Имя Наум в переводе с еврейского языка означает – утешение, утешитель.
Святой пророк Наум, один из 12-ти малых пророков, происходил из Галилеи, из селения Елкоша [Почему пророк и называет себя Елкошеянином или Елкосеянином] (Наум 1, 1), из колена Симеонова. По преданию, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском. Святой Наум пророчествовал в Иудее (Наум 1, 15) и среди иудеев,к которым и обращает свою речь (Наум 1, 7; 12-13). Время служения пророка – во времена царствования иудейского царя Езекии.
Главное содержание книги пророка Наума – пророчество о падении и погибели многолюднейшего и богатейшего города в древнем мире – Ниневии, а вместе и всего Ассирийского царства. Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет
мрак» (Наум 1, 7-8).
Пророчество святого Ионы о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова, обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение: «Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его» (Наум 1, 3). «Горе городу
кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Наум 3, 1).
Пророк видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска (Наум 2, 13) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ: «Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» (Наум 3, 2-3). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать (Наум 2, 10), как
лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна.
Это мировое событие должно принести радость всем, угнетенным Ассириею народностям и царствам (Наум 3, 19), в том числе и царству Иудейскому (Наум 1, 15).
Пророчество о погибели Ниневии от воды и огня (Наум 3, 14-15) исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (ок. 600 г. до Р. X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания. Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные
слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30, 33).
Предсказал пророк Наум [Пророка Наума наш народ считает помощником в умственных занятиях и обращается к нему с молитвой о содействии начинающим учиться. Это поверье объясняется самим именем пророка – На-ум, как бы имеющим отношение к образованию ума. Существует в народе поговорка: «Пророк Наум наведет на ум»] разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу ассирийского царя Сеннахирима на Иегову.
Святой пророк Наум вдохновенно говорит о всемогуществе Бога, объемлющем всю вселенную (Наум 1, 4-6), предсказывал о различных исторических событиях, совершившихся впоследствии.
По преданию, святой пророк Наум умер на 45-м году жизни и был погребен в своем отечестве. Жил святой пророк Наум в VII веке до Рождества Христова.
Он оставил книгу своих пророчеств, состоящую, из 3-х глав. Книга пророка Наума представляет одну совершенно правильно расположенную и вполне законченную поэму. По яркости красок и живости изложения пророк Наум является первым между всеми малыми пророками. Описываемые сцены он изображает необыкновенно живо, рисует их как очевидец.
Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря.