Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой крест

  Все выпуски  

Мой крест Подготовка к молитве


“Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа”. (2Фесс.1:11,12)

Перед тем как рассмотреть молитвенные просьбы апостола Павла из Второго послания к Фессалоникийцам (1:11-12), мы остановимся на тех истинах, которые апостол полагает в основание своей молитвы. Ведь он начинает свою молитву словами: “Для сего и молимся всегда за вас…” (стих 11). Для чего молимся? Понятно, что Павел может ссылаться только на то, о чем он говорил выше в этой главе, исключая, возможно, приветствие (стихи 1, 2). В то время было принято начинать письмо с благодарения, и Павел следует этому обычаю. Слова благодарения обычно тщательно готовили специально для читателей письма. Несмотря на то, что молитва начинается с 11 стиха, ее фундамент заложен в словах благодарения (стихи 3-10).

Другими словами, стихи 3-10 служат подготовкой к молитве апостола Павла. В значительной степени они определяют то, о чем и почему молится апостол. Мы не будем подробно разбирать стихи 3-10, но все же, чтобы понять саму молитву, мы должны хотя бы в общем остановиться на них и обратить внимание на две главные темы этой подготовительной части.

Благодарность за свидетельства благодати Благодарность – главный элемент в подготовке к молитве, и она определяет содержание молитвы. Но за что Павел благодарит?

За что мы обычно благодарим? Мы благодарим Бога перед едой за пищу, благодарим, когда получаем материальные благословения: подходит наша очередь на квартиру или мы первый раз включаем зажигание в своей новой машине. Мы благодарим Бога за то, что чудом избежали столкновения на шоссе; мы произносим молитву искренней, горячей благодарности, когда выздоравливаем после тяжелой болезни. Мы можем даже вознести краткое благодарение, когда слышим об обращении своего знакомого. Но более всего наше благодарение связано с материальным благосостоянием и удобствами. Непреложная истина гласит: мы больше всего благодарим за то, что ценим больше всего. Если чаще всего мы благодарим Бога за материальное благополучие, то только потому, что мы высоко ценим материальное благополучие.

Поэтому, когда мы впервые сталкиваемся со словами благодарности апостола Павла, они могут поразить нас; они могут показаться странными нам потому, что в них апостол не обращает внимания на то, что дорого многим из нас. Павел возносит хвалу за свидетельства благодати среди тех христиан, к которым он обращается!

1. Павел благодарит Бога за возрастающую веру своих читателей. “Мы должны благодарить Бога за вас, братья, – говорит он, – потому что возрастает вера ваша” (стих 3). Говоря это он имеет в виду не их обращение, а растущее упование на Господа. И действительно, слово “вера” в греческом языке означает верность и преданность. В данном контексте преданность и доверие очень близки по значению. Рост преданности к Господу и Евангелию неизбежно вызывает рост доверия Господу и Евангелию; растущая преданность питает доверие. Фессалоникийцы растут в вере, не довольствуясь достижениями вчерашнего дня, и устремляются вперед к духовной зрелости. И за это Павел благодарит Бога.

2. Павел благодарит Бога за растущую любовь. Из контекста ясно, что апостол имеет в виду не их любовь к Богу (хотя он предполагает, что их любовь к Богу тоже растет) и, конечно, не сентиментальные чувства, а практическую “любовь каждого друг ко другу”. Если их любовь друг ко другу умножается, то это может происходить только потому, что они ученики Христа. Разве Сам Иисус не говорил, что такая любовь будет отличительной особенностью Его последователей (Ин. 13:34-35)?

Стоит развить эту мысль глубже. Членам сплоченного коллектива, у которых одни идеалы и одни цели, не трудно любить друг друга, с терпением относиться к другим, оказывать помощь. Подобие братолюбия может быть и в альпинистском клубе, и в футбольной команде, и внутри социальных групп поместной церкви. Конечно, во всех этих сообществах могут возникнуть разногласия по вопросам руководства, членства скандального человека, но, несмотря на яростные споры, члены этих сообществ в какой-то мере любят друг друга.

В идеале церковь должна быть другой. Она состоит из самых разных людей: богатых и бедных, образованных и необразованных, практичных и непрактичных, мудрых и немудрых, аристократов и плебеев, дисциплинированных и легкомысленных, осторожных и беспечных, шумных и спокойных и всех других. Единственное, что удерживает этих людей вместе, – общая преданность Иисусу Христу, посвящение Ему, источник которого – Его неописуемая любовь к ним.

Церковь, когда она становится хранилищем обид и затаенной злобы, всегда представляет из себя жалкое зрелище. Это происходит потому, что на социальном, экономическом и образовательном уровнях у членов церкви не оказалось ничего общего, что могло бы их объединить. Поэтому, когда христиане упускают из вида свой главный приоритет, они начинают ссориться. Когда единство в социальных, национальных, экономических вопросах кажется важнее, чем пребывание в любви Божьей, явленной в Иисусе Христе, тогда идолопоклонство начинает поднимать свою богохульную голову. Когда заверения в глубокой любви к Иисусу Христу не подтверждаются любовью к людям, которые исповедуют того же Иисуса Христа, то стоит задуматься над тем, насколько искренние эти заверения.

И, наоборот, когда христиане растут в любви друг к другу по одной лишь только причине, что они возлюблены Иисусом Христом, и сами в ответ любят Его, тогда это служит неопровержимым доказательством действия благодати в их жизни. Павел слышит новости о фессалоникийцах, и он поражен их умножающейся любовью. Такую любовь может пробудить только Бог, поэтому и обращает апостол Павел свою благодарность к Нему. Благодать в этой особой любви проявилась так замечательно, что не только малочисленная духовная элита, но “каждый” фессалоникийский верующий стал ее носителем. Это суть пробуждения, и Павел преисполнен благодарности Богу за это.

3. Павел благодарит Бога за стойкость фессалоникийцев перед лицом испытаний. Эта часть благодарности выражена в несколько иной форме, чем две предыдущие. Но, тем не менее, если проследить за рассуждениями апостола, ее можно увидеть.

Очень важно отметить, что в молитве апостола Павла его благодарность Богу не является личным делом апостола, она не предназначена для тайной уединенной молитвы. Вера и любовь фессалоникийцев росли, а значит, они были духовно сильны и поэтому смогли перенести преследования и другие испытания, которые обрушились на них. Их стойкость была настолько удивительна, что апостол Павел хвалился ею “в церквах Божиих” (стих 4). Это не означает, что Павел говорил: “Посмотрите, какую замечательную церковь я создал!”, иначе это было бы похвалой самому себе, а не фессалоникийцам. Скорее его слова можно понять так: “Обратили ли вы внимание на то, как могущественно благодать Божья действует в жизни фессалоникийских верующих? Они выдержали натиск гонений и разных испытаний, и это поразительное свидетельство благодати Божьей. Укрепленные своей растущей верой и любовью, они идут вп еред и вперед. Какой пример! Какое ободрение! Какой стимул для каждого из нас!” Таким образом, Павел как бы хвалится, но на самом деле он прославляет и благодарит Бога так, чтобы его слышали другие церкви.

А за что благодарим Бога мы?

В другом месте апостол Павел призывает помышлять о горнем (Кол. 3:1). Если мы более всего ценим небесное, то наше сердце и разум будут склоняться к небесам и небесным ценностям, а если мы более всего ценим земное и преходящее, то наше сердце и разум будут склоняться к преходящему. В конце концов, Сам Господь учил нас, что где сокровище человека, там и сердце его (Мтф. 6:19-21).

Но какое это имеет отношение к нашим молитвам?

Самое непосредственное. Если мы хотим молиться так, как это делал апостол Павел, то нам надо следить за знаками благодати в жизни христиан и воздавать Богу хвалу за них. Перед тем, как просить Бога о дальнейшем духовном росте фессалоникийцев, Павел сначала благодарит Его за то, чего они уже достигли. Но не это главное. Самое важное то, что, благодаря, апостол определяет ценности и строит всю свою молитву в соответствии с ними. Нам тоже при подготовке к молитве необходимо научиться определять истинные ценности.

За что мы благодарили Бога в последнее время? Высказывали ли мы Ему благодарность за свидетельство благодати в жизни членов нашей поместной церкви? Благодарили ли мы Бога за свидетельства преображения в образ Христов, которые мы замечаем в других людях и которые проявляются в виде доверия, взаимовыручки, любви и терпения?

Но это не все. Есть вторая важная тема в подготовке к молитве апостола Павла.

Уверенность в будущем оправдании Верность фессалоникийцев перед лицом испытаний, за которую Павел благодарит Бога, сама по себе является доказательством того, что суд Божий праведен (стих 5) и что эти верующие удостоятся Царствия Божия (стих 5). Это не означает, что фессалоникийцы, проявив необходимую стойкость в испытаниях, получили право войти в Царство Божие. Скорее, их стойкость показывает, что у них уже есть право войти в Царство; другими словами, стойкость является доказательством их права войти в Царствие Божие, она является признаком, по которому они “считаются достойными” Царства Божия. Критический, переломный момент в их жизни наступил тогда, когда они уверовали в Евангелие: “…вы поверили нашему свидетельству” (стих 10). Но это еще не все – Павел надеется, что после своего обращения христиане будут проявлять духовную ревность до конца жизни. О сохранении духовной ревности до конца говорится и в других местах Писания (например, Мтф. 24:13; Ин. 8:31; Евр. 3:14; 1 Ин. 2:18-19). Христиане могут спотыкаться и падать, сомневаться, подобно Фоме, отступиться от своего Господа, подобно Петру, но истинные христиане в конечном итоге всегда произнесут “Аминь” вслед за исповеданием Фомы (Ин. 20:28) и будут плакать вместе с Петром (Мтф. 26:75).

Перед нами не стоит цель объяснить подробно стихи с 5 по 10. Самое главное обратить внимание на две новые темы, которые вводит апостол Павел и которые являются следующим звеном в цепочке его рассуждений. Первое. Царствие Божие в данном контексте – это окончательное, совершенное царство, окончательное торжество Бога на новой земле и новых небесах. Второе. Стойкость, проявленная фессалоникийцами, – это не просто упорство, но долготерпении, которое помогает соединить сегодняшний день с будущим славным царством. Христиане не мазохисты: они не хотят страдать ради пустой идеи, полагая, будто в самих страданиях заложено благо. Они готовы страдать и переносить испытания, потому что видят впереди цель. Таким образом, обе новые темы подводят к вопросу о цели жизни христианина. Об этом и говорит здесь апостол Павел. Он концентрирует внимание не на небе как таковом, сейчас для него важно ск азать о том, что означает вхождение на новое небо и новую землю для верующих и для тех, кто противостоит им.

1. Верующие будут оправданы. “Ибо праведно пред Богом … воздать… вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами … когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству” (стихи 6, 10).

В словах апостола Павла чувствуется ожидание, которого так не хватает многим современным христианам. Совсем недавно мы полемизировали по вопросам эсхатологии. Многие христиане готовы были разойтись из-за мельчайших разногласий в процессе полемики. Сегодня мы стали терпимее в этом отношении, но одновременно нечто и утратили. Бросившись в другу крайность, многие не просто перестали спорить по незначительным вопросам эсхатологии, но потеряли интерес к предмету вообще.

Мы забываем о том, что возвращение Господа близко. Именно эта мысль лежит в основе размышлений апостола Павла. Хотя мы открыто и не отказываемся от главных истин, однако для многих из нас они стали пустым звуком. Перспектива возвращения Господа в славе, скорое разрушение той вселенной, которую мы знаем, уверенность в том, что будет окончательное и необратимое разделение между праведными и неправедными – все это вероисповедания, записанные на бумаге, а не наши реальные верования, которые уже сейчас преображают нашу жизнь. Потеря велика. Это означает, что вместо того, чтобы делать вклады в небесный банк, “где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Мтф. 6:20), мы нередко соблазняемся тем, что посвящаем свое время, энергию и средства временному и эфемерному.

Когда последний раз вы слышали глубокую библейскую и содержательную проповедь о втором пришествии? Где те собрания, на которых с пониманием, а не по традиции поют такие слова:

В час, когда труба Господня над землею прозвучит И настанет вечно светлая заря, Имена Он всех спасенных в перекличке повторит, Там, по милости Господней буду я.

На небесной перекличке Там по милости Господней буду я.

В день блаженный воскресенья всех умерших во Христе, Водворенья их в обители Царя, Всех святых, омытых Кровию, пролитой на кресте, Созовет Он, и на зов отвечу я.

Но если в последний день некоторых ожидает оправдание, то других…

2. Других ожидает возмездие. “Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству” (стихи 6-10).

Многим людям идея возмездия кажется отвратительной. Они говорят, что учение “глаз-за-глаз” не отвечает высокому нравственному уровню христианского Евангелия, того Евангелия, где правит благодать и прощение приходит на смену мщению. Они уверены, что для тех, кто следует за Христом, восклицающим на кресте: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают!” – мысль о возмездии неприемлема. Следовательно, этот отрывок, по их мнению, – отступление к примитивизму Ветхого Завета.

Такой подход не верен. Христианское Евангелие основано на понятии возмездия. Совершилось зло – оно должно быть наказано, иначе Бог останется оскорбленным. Если бы Бог никогда не обращал внимания на зло только потому, что Он любящий и долготерпящий, то не означало бы ли это, что Он равнодушно смотрит на несправедливость?

Истина состоит в том, что каждый христианин, который достаточно долго и усердно размышлял о кресте, начинает понимать, что Бог не просто суровый блюститель справедливости и не просто любовь, которая щедро прощает, но всевластный Бог, Который одновременно совершенен и в святости, и в любви. Его святость требует возмездия; Его любовь посылает Сына принять возмездие вместо других. Крест одновременно является и неопровержимым доказательством того, что Бог требует возмездия, и мерой Его любви (см. Рим. 3:21-26). Именно поэтому в христианском мировоззрении понятия прощения и креста неразрывны. Другими словами, прощение – это не результат одной лишь любви, и тем более слабохарактерной сентиментальности. Прощение возможно только потому, что было совершено реальное преступление и была принесена реальная жертва ради покрытия этого преступления.

А если люди отвергают эту жертву? Если они упорно смотрят на себя как на центр вселенной и полностью отказываются признать Бога Богом? Если вся их жизнь – это крик: “Я сделаю по-своему!”?

Если Бог есть Бог, то должно быть и возмездие, иначе рушится вся система нравственности. Если мы отказываемся признать, что заслужили наказание, отказываемся принять прощение, доступное благодаря тому, что неописуемая любовь Божия побудила Иисуса понести проклятие, для того чтобы примирить нас с Богом, тогда мы сами должны понести возмездие.

Люди, ожесточившись в своей хваленой независимости, поднимают на смех тех, кто познал радость Божьего прощения; они порой даже прилагают усилия, чтобы причинить таким людям как можно больше вреда. Именно в таком положении оказались фессалоникийские верующие: окружающие жестко противостояли всему, что было им дорого. Каков же результат? “…Праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью…” (стих 6).

Результат не из приятных. Некоторые представляют себе ад как место, где грешники будут просить еще об одном шансе, будут умолять о возможности покаяться, а Бог будет играть роль “жестокого дяди”, который говорит: “Извините. У вас была возможность. Слишком поздно”. Но реальность бесконечно страшнее. Нигде в Библии нет доказательства тому, что в аду будет покаяние. Библейская картина такова: зло и эгоизм продолжают упорствовать, а вместе с этим суд становится все суровей. Люди отказываются признать Бога Богом; они не считают, что правота на Его стороне; они не прислушиваются к Его справедливым требованиям; они не борются со своим постоянным желанием быть центром вселенной; они не признают свою виновность в бунте; они не принимают прощение на основании того, что Бог сам сделал его возможным через жертву Своего Сына. Многие “подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его” (стих 9).

В падшем мире эти люди казались сильными, справедливыми и мудрыми. Но христиане, основываясь на Евангелии, понимают, что все станет на свои места, “когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших” (стих 10).

Апостол Павел во время молитвы взирает на конец времен, на оправдание детей Божьих и на Божье возмездие “не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа” (стих 8). Наши приоритеты на фоне его целей просто мелочны и ничтожны.

В нашем прагматичном обществе, где каждый ищет удобства, самореализации и уважения к себе, очень сложно следовать за униженным распятым Мессией. Если мы не устремляемся к новому небу и новой земле, то многие наши решения в этом мире будут недостойными, в основе своей неправильными. Христиане, не думающие о грядущем мире, теряют истинное понимание духовности. Мы не сможем правильно молиться, если не устремим всю свою жизнь к вечному Царству. Помня об этом, “и молимся всегда за вас…” (стих 11). Итак, мы увидели, что когда Павел говорит “для сего…”, он имеет виду свою благодарность за свидетельства благодати среди людей, о которых он молится, а также уверенность в полном оправдании Богом людей Божьих во время возвращения Иисуса Христа.

Вот такие размышления апостола Павла ложатся в основу подготовки молитвы за фессалоникийцев.

Вся слава Христу

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное