, молимся об откровении Иешуа для всего Твоего народа. Амен.