Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости... Fwd: Пища богов



[Text 693130 from CIS]

17 июля 2007

Александр Солдатов, Валерий Емельянов

Пища богов

Полная готовность

Мода на "религиозную кухню" пришла в Россию. Это увлечение подпитывается
стремлением не только к духовно полезному, но и к экологически чистому

Маркетологи даже заметили, что религиозное словцо в самом названии товара
("Святой источник", вино "Монастырское", пельмени "Благолепные", хлеб
"Просфорный" и т.д.) вызывает особое доверие покупателя – он воспринимает
такое словцо как гарантию качества, чистоты и полезности продукта. Если
хотите – экологичности, как ни кощунственно это звучит. То же в последнее
время относится и к нехристианским брендам – халялю, кошеру и прасаду. В
крупных городах России появляются магазины и рестораны, предлагающие только
"священную" еду, – и они пользуются коммерческим успехом. Если еще лет 20
назад "религиозная еда" воспринималась советскими людьми как атрибут
национальной традиции, то сейчас многие узнали и усвоили ее духовный смысл.
Ведь в мировых религиях еда – не примитивный физиологический акт. Масса
пищевых запретов и, наоборот, кулинарных традиций делят всю пищу на чистую и
не-чистую, наполняют сам процесс еды высоким смыслом. Вот, красное
пасхальное яичко – оно не просто красиво, это еще и символ Воскресения, его
впервые преподнесла Мария Магдалина римскому императору как знак новой
жизни, искупленной кровью Христа. И мусульмане режут барана на Курбан-байрам
как знак признания Богу за то, что Он разрешил Ибрагиму заменить
приготовленного в качестве жертвы своего сына Исмаила на ягненка. Так же и
пресные лепешки мацот (маца) служат для евреев напоминанием о дарованном им
Богом избавлении от египетского рабства. Конечно, люди воцерковленные
постоянно употребляют в пищу ту или иную святыню. Помимо упоминавшегося
Причастия православные после каждой литургии вкушают освященные антидор
(кусочки просфоры, из которой был приготовлен Агнец, преложившийся на
литургии в Тело Христово), просфорки, теплоту (или "запивку" – красное вино,
растворенное кипятком), дома пьют святую воду, вкушают артос (кусочки
особого пасхального хлеба). А в последнее время к этому прибавились еще и
выпускаемые разными 'монастырями освященные сухарики, чаи и травяные настои,
мед и квас.

Впрочем, самым любопытным проявлением моды на "религиозную пищу" стали
причудливые "межконфессиональные" кулинарные связи, спонтанно сложившиеся
между православными и кухнями других религий – мусульманской, иудейской и
кришнаитской (индуистской). Среди посетителей открывшихся в Москве
мусульманских и кришнаитских магазинов можно встретить людей, не имеющих к
этим религиям никакого отношения. На уровне рациональном халяль и кошер (то
есть пища, приготовленная в соответствии с древним традиционным ритуалом) –
это гарантия того, что такая пища является здоровой и полезной для
организма. Такие представления во многом оправданы. Помимо того, что скот у
мусульман и иудеев забивается с молитвой, эта процедура проводится так, что
животное не успевает испугаться и выделить вредный адреналин. Впрочем,
индуисты и, например, христиане-адвентисты считают, что любое мясо вредно –
и потому, что оно появляется в результате насилия над душами животных, и
потому, что тело человека – это сосуд Божий, который негоже загрязнять
грубой мясной пищей. Подобные представления характерны и для православного
монашества, где, правда, акцент делается на аскетическом вреде мяса,
которое, дескать, разгорячает кровь и порождает блудные помыслы.

Высочайшего уровня искусство приготовления постных деликатесов достигло в
православных монастырях, особенно – крупных и престижных, типа московского
Свято-Данилова. Его шеф-повар – иеромонах Гермоген, сам вид которого –
упитанный и благодушный – лучшая реклама монашеской кухне. На православном
телеканале "Спас" он ведет программу "Кухня батюшки Гермогена". Питаться
непосредственно в Даниловом монастыре очень престижно. В его трапезную
пускают по особому благословению патриаршего наместника. Но если вы
достаточно состоятельны, монастырские блюда вам предложат в расположенном по
соседству ресторане "Даниловский". Особым православным шиком считается
отобедать в трапезных палатах храма Христа Спасителя, которые официально
принадлежат правительству Москвы, поэтому свободно сдаются в аренду вместе с
поварами. Для православных попроще действуют опекаемый Сретенским монастырем
на Лубянке ресторан "Архондарик" и непритязательное православное кафе
"Ямское поле", которое периодически закрывается из-за финансовых трудностей.
Во время постов многие православные москвичи ходят в японские рестораны или
даже в кришнаитские заведения – а что делать, если наши рестораны ничего
постного предложить не могут? Правда, как учат некоторые священники, в
последних дают "идоложертвенную" пищу, но если ее перекрестить, она
становится вполне "вкушабельной".

Блицпоход по московским магазинам, торгующим религиозной пищей, не особенно
вдохновил. Цены на изящные кондитерские и вегетарианские изделия в
индуистском супермаркете на Кузнецком Мосту, скажем так, высоковаты. То же
можно сказать и о ценах на кошерное мясо в магазине на Трифонов – ской
улице, принадлежащем синагоге в Марьиной Роще. В магазине при Соборной
мечети лежало неплохое, хотя и чуть более дорогое, чем в обычных магазинах,
мясо. Но вот колбасные изделия подкачали. После варки дома купленных здесь
"халяльных" сосисок вода окрасилась в цвета, напоминающие речку, в которую
ухнул все свои отходы местный химкомбинат.

В общем, оно, конечно, человек – это во многом то, что он ест, но все же не
хлебом единым он жив. И к месту будет, наверное, бендеровское: "Не делайте
из еды культа!" Кстати, сказано это было, когда Остап отнимал у Паниковского
вегетарианский (или все-таки постный?) огурец.



----------------------------------------------------------------------------
----


Среди посетителей мусульманских и кришнаитских магазинов можно встретить
людей, не имеющих к этим религиям никакого отношения. Просто они покупают
экологически чистые продукты



----------------------------------------------------------------------------
----


"ФИРМЕННЫЕ" БЛЮДА И "ФИРМЕННЫЕ" ЗАПРЕТЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

1. Христианство

(по версии русского православия)

"Фирменные" блюда:

– кулич, крашеные яйца, творожная пасха (на Пасху);

– кагор, просфора и хлеба, освящаемые на литии (ритуальные питье и пища в
течение всего года);

– блины (на Сырную седмицу, или Масленицу);

– постные пирожки, блюда из рыбы, супы.

"Фирменные" запреты:

– блюда, содержащие жидкую кровь;

– алкоголь в больших количествах;

– любое мясо и птица (для монашествующих);

– мясо, молоко, яйца, рыба и продукты из них, а также постное масло (во
время строгих постов).

2. Ислам

"Фирменные" блюда:

– блюда из баранины (в том числе ритуально заколотой на Курбан-байрам):
плов, шашлык, кебаб;

– финики (их рекомендовал пророк Мухаммед);

– кумыс, тан и подобные им кисломолочные продукты;

– чебуреки, кутабы;

– суп шурпа;

– халва и сладости из меда (пророк Мухаммед называл мед благословенным
продуктом).

"Фирменные" запреты:

– свинина;

– алкоголь;

– мертвечина и мясо с кровью;

– любое мясо, заколотое не с именем Аллаха;

– мясо ездовых животных, за исключением (с некоторыми оговорками) конины и
верблюжатины.

3. Иудаизм

"Фирменные" блюда:

– маца (пресный пасхальный хлеб);

– хаменташи (печенья на праздник Пурим);

– пасхальный ягненок, запеченный на открытом огне с внутренностями;

– харасет;

– гефелте-фиш;

– сладкое вино (типа "Кинг Дэвид"), "Фирменные" запреты:

– свинина;

– жвачные животные с раздвоенным копытом;

– рыба, не имеющая чешуи (соответственно запрещена черная икра), моллюски и
морские "гады";

– вино, приготовленное или открытое неиудеем;

– совместное вкушение мяса, молочных продуктов и растительной пищи.

4. Индуизм

"Фирменные" блюда:

– кичади (острый рис с бобами);

– чай "Гуру" (с молоком);

– сабджи (тушеные овощи с пряностями);

– лепешки: пресные чапати и в масле рати;

– ласси (фрукты в сахаре и пряностях на йогуртовой основе).

"Фирменные" запреты:

– мясо;

– яйца;

– рыба;

– молоко (в некоторых направлениях);

– алкоголь (в некоторых направлениях).

Источник: Огонек

http://www.religare.ru/article43622.htm

В избранное