Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой крест

  Все выпуски  

Мой крест Необходимо прилагать усилия в самоисследовании


Пятая обязанность, при исполнении которой мы должны прилагать по отношению к самому себе усилия это самоисследование, обязанность огромного значения. Это разговор со своим собственным сердцем, как и написано: “Я беседую с сердцем моим” (Пс. 76:6). Давид на самом деле задавал себе вопросы. Самоисследование это учреждение суда в своей собственной совести и проведение переучета своего сердца, чтобы в результате строгой проверки человек мог знать, как у него обстоят взаимоотношения между Богом и его собственной душой.

Самоисследование это наша собственная духовная инквизиция; это принесение самого себя на суд. Хороший христианин начинается с того момента, когда в его собственной душе наступает день суда. Самоисследование это анатомия сердца. Как хирург, совершающий вскрытие тела, обнаруживает кишечник, внутренние части, сердце, печень, артерии, так и христианин анатомирует себя; он ищет что такое плоть и что такое дух; что такое грех и что такое благодать. Псалмопевец говорит: “… Дух мой испытывает” (Пс. 76:7).

Мы должны исследовать самих себя подобно женщине в Евангелии, которая зажгла свечу и искала утерянное серебро (см. Лук. 15:8). Так и совесть человека является светильником Господа (см. Прит. 20:27). Христианин, используя свет этого светильника, должен исследовать свою душу для того, чтобы увидеть, может ли он найти там хоть немного Божьей благодати.

Точный критерий, с помощью которого христианин должен испытывать себя это Слово Божье. Воображение человека и его личные мнения являются ложными критериями, чтобы им следовать. Мы должны судить о своем духовном состоянии по канону Священного Писания. Давид называет Божье Слово светильником ноги своей (см. Пс. 118:105). Пусть это Слово будет судьей, который решит нашу проблему: имеем ли мы благодать, или нет. При солнечном свете мы судим о той или другой расцветке какой-либо вещи. Поэтому о состоянии своей души мы должны судить соответственно при свете Священного Писания.
Самоиследование это важная обязанность, возложенная на нас; она требует сосредоточенного внимания человека. Самоисследование не может совершаться без приложения усилия по отношению к самому себе.

Обязанность самоисследования является сама по себе сложной обязанностью по следующим причинам.

Во-первых, она является actus reflexivus [Латинское выражение (прим. ред.)],то есть, “работой самоосуждения”; и ответственность за ее проведение в большей части лежит на сердце человека. Очень сложно заглянуть внутрь себя. Легко совершать внешние религиозные обряды. Поднять глаза к небесам, склонить колени при чтении молитвы, для этого требуется не больше усилий, чем для католика читать молитвы, перебирая четки. Но для того, чтобы человек исследовал себя, погрузился в свою душу, разобрал свое сердце на частички; для того, чтобы увидеть, в чем заключается тот или другой его изъян это не легко. Самые сложные для человека действия это действия размышления. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Легко проследить за ошибками других, но сложно найти свои собственные.

Во-вторых, исследование самого себя является сложным из-за себялюбия человека. Как невежество ослепляет человека, так и себялюбие выставляет себя в выгодном свете. Каждый человек готов думать о себе наилучшим образом. То, что говорит Соломон о любви к своему ближнему, является самым правильным выражением о любви; она, действительно, покрывает огромное количество грехов, (см. Прит. 10:12). Человек, рассматривающий себя Philautae speculo [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть “в зеркале себялюбия”, начинает думать, что его добродетели больше, чем они есть на самом деле, а его грехи менее значительны, чем они есть в действительности. Себялюбие заставляет человека скорее искать оправдания тому, что в нем есть плохого, чем исследовать себя и найти в себе это плохое.

Любое исследование сложно само по себе, поэтому оно является работой, которая всегда связана с преодолением трудностей. Теми причинами, которые приводят к медлительности в самоисследовании, являются следующие обстоятельства.

Во-первых, осознание человеком своей вины. Грех бурно негодует внутри человека, когда его обнаруживают, и люди неохотно заглядывают в свои сердца, чтобы не найти там того, что может побеспокоить их. Мало удовольствия доставляет человеку чтение надписей на стене его собственной совести. Многие христиане похожи на торговцев, тонущих в своем имуществе. Они неохотно заглядывают в свои книги, неохотно подсчитывают свои счета, потому что опасаются, что их состояние находится в плачевном положении. Точно так же и христиане неохотно заглядывают в свои сердца, чтобы не найти там чего-то, что может испугать их, подобно тому, как Моисей был напуган, увидев, как жезл превратился в змея.

Во-вторых, люди с трудом приступают к выполнению этой обязанности из-за глупых, самонадеянных надежд. Они воображают, что их дела в порядке, и когда они взвешивают себя на весах самонадеянности, то, фактически, без пользы пропускают этот тест. Многие принимают на веру свое спасение. Неразумные девы думали, что они также имели масло в своих светильниках, как и мудрые (см. Матф. 25).

Некоторые люди не уверены в своем спасении, но, тем не менее, они думают, что находятся в безопасности. Если бы человек собирался покупать участок земли, то он не принимал бы на веру только слова, а исследовал бы документ, дающий ему право на владение этой землей. Точно так же и некоторые христиане уверены в своем спасении, однако, тем не менее, они так и не исследовали, имеется ли у них документ, дающий право на получение спасения.

В-третьих, люди не стремятся исследовать себя еще и потому, что они полагаются на доброе мнение о себе других людей. А напрасно! УВЫ, человек может быть золотом и жемчужиной в глазах других, но Бог может оценить его испорченным серебром; некоторые могут думать о человеке, что он святой, а Бог, возможно, записал его в Свою черную книгу. Остальные одиннадцать апостолов считали апостола Иуду истинным верующим. Они были готовы своим ручательством подтвердить это свидетельство, а, на самом деле, он был предателем. Сторонние наблюдатели могут видеть только внешнюю сторону человека, но они не могут сказат


В избранное