Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости... Fwd: Принимая прибежище у Кришны. Часть 6



[Text 693578 from CIS]


ЕС Джаяпатака Свами
Принимая прибежище у Кришны (новая книга, изданная в 2006 год)


Перевод бх. Елены Палий
Редактура Рага Марг даси

Глава 2
Преодолевая рождение и смерть

Тонкое тело состоит из 16 элементов: пяти познающих органов чувств, пяти
органов действия, пяти объектов удовлетворения чувств и ума. Оно - результат
действия трех гун материальной природы и наполнено непреодолимыми и сильными
желаниями. Поэтому живое существо вынуждено переселяться из одного тела в
другое, рождаясь то человеком, то животным, то полубогом. Получая тело
полубога, оно, несомненно, ликует. Рождаясь человеком -- постоянно горюет.
Попадая в тело животного - все время пребывает в страхе. Однако, в каких бы
условиях оно ни оказалось, оно везде несчастно. "Его жалкое положение
называется самсрити, или скитанием в материальном мире" (ШБ 6.1.1).

Жизнь на райских планетах

Рождаясь на райских планетах, души чувствуют ликование. Здесь, в материальном
мире, в человеческой форме жизни много скорби, в животной -- постоянный страх.
У нас есть опыт жизни человека и животного, но опыта полубогов нет. Люди
слышали о том, что существует рай и что, когда туда попадаешь, испытываешь
множество чувственных наслаждений. В священных книгах различных религий так рай
обычно и описывают. В Коране говорится о различных видах удовольствий,
доступных там. Мормоны считают, что в раю вы воссоединяетесь со своей семьей,
чтобы всегда быть вместе. Члены семьи счастливы, никто не страдает, и в
основном все сознают Бога.

Это описание рая соответствует условиям жизни на высших планетных системах
вселенной, где люди благочестивы, соблюдают законы Бога, а также имеют
возможность удовлетворять свои материальные чувства. Но, согласно Ведам, там
нельзя оставаться вечно. Живое существо возвращается с этих планет и, в
соответствии со своей кармой, принимает рождение в теле человека или животного.
Можно прожить на райских планетах тысячи и миллионы лет по нашему исчислению,
и, казалось бы, это очень долго, но с точки зрения вечности -- лишь капля в
море. Это время пролетает незаметно.

Жизнь в духовном мире

Истинная цель жизни -- вернуться домой, к Богу, в Его изначальное духовное
царство. Но в духовном царстве Бога нет материальных чувственных наслаждений.
Там все связано со служением Господу. Это означает, что до тех пор, пока мы
думаем о личных чувственных удовольствиях, то есть о том, как ублажить свое
тело, пока это остается нашей целью жизни, мы будем вынуждены снова и снова
рождаться в материальном мире. Конечно, некоторые не настолько эгоистичны и
мыслят шире. Они хотят счастья не только себе, но и членам своей семьи.

Разные уровни широкого мышления

Люди трудятся не покладая рук, особенно в Индии. Индийские семьи по-прежнему
очень сплоченные, как это было в прошлом веке в Америке, когда братья со своими
детьми жили под одной крышей. Я видел одну такую большую семью, где пятеро
братьев жили вместе с пятьюдесятью пятью родственниками! Они относились к своим
племянникам как к собственным детям. Все двоюродные братья, живущие вместе,
считали друг друга родными братьями. Удивительно, что в Индии, если вы
знакомитесь с кем-то, он представляет своего двоюродного брата: "Это мой брат".
И вы должны переспрашивать: "Родной брат?" -- "Да, родной двоюродный брат!"

В Америке своего двоюродного брата вы, может, видели только раз в жизни. Он не
играет большой роли, поскольку время разбросало семьи по разным местам. Семья
семье рознь, и этнос этносу тоже, но в Индии, если вы говорите "двоюродный
брат", имея в виду сына вашего дяди, вас непременно поправят: "Нет, он мой
родной брат, он племянник дяди мужа моей сестры, по браку, понимаете, в общем,
очень близкий родственник!"

Иногда индиец, встречая во время путешествия своего земляка из родного района
или деревни, очень радуется и называет его "деревенским братом" -- "апун",
родным братом из одной деревни! Эта и другие традиции существовали с
незапамятных времен и были очень благотворны. Так что естественно, что
некоторые люди пытаются трудиться на благо своей семьи, своей деревни, своего
штата, а некоторые патриоты -- на благо страны. Они готовы жизнь отдать за
Родину. Конечно, все это находится на материальном уровне и приводит человека
вновь в материальный мир.

Прабхупада объяснял, что широко мыслить можно по-разному. Кто-то думает о
стране, кто-то о человечестве, кто-то об экологии. Сейчас некоторые люди
обеспокоены парниковым эффектом, угрожающим всему миру. Их занимают куда более
глобальные вопросы -- можно сказать, вселенское благополучие всего человечества
или целой планеты. Другие озабочены истреблением животных или вымиранием редких
видов. Но поистине широко мыслит тот, кто заботится обо всех живых существах.

Однажды в какой-то телепередаче выступали африканцы, которых возмущало то, что
из-за плохого управления в Ботсване погибли сотни тысяч диких животных, но тут
же они говорили, что спешат домой к прекрасному ужину из креветок. А как же
бедные креветки? Точно так же, как дикие животные хотят бродить по полям,
креветки хотят ползать по дну окаена!

Поистине широкое мышление

Шрила Прабхупада объяснял, что человек, сознающий Кришну, видит душу во всем.
Он понимает, что Господь на самом деле является Отцом, Источником, Абсолютной
Истиной, основой всего сущего. Он старается трудиться на благо всей вселенной,
не делая различий и не желая славы. Не то что лозунги непреданных: "Диких
зверей защищай, креветок бей без разбору!" или "Важно спасение животных
тропических лесов, но можно резать коров!"

Преданные не хотят никого убивать. Это не вопрос жизни и смерти. Очень легко
быть здоровым: вегетарианская диета естественна и медицински одобрена. В
священных писаниях говорится, что люди должны есть пищу, предложенную Кришне.
Кришна принимает только листья, цветы, злаки, фрукты, молоко и другие продукты
в гуне благости. Освященная, предложенная пища -- самая подходящая для
духовного прогресса.

Нет такого животного, которое хотело бы быть убитым. Нет такого цыпленка,
который не убежит, если вы дадите ему шанс, из-под занесенного над ним топора.
Они бегут даже с отрубленной головой. Они не хотят, чтобы их убивали. Когда вы
ловите рыбу, она пытается уплыть. Поэтому так тяжела рыбалка -- рыба хочет
спастись. Она не хочет закончить свою жизнь на сковородке рыбака. Культура
охотников считается культурой варваров или аборигенов.

Молясь Богу в умонастроении слуги

Господь Чайтанья раскрыл трансцендентные игры Кришны, даже сокровенные
супружеские, поскольку большинство людей считают Бога чем-то безличным. Они
думают, что Абсолютная Истина или Бог -- это свет или что-то неопределенное. У
них нет с Ним длительных личностных взаимоотношений, которые могли бы заменить
им те, что существуют в материальном мире. Они относятся к Нему как к мальчику
на побегушках, которому дают список покупок: "...Я хочу это, хочу то, помоги
моему соседу выздороветь, помоги этому выздороветь, помоги тому". Так
обращаются со слугой: "Дай мне это, дай мне то". Но настоящая любовь -- это
когда вы приходите без каких-либо требований и стараетесь служить Господу,
чтобы доставить Ему удовольствие. Из чувства благодарности и по Своей
беспричинной милости Он Сам естественным образом исполняет желания Своих
преданных.

Однажды, когда Шрила Прабхупада был болен, он сказал своим ученикам: "Не
молитесь Кришне, прося оставить меня здесь, молитесь так: "Дорогой Господь,
если Тебе будет угодно, если Ты того хочешь, пожалуйста, не забирай нашего
духовного учителя и позволь ему выздороветь".

Преданный ничего не требует у Кришны. Если Кришна хочет, чтобы что-то
случилось, преданный не будет возражать. Когда у Господа есть несколько
вариантов, для Него равнозначных, тогда преданный может сказать Кришне, что
какой-то из них ему нравится больше. Но если у Кришны другие планы, то
преданный не будет в них вмешиваться -- он хочет лишь, чтобы Кришна был
удовлетворен. В этом разница между чистой преданностью и смешанной.

Шри Чайтанья Махапрабху философски изложил науку наших взаимоотношений с
Кришной. Это наиболее полное и возвышенное объяснение во всем мире. Он
охарактеризовал различные уровни преданности: 1. когда преданный следует
правилам и предписаниям священных писаний и желает получить что-то взамен;
2. когда он желает освобождения; 3. когда он не имеет желаний, но знание его
неполно; 4. когда он обладает всей полнотой знания, хочет служить Кришне и не
имеет никаких желаний, отличных от желаний Господа.

Обретая трансцендентное счастье

"На каком уровне я нахожусь? Насколько чиста моя любовь к Кришне? Действую ли я
ради собственного чувственного удовлетворения или ради удовлетворения Кришны?
Или, может, у меня есть материальные желания? Как же мне их постепенно
превозмочь?" -- эти вопросы понятны. Если мы не можем полностью сосредоточить
свой ум на Кришне, то можем служить Ему, следуя определенным правилам и
предписаниям, и так избавиться от материальных желаний. Тогда мы обретем
счастье, которое испытывает человек от взаимоотношений с Богом, от
взаимоотношений с Верховным Господом, -- это и есть трансцендентное счастье.

Тонкое тело

У нас есть пять познающих органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожа (зрение,
слух, обоняние, вкус и осязание) -- и пять органов действия: руки работают,
ноги работают, гениталии работают, рот жует, пищеварительный тракт работает.
Затем идут объекты удовлетворения чувств. На самом деле эти объекты имеют
тонкую природу. Например, познающие органы чувств и объекты чувств, наши зрение
и слух: мы не видим определенный спектр цветов и не слышим определенный
диапазон звуков. У кошки этот диапазон другой, у собаки -- тоже: она может
слышать то, чего не можем мы. Существует особое устройство, которое отпугивает
крыс. Мы не слышим издаваемые им звуки, но крысы слышат, сходят от них с ума и
разбегаются. Так или иначе, объекты чувств связаны с чувствами на тонком
уровне. Почему нам хочется пробовать что-то, увидеть, почувствовать, услышать?
Все это находится на тонком ментальном уровне и контролируется умом. Тонкое
тело в свою очередь контролируется гунами материальной природы и является
продуктом материальной природы. Это объясняет наличие в тонком теле
непреодолимых желаний. Именно поэтому живое существо не может перестать желать.
Желания переходят с одного объекта на другой. Они сидят прямо во внутреннем
"я", в тонком теле. И мы вынуждены переселяться из одного тела в другое,
гонимые различными желаниями, до тех пор, пока не станем сознающими Кришну.

Выходя за пределы грубого и тонкого тела

Появляющееся в нас желание задействовать ум и чувства в служении Кришне не
является материальным. Благодаря ему мы выходим за пределы грубого и тонкого
тела, очищаем их и притягиваемся, будто магнитом, к Кришне и духовному миру.
Это единственный способ противостоять влиянию материальной природы. Необходимо
понять, как действует этот материальный мир. Книги Шрилы Прабхупады призваны
нам в этом помочь. Они -- практические научные руководства для каждого. Мы
должны разобраться в том, что такое материальное тело, что такое тонкое тело,
что заставляет нас получать определенный тип тела, как мы меняем одно тело на
другое и как можем избежать рождения в новом теле после смерти старого. Кто
хочет получить еще одно обусловленное, материальное, невежественное тело и
оставаться в круговороте обусловленной жизни? Если у нас есть возможность
служить Кришне, то не имеет значения, в каком теле мы находимся, но если мы
пребываем в невежестве, тогда существование в материальном теле подобно жизни в
аду.

Продолжение следует

В избранное