Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православное слово

  Все выпуски  

Православное слово


Информационный Канал Subscribe.Ru

Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.




 

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО
                                                                                                             №6 (6) май 2005 г.

 

За что был помилован Благоразумный разбойник?

icon

«Един от обешеною злодею хуляше

Его, глаголя: аще Ты еси Христос,

спаси Себе и наю. Отвещав же другий

прещаше ему, глаголя: ни ли ты бои-

шися Бога, яко в томже осужден еси;

и мы убо в правду: достойная бо по

делом наю восприемлева: Сей же ни

единаго зла сотвори. И глаголаше Ии-

сусови: помяни мя. Господи, егда при-

идеши во царствии си. И рече ему Ии-

сус: аминь глаголю тебе, днесь со

Мною будеши в раи» (Лук. 23, 39-43).

Так повествует святой евангелист Лука о глубоко назидательном и умилительном событии, об обращении и помиловании Христом разбойника, висевшего рядом с Ним на кресте на Голгофе.

Чем заслужил разбойник такую милость? Чем вызван такой скорый и решительный ответ Господа? В аду находились еще все ветхозаветные праведники, включая св. Иоанна Предтечу. В ад собирался сойти Сам Господь, правда не для того, чтобы там страдать, а чтобы вывести оттуда узников.

Не обещал еще Господь никому возвести его в Царство Небесное, даже апостолам обещал взять их в Свои обители, лишь когда их уготовит.

За что же разбойник прежде всех удостаивается милости, почему ему так быстро отверзаются двери рая? Вникнем в состояние души разбойника и в окружающую его обстановку.

Всю жизнь провел он в разбоях и преступлениях. Но видно не умерла в нем совесть и в глубине души осталось нечто доброе. Предание говорит даже, что он был тем самым разбойником, который во время бегства Христа в Египет сжалился над прекрасным дитятей и не позволил Его убить своим сотоварищам, вместе с ним напавшим было на бежавшее в Египет святое семейство. Не вспомнилось ли ныне ему лицо того Младенца, когда он всмотрелся в лицо Висевшего рядом с ним на кресте?

Но было ли то так или нет, во всяком случае взгляд разбойника на Христа пробудил в нем совесть. Ныне он висел рядом с Праведником, рядом с «Красным добротою паче сынов человеческих» (Пс. 41, 3), Которого в то время был «вид безчестен, умален паче всех сынов человеческих», не имевшим «ни вида, ниже славы» (Исаия 53, 2-3).

Глядя на Него разбойник словно очнулся от глубокого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и им самим. Тот — несомненный Праведник, прощающий даже Своим мучителям и молящийся за них Богу, Которого называет Своим Отцом. Он же — убийца многих жертв, проливавший кровь людей не сделавших ему никакого зла.

Взирая на Висевшего на кресте, он словно в зеркале увидел свое нравственное падение. Все лучшее, что таилось в нем, пробудилось и искало выхода. Он осознал свои грехи, понял, что к печальному концу привела его лишь собственная вина и винить ему не кого. Посему злобное настроение против исполнителей казни, каковым был охвачен разбойник, распятый по другую сторону от Христа, а вначале и он сам (Мф. 27, 44), сменилось в нем чувством смирения и сокрушения. Он почувствовал страх грядущего над ним суда Божия.

Отвратителен и ужасен стал для него грех. В душе он уже не был разбойником. В нем проснулись человеколюбие и милосердие. Со страхом за участь своей души в нем сочеталось отвращение к происходившему надругательству над невинным Страдальцем.

Несомненно он слышал и прежде о великом Учителе и Чудотворце из Назарета. Происходившее в Иудее и в Галилее было предметом многих разговоров и толков во всей стране. Прежде то, что он слышал о Нем, проходило мимо его внимания. Теперь, очутившись вместе с Ним и в одинаковом с Ним положении, он начал понимать нравственное величие Его личности.

Беззлобие, всепрощение и молитва Христова поразили разбойника. Он сердцем понял, что рядом с ним не обычный человек. Так обращаться к Богу, как Своему Отцу, в час смерти мог лишь тот, кто воистину сознавал себя Сыном Божиим. Не поколебаться в своем учении о любви и всепрощении, перенося всю низость людской клеветы и злобы тех, коим творил благодеяния, мог лишь тот, кто был в тесном общении с источником Любви или Сам был Им.

Вспомнилось разбойнику все, что он слышал необычного о распятом ныне с ним и теплое чувство веры зародилось в его сердце. Да, несомненно Он был Сын Божий, воплотившийся на земле, но пребывающий непрерывно в общении со Отцом Своим, Сын Божий, не принятый землей и возвращающийся на небо, Сын Божий, могущий прощать людям! У него появилась надеж да, что он избежит осуждения на суде посмертном. Если Иисус молит Отца Своего за Своих распинателей, Он не отвергнет и распятого с Ним. К Нему нужно обратиться, чтобы Он, разделяющий сейчас с ним одну участь горьких страданий, принял его и в Своем блаженстве.

Правда, обращение к Иисусу со словами любви и участия встречено будет насмешками окружающей толпы, беснующейся и хулящей Его. Признать Его праведником и Сыном Божиим — значит привлечь на себя внимание и гнев старейшин Иудейских. Хотя они не смогут причинить ему телесных мучений больше, чем он уже терпит, но как тяжело будет чувствовать вокруг себя одну злобу, как тяжки сделаются для него страдания, когда и над ним начнет издеваться бушующий здесь праздный народ!

Впрочем, что для него теперь гнев земных властей, что ему ныне насмешки людские? Как ни тяжело быть отверженным людьми у порога смерти, еще тяжелее быть отверженным Богом. На суд Божий идет он и Бога лишь нужно ему страшиться! Нужно в последние мгновения жизни сделать то, что еще в его силах чтобы снискать благоволение Божие!

Пусть своими словами он хоть несколько облегчит страдания Христа, путь хоть один из хулящих усовестится и перестанет злословить Его. Христос, обещавший вознаградить за чашу воды поданную во имя Его, не оставит за то и его без воздаяния. Пусть поносящие Христа, поносят и его с Ним! Это еще теснее свяжет его с Христом! С Христом будет делить он участь здесь, не забудет его Христос и в Своей славе!

И вот, среди шума громких насмешек, злословий и ругательств, он стал увещевать своего сотоварища, висевшего по левую сторону от Христа, перестать злословить Его. «Ни ли ты боишися Бога, яко в том же осужден еси? И мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева. Сей же ни единаго зла сотвори». А затем из уст его послышался смиренный глас: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си».

То был зов бывшего разбойника, а ныне нового ученика Христова, уверовавшего во Христа тогда, когда прежние ученики оставили Его.

«Разбойник богословяше, аз же отвергохся» (седален глас 5), вопил со скорбию после св. апостол Петр. Усомнились в то время в Господе и все остальные апостолы.

Даже св. Иоанн Богослов, неотлучно следовавший за своим Учителем и стоявший у Креста на Голгофе, хотя и продолжал быть верен возлюбившему его Иисусу, не имел тогда совершенной веры в Божественность своего Учителя: лишь после Воскресения, войдя в пустой гроб, где лежали пелены и головной плат, обвивавшие мертвое Тело Христово, он «виде и верова», что Христос воистину воскрес и есть Сын Божий.

Апостолы поколебались в своей вере в Иисуса, как в Мессию, потому что они ожидали и хотели в Нем видеть земного Царя, в Царстве которого они смогут сидеть «одесную и ошуюю» Господа.

Разбойник понял, что царство униженного и преданного на позорную смерть Иисуса из Назарета «несть от мира сего». Но именно того царства и искал ныне разбойник: затворялись за ним врата земной жизни, открывалась вечность. Расчеты с земной жизнью у него были покончены, он думал теперь о жизни вечной. И у порога вечности стала ему понятна тщета земной славы и земных царств. Он осознал, что величие заключается в праведности, и в праведном невинно мучимом Иисусе он узрел Царя правды. Не славы в земном царстве просил он у Него, но спасения своей души.

Вера разбойника, родившаяся из преклонения пред нравственным величием Христа, оказалась крепче, чем вера апостолов, хотя и плененных высотой учения Христова, но еще больше веровавших в Него ради происходивших от Него чудес и знамений.

Не совершилось ныне чудесного избавления Христа от его врагов, — и вера апостолов поколебалась.

Но проявленное Христом терпение, всепрощение и вера в то, что слышит Его Отец Небесный так ярко выразили праведность Иисуса, Его нравственную высоту, что, уверовав в Христа ради нее, нельзя было поколебаться тому, кто искал духовного и нравственного возрождения.

А того именно и жаждал, сознавший свое глубокое падение разбойник.

Не просил он у Христа быть в Его Царстве «одесную Его или ошуюю», но, сознавая свое недостоинство, он смиренно просил лишь «помянуть его во Царствии Своем», дать ему хоть последнее место.

Он открыто пред всеми исповедывал Распятого Христа Господом и просил у Него помилования.

Смиренная вера во Христа сделала его исповедником. Произволением своим он был даже мученик, ибо не побоявшись признать своим Господом всеми отверженного «Царя Иудейского», на Котором была сосредоточена вся ненависть безчисленного народа, собравшегося в те дни в Иерусалиме со всех концов мира на праздник Пасхи и вместе со своими старейшинами и священниками хулившего Христа, он конечно не устрашился бы и страдать за Него.

Так глубокое покаяние разбойника родило смирение и вместе с ним оказалось прочным основанием такой твердой веры, какой в то время не обладали ближайшие ученики Христовы.

Уверовавший разбойник проявил тот подвиг, на который тогда не был способен ни один из них.

«Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех», сказал Господь Иисус Христос (Мф. 10, 32).

Разбойник исповедал Христа, исповедал Его пред многочисленным народом издевавшимся над Ним, исповедал тогда, когда это никто не осмелился сделать и когда даже оставшиеся верными Ему немногие ученики и женщины лишь горькими слезами свидетельствовали о своей любви к Нему.

Разбойник сделал то, что некогда сделали три отрока в Вавилоне, отказавшиеся поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись «все народы, племена и языки»(Деян. 3, 7).

Уверовал разбойник в Господа страждущего, «исповеда Бога таящагося», прежде всех он познал Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Фил. 3, 10), прежде всех понял в чем состоит «Царство не от мира сего», уразумел «что есть истина» (Иоан. 18, 36-38).

Он первый уразумел, что есть Царство Христово, посему первый и входит в него.

Он первый увидел «Иисуса Христа и Сего распята» (I Кор.2, 2), первый проповедал «Христа распята, иудеом убо соблазн, еллином же безумие, самим же званным иудеем же и еллином Христа Божию силу и Божию премудрость» (I Кор. 1, 23-4).

Посему он первый и испытывает на себе Божию силу и мудрость, силу сострадающей и возрождающей любви Христовой, первый «услышал слух силы Креста, яко рай отверзеся им» (4 песнь канона Вознесения).

Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание Его тогда, когда весь мир был против Него, — вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая!

Многие грешат и надеятся на покаяние перед смертью, указывая на пример благоразумного разбойника.

Но способен ли кто на подобный ему подвиг?

«Помиловал Господь разбойника в последний час, чтобы никто не отчаивался. Но единого только, чтобы никто не уповал чрезмерно на Его милосердие» (Блаж. Августин).

«Таков его конец! Каков же будет наш — не знаем и какою смертью мы умрем, не ведаем: внезапно ли придет или с каким-либо предуведением»? (преп. Феодор Студит, «Наставление по поводу внезапной кончины брата»).

Сможем ли мы тогда нравственно переродиться в мгновение и духовно возвыситься подобно «спутнику Христову», «мал глас испустившему и велию веру обретшему»? Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью»? (слово св. Кирилла Александрийского «О страшном суде», печатаемое в Великом Часослове).

Посему: «Грешник не отлагай покаяние в грехах, чтобы они не перешли с тобой в другую жизнь и не отяготили бы тебя сверхмерною тягостию» (Блаж. Августин, «Илиотропион» св. Иоанна Тобольского, книга 4, глава 5).

Пример благоразумного разбойника да побудит нас не откладывать покаяния, а «срастаться Христу» (Гал. 2, 19) и «тепле каяться», дабы и нам испытать на себе «милость сострастия» (молитва Симеона Нового Богослова). «Плоть распявше со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24) будем ревновать о скорейшем полном внутреннем своем исправлении, предавая себя всецело воле Божией и прося у Христа милости и благодати.

«Разбойниче покаяние и нам подаждь Едине Человеколюбче, верою служащим, Христе Боже наш, и вопиющим Ти: Помяни и нас во Царствии Твоем» (Блаженные воскресны 4 гласа).

«Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя».

Святитель Иоанн (Максимович)

Блаженный Иоанн Чудотворец

"Книга записей о предстательствах блаженного Иоанна"; По публикации Братства преп. Германа Аляскинского

(продолжение, начало в №1)

6 Помощь в нахождении супруга

Мне хочется засвидетельствовать перед верующими православными христианами, что владыка Иоанн, хотя он и умер, но он жив для всех тех, кто к нему как к живому с верой обращается. Еще когда он был жив, я его считал святым, хотя и мало знал, но верил в его молитву и просил его молитв в случаях крайне для меня важных. Когда же он умер, я сразу же почувствовал потребность молиться ему, часто после богослужений в соборе спускался в усыпальницу и там читал Псалтирь. Было очень умилительно видеть какую-нибудь старушку со свечой в руках пред аналоем, с трудом вычитывающую сложные славянские слова, иногда совсем непонятные. Но зато Владыка их понимал, слышал и утешался, что живая душа для него трудится. Много бывало людей там, которые тихо, смиренно стояли, выжидая своей очереди читать и слушая торжественные слова, как бы относящиеся больше к потустороннему миру, откуда слушал их дорогой Владыка, чем к нам.

Раз я долго читал, и никого уже больше не было. Смотрю, я один с Владыкой! И что-то сжалось во мне, и я горько заплакал, упав на его мантию. Думалось мне, что коли он живой и уже с Господом и нас слышит, то пусть поможет мне в моих разных просьбах. И я усердно начал ему молиться о моей сестре, которая очень хотела выйти замуж, но из-за многолетней болезни не могла найти человека по душе. Вскоре пришли закрывать усыпальницу, и я ушел. Это было в воскресенье вечером. На другой день вечером сестра мне сообщает, что познакомилась с одним молодым человеком и почувствовала, что они друг другу понравились. Вскоре была свадьба, потом родился ребенок и теперь уже несколько лет они живут счастливо. Но замечательно то, что знакомство их произошло точно в тот час, когда я молился об этом Владыке.

Тимофей Горохов,

Салинас, Калифорния,

1969 год, май

продолжение следует...

Иоанн Чудотворец в России

(продолжение, начало в №1)

Благодатная помощь владыки Иоанна
(Воспоминания Цепилова Николая Федоровича, г. Ревда)

Родился Николай Федорович в 1928 г., его родители умерли в 1932 г. Он воспитывался в приюте свт. Тихона Задонского, который создал владыка Иоанн. Однажды Коля упал с качелей и разбился, лежал в госпитале. Не было надежды, что вообще выживет, не говоря уже о том, что будет ходить. В госпиталь никого не пускали. Только Владыку пускали в любое время. Он навещал мальчика и молился за него. Сделали операцию, которая прошла успешно, и мальчик смог даже ходить. Владыка очень много уделял внимания Николаю Федоровичу, который думал, что только ему он уделяет столько внимания. Сейчас-то понимает, что он был очень внимателен ко всем. После каждой службы Владыка давал детям просвирки (так их он сам называл) и конфеты. К уроку закона Божия все очень серьезно готовились из-за Владыки и получали пятерки. Оценку 4 боялись получить, потому что тогда было бы очень стыдно перед Владыкой. Праздник Рождества Христова устраивался на благотворительные средства под руководством святителя. С вечера все ребята искали женские чулки и привязывали их к спинке кровати. Не дождавшись подарков, засыпали. А утром обязательно в них были конфеты и игрушки: машинки, куколки. Утром Владыка служил обедню. А после этого дети со священниками ходили по квартирам «славить», то есть петь рождественские колядки, славить Христа. Днем дожидались гостей: приходил Владыка, иностранцы... Это было после трех часов дня. Елки ставили в корпусе девочек. Начиналось каждый год с одного и того же, все всё знали наизусть, тем не менее ждали с нетерпением. Это был спектакль о рождестве Иисуса Христа. Играли сами дети. Все переживали то, чтобы волхвы не дошли до Ирода и не сообщили, где находится Новорожденный. Для этого появлялся Ангел и сообщал намерения Ирода волхвам, что Ирод хотел убить Его. И все боялись, успеет ли Женька (или другой мальчик, который играл Ангела) сказать волхвам или нет. После спектакля было традиционное чаепитие, танцы и Дед Мороз раздавал подарки. Владыка тоже пил чай с детьми. Этот праздник детства забыть невозможно! «Я, - рассказывает Николай Федорович, - и по сей день стараюсь приготовить и положить рождественский сюрприз под елку всем своим взрослым и ребятишкам». Перед отъездом в Союз Владыка сказал Николаю Федоровичу: «Приди ко мне». Он пришел. Владыка сказал: «Бога ты не забудешь, а церковь ты оставишь». Подарил Библию, Евангелие, икону Николая чудотворца. Когда Николай Федорович приехал в Союз, таможенник отобрал все: «Хватит, начитался». В 2000 г. его дочка сказала: «Папа, пошли причащаться». С тех пор он ходит в храм. А Бога никогда не забывал, как и предсказывал Владыка, всю жизнь молился каждый день и обращался с молитвой к Владыке. В жизни были и чудеса. Вот как рассказывает об этом Николай Федорович. «Я просил Владыку помочь поступить в институт. Подал документы в педагогический институт на факультет физики. Но русский язык знал плохо, надежды написать сочинение без ошибок не было. На экзамене выбрал тему: «Что тебе нравится в специальности педагог?» Главная мысль в этом сочинении у меня была: «Педагог - это инженер человеческих душ». Когда ждал результата и объявляли оценки, то среди «двоек» моего имени не было. Среди написавших на отлично, естественно, тоже меня не назвали. И вдруг член экзаменационной комиссии говорит: «Хочу зачитать вам сочинение, хотя и не из самых лучших». И зачитывает мое сочинение при всех. Оценка «4». Это было чудо!» Другой случай. По клевете некоторых лиц на Николая Федоровича было заведено уголовное дело, к которому подключили генерального прокурора СССР. Николай Федорович не переставал обращаться с молитвой к Владыке, и через какое-то время пришло уведомление из Москвы, что дело пересматривается, а местный прокурор области был отстранен от рассмотрения этого дела. Новый назначенный прокурор дело закрыл. Однажды привезли масло от раки Владыки из Сан-Франциско. Николай Федорович простудился, начался сильный насморк. Помазал нос маслом на ночь. Утром насморка не стало. Сам удивился.

  Николай Федорович поведал следующую историю. На переселенца из России в Китай Уварова Бориса Григорьевича, работавшего с 1939 г. воспитателем в шанхайском приюте, обрушились тяжелые испытания. Советские карательные органы арестовали его в Шанхае и переправили в Союз как изменника Родины. До работы воспитателем в приюте он был адъютантом генерала Семенова Г. М., который во время гражданской войны воевал против Советской власти в чине атамана бело-казачьих войск, а после разгрома Белой армии эмигрировал в Манчжурию, где создал свои отряды. После ареста уже немолодого Уварова сильно избивали. Он был осужден на длительный срок лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. После освобождения из лагерей Уваров выехал в г. Ялту, где проживала мать одного из сокамерников. «Поезжай к моей матери в Ялту, она тебя пропишет», - так советовал сокамерник. Там он прописался в квартиру этой женщины и женился на ней. Но жить ему там было невозможно, так как милиция требовала от него покинуть город в связи с тем, что он, как репрессированный, по предписанию мог проживать только в мелких населенных пунктах, к числу которых Ялта не относилась. А куда ему ехать в огромной стране без знакомых и родных?! В Шанхае Уваров работал под руководством владыки Иоанна, очень сильно почитал его и при сложных ситуациях обращался к нему с молитвой. И в этот раз с верой в молитвенное предстательство Владыки Уваров послал телеграмму на имя главы государства Хрущева Н. С. следующего содержания: «Верните меня туда, откуда взяли», то есть в Китай. От Хрущева он получил ответ (вернее, копию ответа, а подлинник был направлен в органы власти), в котором было сказано, чтобы ему дали разрешение на прописку в Ялте и пенсию. Это и было исполнено. Так, благодаря благодатной помощи владыки Иоанна, Уваров вышел из трудной ситуации. Сейчас его уже нет в живых.

продолжение следует...

Соборные молитвы
ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому и ко
Святым Царственным Мученикам: Благоверному Царю Николаю, Благоверной Царице Александре, Благоверному Царевичу Алексию, Благоверным Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

     Фонд имеет пастырское благословение на чтение акафистов и канонов Святым Царственным Мученикам и на публикацию расписания для друзей Фонда и желающих помолиться у себя дома. После Светлой Седмицы мы продолжим почти каждый понедельник читать акафисты поочередно каждому из Святых Царственных Мучеников. Для желающих прислать записки просьба делать это в действительной нужде и если Вы будете молиться вместе с нами. Следующий акафист будет читаться Благоверному Царевичу Алексию 09 мая в 19:00.

     Мы рады получить любую информацию о соборных молитвах ко Святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому Чудотворцу и Святым Царственным Мученикам и Страстотерпцам.

Небесный ангел

Незабвенной памяти Светоча Русской Православной Церкви Старца Николая (Гурьянова) к третьей годовщине со дня блаженной кончины

III

(продолжение, начало в №3)

Мы взяли соборное масло, оставшееся после недавнего соборования, тихо кисточкой смазали чело, глаза, уста, уши, грудь. Батюшка улыбался. Невозможно было без слез и сильнейшего душевного потрясения взирать на исход благословенной, ангельски чистой Херувимской души. Он весь был свет и покой, тишина и мир. Свет, источающий Любовь Христову. Все плакали, едва осознавая, что мы все же навеки прощаемся с дорогим духовным Отцом, духовником тысяч страждущих и молящихся о том, чтобы Господь Бог не разлучал с любимым пастырем. Казалось, жизни уже не было в его светящемся как свеча теле. Но вдруг, после того, как помазали грудь, Старец протянул обе руки для помазывания елеем и кротко, зримо улыбнулся. Время остановилось в душе. Не мы, а Ангел-Хранитель дочитывал Канон, хотя звуки исходили из наших уст... Доктор тихо стояла на коленях рядом, постоянно измеряла давление: 90х70, 80х50... Слышала себя читающей уже вторую молитву на разлучение души: «Господи Боже наш, иже неизреченною Твоею мудростию создавый человека»... На прошении: «сего ради молимся Тебе Безначальному и Безсмертному Отцу, Единородному Твоему Сыну и Пресвятому Твоему Духу, да от тела разрешение Старца Батюшки Николая во упокоение сотвориши...» — доктор сжала мою руку и заплакала неутешно, уткнувшись лицом в Батюшкину постель: «Все», — тихо прошептала она...

Было около 17.30 вечера...

Как позже нам рассказал служивший в храме на Острове в это время иеромонах Феофил, насельник Псково-Печерского монастыря, во время чтения Евангелия на Всенощной с напрестольного храмового Евангелия дважды отпадала дробница — центральная икона Воскресения Христова, помещаемая посреди изображения четырех Евангелистов, на окладе.

В сердце звучали слова незабвенного Батюшки: «Я всегда был с Господом! Не отступал от Господа! Живите с Господом! Целуйте вере Православной стопы — укрепляйте веру!»

Старец перешел от жизни временной в жизнь вечную... Утрата ощутима земная, но духовная сила молитв Старца укрепляет веру в то, что он неизменно с нами, что он не оставил нас... Снова и снова в душе его светлые и чистые глаза и слова: «Драгоценные мои, все земное — слабое отражение Небесного, Божественного». Часто Батюшка просил приходящих к нему помолиться о нем, когда услышат, что его не стало. Даже смущал многих, спрашивая: «Вы знаете мое имя, меня Николаем зовут»... Но душа противится и не принимает слов «не стало»... Ибо души Праведников, таких как Батюшка Николай, радуясь восходят ко Творцу и, ограждаемые силой Христа, избегают козней вражиих на мытарствах. Созерцание шествия духоносной души подвижника в жизнь вечную дает нам надежду и на его святые молитвы у Престола Божия. Мы веруем несомненно, что Русская Церковь, вся Православная Церковь и весь мир обрели еще одного молитвенника в Небесном Царствии святых и праведников.

Прикровенно Батюшка подготовил нас ко дню своего отшествия. Мы знали, что он упокоится именно на Успение Царицы Небесной. Но не думали, что это будет так скоро. Любовь и молитвы к Ней, Заступнице мира христианского, обнимали всю его многострадальную жизнь. К Ней, именно к Матери Божией он возносил свой молитвенный вопль о гибнущих и страждущих наших душах. Всегда восхвалял Богородицу: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая»... Эта молитва была его Богородичным правилом, которому он преобучал всех слушавших и слушающих его. Славословие Пресвятой Деве не сходило с уст: все пели вместе с Батюшкой эту молитву непрестанно.

Схимонахиня Николая

продолжение следует...

Русский храм на чужбине

(продолжение, начало в №1)

НИКОЛАЙ-ГРАД

Греческое имя Николай - одно из самых распространенных в России, отмечает оно немало выдающихся личностей и в последних ветвях династии Романовых: Государь Император Николай Первый (1796-1855); Главнокомандующий Дунайской армией в русско-турецкую войну Великий князь Николай Николаевич (Старший) (1831-1891); председатель Русского исторического общества Великий князь Николай Михайлович (1859-1919); Верховный Главнокомандующий Русской Императорской армией в Первую мировую войну Великий князь Николай Николаевич (Младший) (1856-1929).

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, является небесным покровителем Государя Императора Царственного Мученика Николая Второго (1868-1918), родившегося 6 мая по старому стилю - как раз накануне 9 мая, когда празднуется память Чудотворца: Николы Вешнего, - в честь перенесения мощей святителя из Малой Азии в Бари, он же Бар-град, который русским впору переименовать в Николай-град.

Все это не случайно, хотя бы оттого, что вслед за сыном Государя Петра Первого Царевичем Алексеем в Бари побывал Цесаревичем и будущий Государь Николай Второй, распорядившийся перемостить на свои кабинетные средства мрамором нижний храм Святителя Николая, под главным престолом которого находится гробница с честными мощами Чудотворца. А создание русского храма в Бар-граде началось с письма Великой княгини, теперь преподобномученицы, Елизаветы Федоровны в 1911 году, в котором она Государю Николаю Александровичу писала:

«Дорогой Ники!

Посылаю Тебе мой доклад по важному вопросу - строительству в Бари русской церкви и странноприимного дома. Я, конечно, уверена в том, что единственный человек, которого Святитель Николай хотел бы видеть во главе этого благочестивого начинания, предпринятого в Его честь и из любви к своему народу, и который почитает Его превыше всех святых - это Ты, наш Государь, сподобившийся величайшего утешения - принять во Святом Крещении имя "Николай" в честь Святителя Николая. Если Ты сочтешь это разумным, то напиши на докладе свою резолюцию, что Ты желаешь быть во главе комитета...»

Кто же такой святитель Николай Чудотворец - истинный основатель Николай-града, духовно раскинувшегося от древней Малой Азии до земли Италийской и России с ее исконным «Русским Богом» Николаем Угодником?

Родился будущий святитель Николай около 280 года в древней Ликии, расположенной на полустрове Малой Азии, в городе Патары - место в нынешней Турции на побережье невдалеке от города Анталья. Крупный порт Патары памятен христианам тем, что в нем садился на корабль святой апостол Павел, направляясь с Родоса в Финикию, о чем упоминается в Новом Завете (Деян. 21, 1).

Родители Николая Феофан и Нонна были благородного рода, весьма зажиточны и благочестивы, но Бог долго не давал им детей. Их молитвы были услышаны, когда эта стареющая чета принесла обет посвятить сына служению Господу. Данное младенцу при крещении имя Николай - «Побеждающий народ», - указывало, что ему в своей жизни много придется преодолеть злобы людской.

Предназначение малыша проявилось сразу же, когда мальчик сам, без поддержки смог простоять в крещенской купели при совершении таинства в течение трех часов. Другое предание говорит: грудной Николай принимал молоко только из правой груди матери, а в постные среду и пятницу не проявлял аппетита. Есть также предание, что когда стали приискивать родители учителя только начавшему говорить Николаю, тот по складам произнес имя педагога, который должен научить его грамоте.

Отроком и юношей Николай отличался прилежанием как в науках, так и в благочестии. Строгий подвижник, он избегал общества женщин, а при случайных встречах и разговорах старался не глядеть им в лицо. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, посте и молитве. Николаю настолько удалось преодолеть греховную страстность, что этот юноша казался старцем, отрешившимся от всего земного. Он ревностно показал себя в званиях чтеца и диакона.

Владимир Черкасов-Георгиевский

продолжение следует...

Книга воспоминаний "шанхайца"

Николая Цепилова

(продолжение, начало в №1)

ЯНКИ В ГОРОДЕ

Шанхай заполонили Янки: моряки с военных кораблей, летчики и прочие военнослужащие США, На аэродромах и над городом летали американские самолеты. По городу курсировали военные "студибейкеры и джипы.

И вот что любопытно: стоило тебе поднять руку и показать, куда тебе надо ехать, грузовик с солдатами иди порожний останавливался, усаживал тебя и двигался в нужном направлении, пока не попросишь, чтобы тебя высадили. Меня выручал английский язык, которьм не плохо владел. Я часто использовал военный транспорт, чтобы не идти домой пешком.

Бывало и так: ребятам хотелось побывать на аэродроме. поглядеть на самолеты. Наша школа - Коммерческое училище находилось почти на окраине города. Мимо нас часто проезжали военные грузовики, направлявшиеся на военный аэродром. Ребята останавливали грузовик и просили подвести их в сторону "Лунхуа", где был расположен военный аэродром. Солдат - американец брал нас и подвозил до границы зоны. Подъехав к каналу "Зикавей" он предупреждал, что дальше везти нас не может. Я уговаривал его подвести к проходной и там нас высадить. У проходной он сказал постовому, что в грузовике сидят ребята школьники. Я просил офицера пропустить нас посмотреть самолеты. Дежурный поручил одному из подчиненных провести экскурсию для нас.

Нас подвезли к большому бомбардировщику типа "Douglas". Я все это время был рядом с летчиком, а ребята расползлись как тараканы. Экскурсовод - солдат показал и самолеты, и свою казарму. Жили летчики по двое в комнате в специально отстроенном помещении. Потом сводил в кантин (буфет), набрал там шоколаду, конфет, "chewing gum" для меня и отвез на проходную, там с попутной машиной меня отправили домой.

А однажды, мы также напросились подвезти нас парней к аэродрому. На сей раз, солдат оказался несговорчивым. Довез нас только до моста через канал и высадил. Здесь охрану обеспечивали китайские часовые. Китайца мы не смогли уговорить, чтобы пропустил нас к проходной. Стали его расспрашивать про эмблемы, значки, его пуговицы, которые были на его форме. Одним словом "заговаривали ему зубы". Тем временем вытащили у него из обоих патронажей четыре магазина к автомату и решили пробираться на аэродром самостоятельно. Под мостом подползли к насыпи, и по этой высокой насыпи поднялись до проволочного заграждения, окружавшего территорию аэродрома. Китайский часовой, в ста метрах от нас, заметил и поднял пальбу в воздух. Поднял тревогу. Мы успели перелезть через ограду и увидели, что в нашу сторону направляется американский джип. Рядом был какой-то люк. Быстро залезли в этот люк, чтобы отсидеться. Когда пригляделись, то поняли, что это подземные ходы, ведущие в сторону аэродрома. Решили, что прошло порядочно времени, американцы нас потеряли. Прошли по подземному коридору до другого ближайшего люка. Послали на разведку одного из парней и ждем. Наш разведчик пропал. Послали следующего выяснить - в чем дело. Не дождались и второго разведчика. Тогда решили идти все вместе. Гуськом, друг за другом проследовали до другого соседнего люка, чтобы выбраться на волю. Поочередно стали выбираться из подземелья, рассчитывая на свою безнаказанность.

продолжение следует...

Воскресенье 

25. Святаго апостола и евангелиста Марка (I).
Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (1379). Иконы Божия Матери Цареградския (1071).

Понедельник 

26. Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (ок. 322). Святителя Стефана Великопермскаго (1396). Праведныя Глафиры девы (322). Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго (XIII) (серб.).

Вторник 

27. Святаго апостола и Священномученика Симеона, сродника Господня (107). Преподобнаго Стефана, игумена Печерскаго, епископа Владимиро - Волынскаго (1094). Праведнаго Евлогия странноприимца (IV).

Среда 

28. Святых апостолов Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286). Святителя Кирилла, епископа Туровскаго (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (I).

Четверг 

29. Святых 9-ти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (III). Преподобнаго Мемнона чудотворца. Мучеников Диодора и Родопиана диакона (III-IV). Святителя Василия, епископа Захолмскаго (XVI) (серб.). Мученика Иоанна Валаха (румын.).

Пятница 

30. Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова (44). Святителя Никиты, епископа Новгородскаго (обретение мощей, 1558). Святителя Доната, епископа Еврии (ок. 387). Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (обретение мощей, IV). Мученика Максима.

Суббота 

МЕСЯЦ МАЙ
1. Святаго пророка Иеремии (VI в. до Р. X.). Преподобнаго Пафнутия Боровскаго (1477). Священномученика Макария, митрополита Киевскаго (1497). Преподобномученика Ваты Персянина (IV). Благоверныя Тамары, царицы Грузинския (начало XIII). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Икон Божия Матери: Царевококшайския, или Мироносицкия (1647), Андрониковския и именуемыя "Нечаянная Радость".

 

О Фонде История проектов Фонда Обсудить на православном форуме Архив рассылки
Ждем Ваши вопросы и предложения по адресу info@adamovka.ru
Фонд Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца

Москва, Россия
Russian France Deutch Italian English Netherlands Chinese



Редакция рассылки "ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО" не несет ответственности за содержание рекламных материалов, публикуемых почтовыми службами рассылок.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.orthodoxworld
Отписаться

В избранное