Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

         №10 (010) июнь 2005 г.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

 

Расслабленный, Самарянка и слепорожденный

icon

Прежде, чем закончить сегодняшнюю службу, я хочу обратить ваше внимание на три евангельских события, вспоминаемые в воскресенья между Неделей Жен Мироносиц и Вознесением. В одно читается Евангелие об исцелении Христом расслабленного, другое — о беседе с Самарянкой, в третье — о даровании зрения слепорожденному. Трое сподобились разговаривать с Христом и принять Его дар: один — исцеление от долголетней болезни, другая — разрешение вопросов, которых она сама не могла разрешить, третий — телесное зрение. Но различна их дальнейшая судьба.

Молчат о бывшем расслабленном исторические памятники, но предание, которому можно верить, говорит нам, что он был тот, который впоследствии, будучи архиерейским слугой, ударил Христа по ланите во время допроса первосвященника. Про Самарянку известно, что она уверовала в Христа и через много лет, во время гонения Нерона, пострадала со своими сестрами и сыновьями. Церковь и поныне совершает память ее — мученицы Фотинии. А про исцеленного слепорожденного само Евангелие повествует, что, как только он исповедал Христа, сейчас же был изгнан фарисеями. Так расслабленный, после исцеления от временной болезни, наследовал вечную смерть; Самаряныня Фотиния, сподобившись разговаривать со Христом, долгое время потом жила в мире и почете среди своих сограждан, лишь через многие годы своей кровию засвидетельствовавши свою веру, а бывший слепой сразу после полученного благодеяния потерпел гонение за верность своему благодетелю. Но и награда ему большая: Сам Христос ищет его и, нашедши, отверзает ему и духовные очи, призывает его идти по пути, ведущему в вышнее царство.

Запомним эти три примера. Получив какой-нибудь дар от Бога — будь то духовный или земной, употребим его с пользой, для наследования вечного спасения. Будем помнить, что, не использовав его достойно, мы удалимся от Бога и потеряем вечную жизнь. Будем следовать Христову учению, а если прийдется потерпеть за это — Сам Христос прийдет поддержать и укрепить нас, как пришел Он укрепить и просветить исцеленного Им слепорожденного, гонимого неверными соотечественниками. Аминь.

Битоль 1928 г.

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

10 Спасение от автомобильной катастрофы

Изображения блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) прибыли как раз в то время, когда мы уезжали в Европу. Немного опасаясь за безопасность нашего путешествия на самолетах, автобусах, автомобилях и поездах и надеясь на помощь часто путешествовавшего блаженного Иоанна (Максимовича), мы были очень благодарны, что смогли взять с собой его портрет и иметь его при себе во всех наших поездках.

И действительно, наш друг Мартин Брокенлег на днях рассказывал нам, как он был спасен от автомобильной катастрофы чудесным образом блаженным архиепископом Иоанном. Мартин ехал в своей машине ночью с довольно большой скоростью, когда вдруг огромный олень появился с краю дороги с той стороны, где он ехал и, ослепленный светом машины, ринулся прямо на его автомобиль. Вдруг перед самой машиной олень замер, будто кто-то его остановил, и в это время Мартин совершенно определенно почувствовал присутствие блаженного Иоанна (Максимовича).

Михаил Недельский,

Южная Дакота,

1974 год, 12 (25) января

продолжение следует...

Иоанн Чудотворец в России

(продолжение, начало в №1)

Аскетизм епископа
Воспоминания Георгия Борисовича Зайцева, опубликованные в газете «Русские в Китае» № 3, г. Екатеринбург

  В 1938 г. меня определили в церковные прислужники. В свободное от учебы время я должен был прислуживать при богослужениях. На меня надели стихарь, и я стал постигать церковные премудрости в Свято-Богородицком соборе – главном православном храме Шанхая. Глава причта епископ Иоанн(Максимович) был человеком аскетичным, преданным делу Церкви. Он жил тут же на подворье, в длинном сводчатом помещении, выкрашенном в белый цвет. Справа, в нише, где висели иконы, стоял огромный стол с бумагами и книгами. Здесь Владыка работал. Слева, за ширмой, стояли жесткая походная кровать, застланная грубым одеялом, и небольшой шкаф. Больше ничего в огромной комнате не было, и это подчеркивало аскетизм епископа. Владыка говорил очень тихо, как бы внутренним голосом, но твердо и решительно. Весь причт он держал в ежовых рукавицах, и достаточно было только одного его взгляда, чтобы разговоры во время службы мгновенно смолкли. Я не могу объяснить почему, но этот человек находил много времени разговаривать со мной. Наряду с глубокой верой, он всегда призывал к гражданской честности и открытости. Эти беседы глубоко запали в мою душу, и я честно старался выполнять его советы, хотя это не всегда мне удавалось. В июле 1994 года Владыку канонизировали, и мне удалось за несколько дней до этого события приложиться к его мощам в кафедральном соборе г. Сан-Франциско.

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. Каждую неделю, по воскресным дням читаются акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Наш дорогой Батюшка в храме, где он служит, читает акафисты по воскресеньям перед литургией. 5 июня будет читаться акафист Царице Александре. Дата чтения следующего акафиста будет сообщена в рассылке.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Небесный ангел

Незабвенной памяти Светоча Русской Православной Церкви Старца Николая (Гурьянова) к третьей годовщине со дня блаженной кончины

Восхищение Блаженного Старца накануне перехода в вечность

(продолжение, начало в №3)

Незадолго до блаженной кончины, 23/6 — 24/7 июля, в дни памяти Владимирской иконы Божией Матери и Всех Святых, в Земле Российской просиявших, и Всех Преподобных и Богоносных Отцев, во Святой Горе Афонской просиявших, душа святого Старца была в восхищенном состоянии и озарении Божественного Света: Батюшка находился в созерцании, весь став вне себя. Как свидетельствовал сам Батюшка, он вошел в духовный благодатный мир безмолвия, ослепительного света и безграничной шири. Он был вне тела и вкушал божественную сладость Богообщения. Благоговейное стояние души блаженного мужа пред Творцом излиялось в дерзновенную, пламенную молитву пред Царем Царей за весь страждущий мир и — сугубо — за Русскую Землю и за Церковь Православную. Посреди этой просительной молитвы все чувства прекратились — воцарилась в нем Благодать Божия — и движения его собственной воли престали. Старец Иосиф Афонский говорит, что в таких состояниях человек более не «властвует и не знает самого себя, ибо сам уже соединился с огнем, весь пресуществился, бог по Благодати... Таково Божественное свидание, когда уходят стены и он вдыхает другой воздух, воздух разума, свободный, наполненный благоуханием рая. Потом снова мало-помалу отходит облако Благодати, и застывает глиняный человек, как воск, и возвращается в самого себя: чистый, легкий, сияющий, изящный, полный мудрости и знания».

Утром, 24/7 июля, в День памяти Всех Русских Святых и Преподобных Богоносных Афонских безмолвников и молитвенников, Батюшка подозвал к себе и заговорил сам, взволнованно и величественно, о бывшем ему извещении от Бога:

«Я зрел Царицу Небесную, Господа Сил, славного Серафима Саровского и Всех Русских Святых... Многих Святых Отцов-пустынников ... Весь сонм... Просил Угодников Божиих за всех, чтобы все жили с Господом... Всегда с Господом... Господь знает наши скорби...».

Святой Старец изменился в лице, глаза его пламенели огнем божественного рачения, взирать на него не было сил: понимала сердцем, не умом... Батюшка взывал: «Все-все должны знать Господа... А так жаль, если без Него... Голод, горе, горе... В сердце голод... Только с Господом будет милость и благодатная жизнь; я молился, чтобы у вас всех был хлебушек. Просил Царицу Небесную за вас... А как Матерь Божия Казанская плачет...»

Сердце не вмещало услышанного, душа трепетала, телесные очи не смели взирать на благодатный лик Старца, волны Божией Благодати касались сердца и наполняли келлию... Батюшка говорил, но телесные уши уже не могли внимать. Он много раз просил, чтобы «никогда не отступали от Господа: чтобы ни случилось, — кричи: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти...». Несколько раз, с сердечным сокрушением произнес: «Господи, Церковь в запустении... Только не оставляйте Церковь, любите и храните Ее... Милость Божия с нами, есть где исповедаться и причаститься, Евангелие у всех есть.., Храмы Божии открыты...»

Батюшка говорил еще некоторое время... Вознесясь от земного, он, весь измененный и перерожденный, испытывал горечь от пребывания в бренной плоти. Ясно ощущалась даже тоска о пережитом блаженном Богообщении. Это сквозило во взгляде, в чертах лица, в голосе слышалось сокрушенное рыдание. Святой Старец весь был страдание и боль за тех, кто живет без Господа, не ведает Искупителя.

«Иди, я тебя благословлю», — позвал Батюшка. Поднялась с колен и приблизила свое лицо к нему. Старец тихо плакал. «Плакать надо,рыдать, матушка, за тех, кто без Господа живет, без веры. Помни, что я всегда был со Спасителем и стоял за Него, чтобы со мной ни делали... Радовался, когда гнали, и веселился, когда пачкали... Надо стопы целовать Православной Вере, всем со слезами просить Господа и Царицу Небесную, чтобы спасли и помиловали... Как милостив Иисус! Сладчайший Спаситель мира — весь радость, весь любовь, мир, тишина! Какие мы счастливцы, что Православные... Храните Веру... Лобызайте Стопы Спасителя... Всем надо припасть к Его Стопам и не вставать... Плакать, рыдать и молиться. .. Радоваться, что с Господом...»

Сердце мое плакало и скорбело вместе с Батюшкиным; Господь вновь давал силы внимать каждому его слову, ценному как капля влаги для идущего по пустыни путника. «Я страдаю за всех, кто живет во грехе и без Бога; я плачу по ним и молю Господа простить и исправить всех, прошу всех простить и подать Благодать... Ведь как страшно там, где нет Христа. Тьма и волки, страшные бесы кругом, сатана скачет вприпрыжку... Всегда смиренно проси Господа, и Он даст силы на лукавого и спасет...» Старец также открыл нам: «Каждого, кто хоть чем-то помог мне и потрудился в этой земной жизни для меня, я отблагодарю оттуда, когда буду у Престола Всевышнего служить».

На сердце легла неотвратимая горечь близкой разлуки со Святым отцом. Более чем слова и высоко благородный духовный облик, действовала благодатная сила его пламенной, умоляющей молитвы за всех.

Когда находишься рядом с человеком духовным, то всегда душа твоя приобретает, обогащается. Благодать чувствуется и передается через молитву, на расстоянии. Всегда ощущаешь,что Старец молится: Благодать его молитвы переполняет и тебя, ты теряешься, умиляешься, забываешь скорби и мучения. Множество раз в келлии Старца мы чувствовали присутствие Божие: все было преисполнено некоей духовной сладости — Старец молился, и Благодать ощущалась во всем.

Батюшка Николай был неугасимым маяком спасения для тысяч душ. Подвизаясь на далеком Острове,он источал Благодать и благословение на весь мир.

Схимонахиня Николая

продолжение следует...

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

НИКОЛАЙ-ГРАД

Вернувшись к истории создания в Бари русского Николай-града, православного нашего храма, продолжим цитирование письма Великой княгини Елизаветы Федоровны Государю Императору Николаю Второму в 1911 году:

" Третий вопрос - не мог бы Ты. написать королю Умберто, чтобы тот дал согласие оказать нам помощь в сооружении храма. Он является протектором святителя Николая в Бари в то время как папа имеет на него лишь "ставропигиальные права". Земля к настоящему моменту уже куплена от имени частного лица. Место очень хорошее - недалеко от вокзала в оливковой роще, и оттуда трамвай идет прямо до базилики. Замечательное место и необычайно дешевое. И даже участок ориентирован на восток.

Да благословит святитель Николай это предприятие, я бы, конечно, хотела, чтобы Ты принял участие в этом трогательном начинании и чтобы оно стало как бы незримой цепью, соединяющей его с Твоим народом, и светлым пятном в Твоем царствовании - в утешение за все выпавшие на Твою долю невзгоды...."

Великая княгиня Елизавета Федоровна ходатайствовала за возведение храма в Бари как председательница Императорского Православного Палестинского общества. Оно было основано в 1882 году для помощи русским паломникам путешествиях на Святую Землю ее супругом Великим князем Сергеем Александровичем. Он был бессменным председателем Общества до своей гибели в 1905 году от руки террориста Каляева, после чего этот пост перешел к его вдове Елизавете Федоровне.

Первым же инициатором идеи "Николай-града" явился русский паломник и писатель А. Н. Муравьев, в начале 1850 года посетивший на обратной дороге из Иерусалима Миры Ликийские. Он возмечтал приобрести в российскую собственность это место, чтобы восстановить в нем древний храм, где служил святитель Николай, и возродить его почитание. Правившие там турки резко воспротивились, и внимание обратилось на Бари с мощами Угодника.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, строительница и настоятельница московского Марфо-Мариинского монастыря, увлеченно хлопотала о создании православного подворья в Бари. В ее обительской приемной стояла модель будущего храма и других построек, разработанных знаменитым архитектором А. В. Щусевым. "Частным лицом" же, упомянутым Елизаветой Федоровной в письме к Государю, был сотрудник Российского консульства, в покупке также участвовал известный проповедник и миссионер протоиерей Иоанн Восторгов. В 1911 году он поехал в Бари и купил там участок земли в 12000 квадратных метров для Палестинского общества, чтобы построить на нем храм и основать русское подворье во имя Николы Угодника.

Жизненный подвиг отца Иоанна Восторгова, как и венец мученицы Российской Великой княгини Елисаветы Феодоровны, расстрелянной большевиками в 1918 году, освящает их детище в далекой Италии. После Октябрьского переворота в 1917 году отец Иоанн бесстрашно обличал в своих проповедях большевицких захватчиков. Каждое воскресенье в четыре часа дня он неколебимо служил молебен в храме на Красной площади, где тоже громил богоборцев. В 1918 году батюшку взяли чекисты. Расстреливали его вместе с другими новомучениками на краю выкопанной могилы. Перед казнью отец Иоанн подкрепил словом и благословил смертников, первым получив пулю палачей.

Торжественная закладка православного храма в Бари прошла в мае 1913 года, в день перенесения сюда мощей святителя. Кроме русских высоких лиц, были местный губернатор, городской совет, консулы иностранных государств при огромном стечении российских паломников. По щусевскому проекту храм представлял собой квадрат, в который вписан крест. Облик его характерен для новгородско-псковской архитектуры XV века: здание увенчивает купол на высоком барабане. Для постройки подворья Николай-града был создан специальный "Бариград"-комитет.

В 1913 году в Бари освятили на русском подворье временный храм во имя Святителя Николая и странноприимный дом на 70 отдельных помещений. Перед Первой мировой войной наплыв паломников из России сюда увеличился, неимущие получали бесплатные обед и ужин. Ходко шла отделка верхнего храма, для его украшения, например, князь А. А. Ширинский- Шихматов в своем тверском имении приготовил убранство. Но дальнейшие работы прекратилась из-за войны и русской революции. Нижний храм удалось освятить лишь в 1921 году.

После потрясений, сделавших из царской Империи советскую Россию, дело в Бари продолжил бывший товарищ (заместитель) обер-прокурора Святейшего Синода князь Николай Давидович Жевахов, известный в наше время "Воспоминаниями", написанными в 1920-е годы на подворье Святителя Николая. Князь хорошо знал это подворье, потому что до революции был одним из его строителей на средства Императорского Православного Палестинского общества.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Книга воспоминаний "шанхайца"

Николая Цепилова

(продолжение, начало в №1)

ФАНЗА

В городе было много высотных зданий, роскошных особняков с садами. И между богатых зданий можно было увидеть фанзу (жилище китайцев). Строили фанзу из сплетенного бамбука. Обмазывали плетеную стенку со всех сторон глиной. Крышу устилали толстым слоем войлока (из коры пальмовых деревьев). Он хорошо защищал от дождя. Между прочим, рикши-кули тоже шили себе что-то вроде дождевика из такого войлока.

Как правило, передняя стенка была разборной. На день такая стенка убиралась. Многие такие фанзы на день превращались в мастерские мелкого ремонта велосипедов: накачать шины, заклеить камеру и тому подобное. Домашний скарб состоял из циновок, легких покрывал, табуреток, стола. деревянного корыта, довольно большого, в котором и умывались, и купались.

Пищу готовили на маленьких печках, назывались они хибачами. В качестве топлива служили маленькая горсточка хвороста для разжигания огня и брикеты, приготовленные из угольной пыли. Брикеты изготавливали сами. Использовали угольную пыль, крошки угля, смешивали с глиной. Сушили на солнце и затем использовали для топки в хибачах. Надо было обязательно переждать, пока не исчезнет синенький огонек, иначе говоря, пока не улетучится угарный газ, чтобы не угореть. Только тогда можно было хибач заносить в помещение и готовить на нем пищу. Довольно часто были случаи, когда люди угорали. Хибачи изготавливали сами. Они не сложной конструкции. Основой служила большая железная банка из-под печения. Состояла из топки, колосника и поддувала.

Жить в фанзах можно было круглый год. Температура на улице была зимой не ниже минус пяти по Цельсию и то только в конце декабря, а летом, в полдень, солнышко прогревало и до пятидесяти градусов. Дожди были редкими. Но в марте или апреле почти каждый год налетал Тайфун с ливнями, которые могли продолжаться неделями и круглосуточно. Бывало затапливали город. Реки Вампу, Яндзы и каналы Сучау и Зикавей не справлялись.

Были в городе утильщики. Мы их называли "старьевщиками". Ходили они по городу и громко распевали: "Э - хо - е". Как услышишь его, так скорей несешь ему старые газеты, бутылки, тряпки, ненужные вещи. Он все скупал, предварительно поторговавшись. Мы, ребята, обменивали все на сладкую липучку или на конфеты.

продолжение следует...

Воскресенье 

23. Преподобнаго Михаила исповедника, епископа Синадскаго (831). Святителя Леонтия, епископа Ростовскаго (обретение мощей, 1164). Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия; Авраамия архимандрита, Петра, царевича Ордынскаго, блаженнаго Иоанна Власатаго, Милостиваго, Иринарха затворника, блаженнаго Исидора, князя Василька; Ярославских чудотворцев - благоверных князей Василия и Константина; Феодора и чад его Давида и Константина; Переславльских чудотворцев - Преподобнаго Никиты столпника, Преподобнаго Даниила, благовернаго князя Андрея, благовернаго великаго князя Александра Невскаго; Угличских чудотворцев - страстотерпца благовернаго князя царевича Димитрия, преподобных Игнатия, Кассиана, Паисия, благовернаго князя Романа; Пошехонских чудотворцев-преподобных Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорскаго, Геннадия Любимоградскаго и Костромскаго. Преподобныя Евфросинии, игумении Полоцкия (1173). Преподобнаго Паисия Галичскаго (1460). Преподобномученика Михаила черноризца (IX).

Понедельник 

24. Преподобнаго Симеона столпника, иже на Дивней горе (596). Преподобнаго Никиты столпника, Переславскаго (1186). Мучеников Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218 воинов с женами и детьми (138-161).

Вторник 

25. Третие обретение честныя главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Священномученика Ферапонта, епископа Кипрскаго (IV).

Среда 

26. Святых апостол от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мученика Георгия Новаго (1515). Преподобнаго Макария Калязинскаго (обретение мощей, 1521). Мучеников Аверкия и Елены (I). Преподобнаго Иоанна Психаита, исповедника (IX).

Четверг 

27. Священномученика Ферапонта, епископа Сардийскаго (III). Преподобнаго Нила Столобенскаго (обретение мощей, 1667). Преподобнаго Ферапонта Белоезерскаго, Можайскаго (1426). Святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы (перенесение мощей, 1472). Преподобнаго Ферапонта Монзенскаго (XVI). Праведнаго Иоанна Русскаго, исповедника (1730). Мученицы Феодоры девы и Дидима воина (304).

Пятница 

28. Преподобнаго Никиты исповедника, епископа Халкидонскаго (IX). Святителя Игнатия, епископа Ростовскаго (1288). Священномученика Евтихия, епископа Мелитинскаго (I). Мученицы Еликониды (244). Священномученика Елладия, епископа (VI-VII). Икон Божия Матери: Никейския (304) и Чухломския (Галичския) (1350).

Суббота 

29. Память Перваго Вселенскаго Собора (325). Мученицы Феодосии, девы Тирския (307-308). Блаженнаго Иоанна, Христа ради юродиваго, Устюжскаго (1494). Преподобномученицы Феодосии девы (726-730). Иконы Божия Матери, именуемыя "Споручница грешных".

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное