Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №04 (76) февраль 2007 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Беседа о Страшном Суде

icon

Сегодня неделя о Страшном Суде и нам естественно говорить о Страшном Суде и о признаках конца мира. Того дня никто не знает, знает только Бог Отец, но признаки приближения его даны и в Евангелии и в Откровении св. ап. Иоанна Богослова. Откровение говорит о событиях конца мира и о Страшном Суде по преимуществу в образах и сокровенно, но св. отцы объясняли его и есть подлинное церковное предание, какое говорит нам и о признаках приближения конца света и о Страшном Суде.

Перед концом земной жизни в ней будет смятение, войны, междоусобицы, голод, землетрясения;

Люди будут страдать от страха, будут издыхать от ожидания бедствий. Будет не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояние отпадения от жизни. Но будет отпадение не только от жизни, но и от веры, и Сын Человеческий прийдя — найдет ли веру на земле?

Люди станут горды, неблагодарны, отрицающие Закон Божественный: вместе с отпадением от жизни будет и оскудение нравственной жизни.

Будет истощение добра и нарастание зла.

Об этом времени и говорит св. ап. Иоанн Богослов в своем Боговдохновенном творении, называемом Откровение. Он сам говорит, что «был в Духе», то значит, что Сам Дух Святый был в нем, когда в различных образах ему открылись судьбы Церкви и мира и потому то есть Божие Откровение.

Судьбу Церкви он представляет в образе женщины, которая скрывается в те времена в пустыне: она не проявляется в жизни, как теперь в России.

В жизни будут иметь руководящее значение те силы, какие готовят появление антихриста. Антихрист будет человек, а не воплотившийся диавол. «Анти» — слово, означающее старый, или же оно значит «вместо» или «против». Тот человек хочет быть вместо Христа, занять Его место и иметь то, что должен был бы иметь Христос. Он хочет иметь такое же обаяние и власть над всем миром.

И он получит ту власть перед гибелью своею и всего мира. У него будет помощник маг, который силой ложных чудес будет исполнять его волю и убивать не признающих власть антихриста. Перед гибелью антихриста явятся два праведника, которые будут обличать его. Маг их убьет и три дня их тела будут лежать непогребенными и будет предельное ликование антихриста и всех слуг его, и вдруг те праведники воскреснут и все воинство антихриста будет в смятении, ужасе, а сам антихрист внезапно падет мертвым, убитый силой Духа.

Но что известно о человеке-антихристе? Точное происхождение его неизвестно. Отец — совершенно неизвестен, а мать скверная мнимая девица. Он будет еврей из колена Дана. На то указание в том, что Иаков, умирая, сказал, что он, в своем потомстве, «змий при пути, который поразит коня и тогда всадник падет навзничь». Это образное указание, что он будет действовать, хитростью и злом.

Иоанн Богослов в Откровении говорит о спасении сынов Израилевых, что перед концом мира множество евреев обратится к Христу, но в перечне спасающихся колен нет колена Дана.

Антихрист будет очень умен и одарен умением обращаться с людьми. Он будет обворожителен и ласков.

Философ Владимир Соловьев много работал над тем, чтобы представить пришествие и личность антихриста. Он тщательно использовал все материалы по тому вопросу не только святоотеческие, но и мусульманские, и разработал такую яркую картину.

До пришествия антихриста в мире уже готовится его появление. «Тайна уже в действии» и силы готовящие его появление прежде всего борются против законной царской власти. Св. ап. Иоанн говорит, что «не может явиться антихрист, пока не будет устранен "Удерживающий"». Иоанн Златоуст объясняет, что «удерживающий» — это законная благочестивая власть.

Такая власть борется со злом. «Тайна», действующая в мире, не хочет того, не хочет борьбы со злом силой власти: наоборот, она хочет власти беззакония и когда того добьется, то ничто уже не помешает появлению антихриста. Он будет не только умен и обворожителен: он будет жалостлив, будет творить милость и добро, ради укрепления своей власти. И когда он ее укрепит настолько, что весь мир признает его, тогда он откроет свое лицо.

Столицей своей он изберет Иерусалим потому, что именно здесь раскрыл Божественное учение Спаситель и Свою Личность и весь мир был призван к блаженству добра и спасения. Но мир не принял Христа и распял Его в Иерусалиме, а при антихристе Иерусалим станет столицей мира, признавшего власть антихриста.

Достигнув вершины власти антихрист потребует от людей признания, что он достиг того, чего ни одна земная власть и никто и не мог достигнуть и потребует поклонения себе как высшему существу, как богу.

В. Соловьев хорошо описывает характер его деятельности как Верховного Правителя. Он будет делать всем приятное, при условии признания его Верховной власти. Он предоставит возможность жизни Церкви, будет разрешать ей богослужения, обещать постройку прекрасных храмов при условии признания его «Верховным Существом» и поклонения ему. У него будет личная ненависть ко Христу. Он будет жить этой ненавистью и радоваться отступлению людей от Христа и Церкви. Будет массовое отпадение от веры, причем изменят вере многие епископы и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви.

Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет. Люди будут изощренно оправдывать свое падение и ласковое зло будет поддерживать такое общее настроение, и в людях будет навык отступления от правды и сладость компромисса и греха.

Антихрист будет все дозволять людям, только бы они «падши поклонились ему». Это не новое отношение к людям: Римские императоры также готовы были дать свободу христианам, только бы они признали его божественность и божественную верховную власть, и они мучили христиан только потому, что они исповедывали «Богу Одному поклоняйся и Ему Одному служи».

Весь мир покорится ему и тогда он откроет лицо своей ненависти ко Христу и христианству. Св. Иоанн Богослов говорит, что у всех поклонившихся ему будет знак на челе и на деснице. Неизвестно, будет ли это действительно отметка на теле, или это образное выражение того, что и умом будут люди признавать необходимость поклонения антихристу и их воля будет полностью ему подчинена. Во время такого полного — волей и сознанием —подчинения всего мира и явятся упомянутые два праведника и будут безбоязненно проповедывать веру и обличать антихриста.

Св. Писание говорит, что перед пришествием Спасителя явятся два «светильника», две «горящия маслины», «два праведника». Их убьет антихрист силами мага. Кто эти праведники? По церковному преданию, то два праведника, которые не вкусили смерти: пророк Илия и пророк Енох. Есть пророчество, что эти праведники не вкусившие смерти, вкусят ее на три дня, а через три дня воскреснут.

Их смерть — будет великой радостью антихриста и его слуг. Их восстание через три дня приведет их в невыразимый ужас, страх, смятение. Вот тогда настанет кончина мира.

Апостол Петр говорит, что первый мир был создан из воды и погиб водой. «Из воды» тоже образ хаоса физической массы, а погиб — водой потопа. «А ныне мир сохраняется для огня». «Земля и вся дела на ней сгорят». Все стихии возгорятся. Этот теперешний мир погибнет в один миг. В миг все изменится.

И появится знамение Сына Божия — то есть знамение креста. Весь мир, вольно подчинившийся антихристу, «восплачется». Все кончено. антихрист убит. Конец его царства, борьбы со Христом. Конец и ответственность за всю жизнь, ответ Истинному Богу.

Тогда из Палестинских гор явится Ковчег Завета, — пророк Иеремия сокрыл ковчег и Св. Огонь в глубоком колодце. Когда из того колодца взяли воды, — она запылала. Но самого Ковчега не нашли.

Когда мы теперь смотрим на жизнь, то могущие видеть — видят, что все предреченное о конце мира — исполняется.

Кто же этот человек-антихрист? Св. Иоанн Богослов образно дает его имя 666, но все попытки понять это обозначение были напрасны.

Жизнь современного мира. дает нам понятие довольно ясное о возможности сгорания мира, когда «все стихии возгорятся». То понятие нам дает разложение атома.

Конец мира не означает его уничтожение, но изменение. Все изменится, вдруг во мгновение ока. Мертвые воскреснут в новых телах — своих, но обновленных, как Спаситель воскрес в Своем Теле, на нем были следы ран от гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами и в таком смысле было новым телом. Неясно — будет ли то совсем новым телом, или то, каким человек был создан.

И явится Господь со славой на облаке. Как увидим? Зрением духовным. И теперь при смерти праведные люди видят то, чего не видят остальные люди кругом.

Вострубят трубы властно и громко. Они вострубят в душах и совести. Все станет ясно в человеческой совести.

Пророк Даниил, говоря о Страшном Суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь — это очищающий элемент. Огонь попаляет грех, сжигает его и горе, если грех природнился самому человеку, тогда он сжигает и самого человека.

Тот огонь возгорится внутри человека: увидя Крест — одни возрадуются, а другие придут в отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу разделятся: в евангельском повествовании, перед Судией одни становятся направо, другие налево — их разделило внутреннее сознание.

Само состояние души человека бросает его в ту или иную сторону, направо или налево.

Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость когда услышит слово «приидите ко Мне благословенные» и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни.

Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих и эти записи, эти «книги» раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево.

Идут одни в радость, другие в ужас.

Когда раскроются «книги», всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник — когда умерло тело, кто-то подумает — умер и грех. Нет, в душе была склонность и душе грех был сладок.

И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.

«Геенна огненная» — это внутренний огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и «тут будет плач и скрежет зубов» безсильной злобы.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

76 Блаженный Иоанн – прозорливец

1. Моя подруга, госпожа Попова, жившая во время японской оккупации, рассказала мне о случае с госпожой Вандербург, которая теперь проживает в Беркли и с которой я сама общалась. Госпожа Вандербург была женой одного преуспевающего человека из Голландии. Японцы арестовали его и посадили в концлагерь, и в это же время ее сын, Георг, подхватил какую-то страшную болезнь и был серьезно болен. Она написала письмо епископу Иоанну, и уже на следующий день ее сын был совершенно здоров. Вандербурги стали очень преданы Святителю и с того времени были великими помощниками в его благотворительной деятельности.

2. В Шанхае была и другая дама, Елизавета Ивановна де Блез. Это была очень красивая женщина, любившая модно одеваться и хорошо проводить время. Ее муж, Михаил Артурович де Блез, был капитаном торгового флота и происходил из знатной фамилии графов де Блез. Перед русской революцией он был лейтенантом на русском флоте, а его предок бежал из Франции в Россию во время Французской революции. В Шанхае же произошло следующее. Как-то ночью Елизавета Ивановна увидела во сне иерарха Иоанна, которого едва знала. В том сне он призывал ее в церковь. Утром она решила пойти и посмотреть на Иерарха, увиденного ею во сне. Она его узнала. Когда же она после Литургии подошла ко кресту, Епископ, к ее изумлению, поднял его высоко над головой, не желая допускать ее к нему. Здесь же она выяснила, что он поступил так, потому что у нее на губах была помада. Она рассердилась и страшно негодовала. Отойдя от него с ненавистью, она решила, что должна потребовать у него извинения за оскорбление. Но когда подошла к нему, он спокойно сказал: «Я так рад, что Вы пришли ко мне. Вы мне очень нужны для помощи в моем сиротском приюте». Елизавета Ивановна была ошеломлена и поняла, что это и была причина, по которой он призвал ее столь удивительным образом.

Она трудилась ради него с великим усердием до последнего дня шанхайской эмиграции и была из самых преданных ему лиц. Между ними, однако, были и расхождения. Однажды он передал ей письмо, чтобы послать его кому-то. Поскольку оно содержало выговор этой персоне, Елизавета Ивановна смутилась и не отдала его адресату, а долго носила в сумке. Однажды блаженный Иоанн спросил ее: «Вы отдали письмо?» «Да», – ответила она. «Как жаль! – сказал он. – Я сожалею о том, что написал там». Тогда она ответила: «Ах, вот оно! Я не отдала его».

Я знала Елизавету Ивановну хорошо, и слышала это из ее собственных уст. Она была очень хорошая женщина, поистине замечательной доброты. Теперь ее, конечно, нет в живых. Ее семья жила до нас в той квартире на «нулевом» этаже, что на Дивизадеро Стрит. Квартира эта была очень сырая, и она страдала от артрита, от которого и умерла.

3. Чудесное исцеление д-ра Владимира Семенюка в его детстве произошло следующим образом. Маленьким мальчиком Владимир со своими братьями всегда сопровождал блаженного Иоанна, даже по ночам, когда он посещал больных. Когда младший брат, Борис, уставал, старший, Владимир, нес его на спине. Они были в храме алтарными мальчиками. Однажды, когда Владимир серьезно заболел, Епископ пришел и сказал, что они не должны унывать, но тогда никто еще не знал, насколько серьезна его болезнь. Оказалось, что это пневмония, отягченная и другими опасными болезнями. Его забрали в больницу, где признали безнадежным. Но Епископ навещал его и молился за него, и Владимир поправился, преодолев смертельную опасность.

Что Епископ ничего не ел во время Великого Поста – неправда. Жена Владимира, Ольга Семенюк, свидетельствует о следующем.

В Шанхае блаженного Иоанна несколько раз пытались отравить. Последствия были настолько опасны, что по мнению врачей, жить ему оставалось не более двух месяцев. Они рекомендовали ему все бросить и ехать в китайский санаторий. Он, однако, не согласился и попросил, чтобы госпожа Ольга Ивановна Семенюк готовила ему еду. Врачи сказали, что она должна согласиться на это, ибо в любом случае он долго не проживет. Но он начал поправляться.

Кормила она его так. В сыропустную седмицу она делала ему сырные клецки, вареники со сметаной и подобные блюда. Затем, в первую седмицу Великого Поста, он не вкушал ничего и не пил ни кофе, ни чая. В субботу ел суп из овощей, но без масла. В другие дни поста по понедельникам, средам и пятницам вкушал пищу без масла. В Страстную седмицу, когда она готовила для него овощи, он говорил ей, чтобы она готовила их раздельно, т.е. или только морковь, или свеклу, или картофель, так чтобы овощи не были смешаны. Конечно, все без масла. Ольга Семенюк приносила пищу сама и смотрела, пока он ел, чтобы никто ее не касался. Если она по какой-либо причине не могла этого делать, пищу готовила Анна Николаевна Чижова, девица святой жизни, недавно почившая, как раз два месяца назад, в Сан-Франциско (сестра ее, Софья, еще жива).

Вот, например, как пытались отравить его. Как-то после Пасхальной литургии, когда он потребил Святые Дары и стал разговляться, его вырвало. Анна Чижова собрала это и закопала в саду. Судя по тому, что нам позднее рассказывал отец Петр Триодин, очень вероятно, что это было делом рук священника Медведева. Поскольку рвота произошла после потребления Святых Даров, и яд был положен в корец с вином и водой, используемыми для омовения потира, или в сам потир, отравителем должен был быть священник.

Ольга Семенюк была президентом Женского комитета, который помогал в создании сиротского приюта. Дамы, сомневаясь в осуществлении идеи епископа Иоанна относительно организации приюта, поначалу протестовали. Но Ольга стала ходить на все рынки, к бакалейщику, пекарю и т.д., и они присылали еду. Затем нашлись жертвователи, и приют был основан. Комитетские же дамы боялись начинать без всякого капитала, фактически без копейки.

Что же касается того священника Медведева, то отец Петр Триодин рассказал нам, какой омерзительной личностью он был. Во время церковного волнения в начале 1960-х годов он напечатал в русской газете «Заря» ужасную клевету на блаженного Иоанна. Но когда приблизился его последний час, он попросил прощения у блаженного Иоанна, и Владыка, конечно, был этому рад. Медведев и издатель «Зари» были жестокими врагами блаженного Иоанна. В Шанхае же Медведев просто неистовствовал.

Ольга Ивановна много знала о Епископе. Когда он приехал в Шанхай, ему приготовили простыни, одеяла и прочее... Но когда увидели, что эти постельные принадлежности лежат без употребления, их сложили и переслали в Южную Америку, его родителям.

Елена Юрьевна Концевич,

Беркли, Калифорния,

1972 год, 23 января

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую субботу читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по субботам перед литургией. Новой даты чтения акафиста пока нет. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

ГЕФСИМАНИЯ

Селение Вифания расположено на северо-восточном склоне Елеонской горы. Слово "Вифания" в переводе на русский означает "дом фиников" или "дом бедности". Теперь это мусульманская деревня под названием Эль-Азарие, но ее Елеонские окрестности святы для христиан: по горе от Иерусалима идет евангельская пешеходная дорога, проложенная через гору Соблазна. При въезде в Вифанию - русский участок земли в два гектара, приобретенный в 1909 году для нужд паломников. Тогда здесь построили два каменных двухэтажных здания и обнесли территорию стеной. Во время Первой мировой войны турецкие солдаты хозяйничали тут, разгромив постройки вплоть до выломанных оконных рам и дверей. Все это пришлось восстанавливать трудами матушки Марии и монахинь.

В 1937 году в Вифании открыли школу с интернатом для православных девочек. Чтобы дать арабкам понимание Православия, кроме общей для местных школ программы преподавали Священную историю, катехизис, историю Церкви. В старших классах дети изучали русский язык, обучались церковному пению.

Это и все другие дела сестер Вифанской общины по просвещению и помощи ближним вдохновлялись и одухотворяются образом святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны, давшей великолепный пример таких трудов в своей московской Марфо-Мариинской общине. Она как бы духовная руководительница и покровительница вифанских сестер, открывших также здесь бесплатную амбулаторию для местных жителей.

Место евангельской Вифании особенно напоминает о святых сестрах Марфе и Марии, поэтому столь символично переплетена со всем здешним бытом житие настоятельницы Марфо-Мариинской обители святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны, покоящейся на Гефсиманской земле под уходом крестовых сестер. Не случайны и имена первых здешних инокинь Марии и Марфы. На русском участке в Вифании обнаружили следы древнего благочестия: фундамент здания в форме церкви или часовни, несколько пещер в скалах двора. Найден напоминающий наддверие входа в храм известковый прямоугольный камень, на котором по-гречески выбито:

"Здесь Марфа и Мария услышали от Господа слово о воскресении из мертвых... Господь...", - далее надпись прерывается.

На этом месте поставлена часовня с полукруглым куполом, где в Вербную субботу совершается торжественная служба с крестным ходом и водосвятием.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Воскресенье 

29. Перенесение мощей святаго священномученика Игнатия Богоносца (107). Преподобнаго Лаврентия, затворника Печерскаго, епископа Туровскаго, в Ближних пещерах (XII). Святителей Герасима (1441-1467), Питирима (1445), Ионы (1470), епископов Ве-ликопермских, Устьвымских. Мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиа-на и Паригория (297). Мучеников Сидьвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312).

Понедельник 

30. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Священномученика Ипполита, папы Римскаго, и с ним мучеников Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мучеников (III). Преподобнаго Зинона, постника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Преподобнаго Зинона, ученика святителя Василия Великаго (V). Мученика Феофила Новаго (784). Благовернаго Петра, царя Болгарскаго (967). Запев на 9-й песни, канона: Величай, душе моя, Честнейшую небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Вторник 

31. Святых мучеников безсребреников Кира и Иоанна и с ними мучениц Афанасии и дщерей, ея Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Святителя Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго, чудотворца (1108). Мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251), Мучени.цы Трифены Кизическия.

Среда 

МЕСЯЦ ФЕВРАЛЬ
1. Предпразднство Сретения Господня. Святаго мученика Трифона (250). Мученицы Перпетуи, мучеников Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мученицы Филицитаты (202-203). Преподобнаго Петра Галатийскаго (429). Преподобнаго Вендимиана, пустынника Вифинийскаго (ок. 512).

Четверг 

2. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
на утрени прокимен: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде.
Стих: Отрыгну сердце мое слово благо:
Припев на 9-й песни: Богородице Дево, Упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.
На литургии, входное: Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою.

Пятница 

3. Святаго праведнаго Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Благовернаго князя Романа Угличскаго (1285). Святаго равноапостольнаго Николая, архиепископа Японскаго (1912). Пророка Азарии (X до Р. X.). Мучеников Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мучеников Адриана и Еввула (ок. 308-309).Мученика Власия Кесарийскаго.

Суббота 

4. Преподобнаго Исидора Пелусиота (ок. 436- 440). Благовернаго великаго князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирскаго (1238). Преподобнаго Кирилла Новоезерскаго (1532). Преподобных Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мученика Иадора (III). Священномученика Авраамия, епископа Арвильскаго (ок. 344-347). Преподобнаго Николая исповедника, игумена Студийскаго (868).

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


В избранное