Имя Захария в переводе с еврейского языка означает – память Господня, или тот, о ком помнит Иегова.
Святой пророк Захария, один из 12-ти малых пророков, происходил из колена Левиина, был сын Варахии и внук Адды или Аддо (Зах. 1, 1, 7). Дед пророка Захарии – Аддо, возвратился вместе с Зоровавелем из вавилонского плена и в книге Неемии называется главою священнической фамилии (Неем. 12, 16). При первосвященнике Иоакиме, сыне первосвященника Иисуса (Зах. гл. 3), пророк Захария сам уже был священником и главою поколения, вероятно вследствие ранней смерти отца (Неем. 12, 12-16).
Святой Захария был призван Богом на пророческую деятельность еще в юношеском возрасте, в царствование царя Персидского Дария Гистаспа (Зах. 1, 1; 2, 4), когда первосвященником был Иисус. Следовательно, Захария был современником пророка Аггея, и начал свою пророческую деятельность только двумя месяцами позднее пророка Аггея (Зах. 1, 1).
Пророчество святого пророка Захарии Серповидца [Так называется пророк Захария на основании одного, бывшего ему откровения, в котором он видел свиток, летящий по воздуху, изогнутый наподобие огромного серпа (Зах. 5, 1-2)] отличается обилием мессианских пророчеств – ни у одного пророка не встречаем такого множества подробностей о последних днях жизни нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, как у пророка Захарии.
Книга пророка Захарии может быть разделена по своему содержанию на две части: в первой (главы 1-6) находятся видения, во второй (главы 7-14) – речи. Всех видений восемь, большая часть их объясняется пророку ангелом Божиим. Цель их – уверить народ еврейский в покровительстве Божием.
В первом видении Бог открывает, что благоденствующие народы – угнетатели евреев, будут поражены Его гневом, а Иерусалим будет восстановлен и города Иуды возвеличатся (Зах. 1; 7-17).
Второе видение разъясняет какова будет участь язычников (Зах. 1, 18-21).
В третьем видении Господь открывает, что после сокрушения притеснителей иудеев, мешавших постройке города и храма, Иерусалим снова будет заселен и Сам Господь будет ему огненною стеною (Зax. 2, 1-13).
Четвертое видение показывает, что грехи народа уже не будут препятствовать поселению Господа нa Сионе, потому что они будут прощены. Пророк видит первосвященника Иисуса в запятнанных одеждах – символ греховной нечистоты, причем его обвинял сатана, а Бог оправдывает его, – и с первосвященника, представителя народа, снимается запятнанная одежда и заменяется чистою, чем предоказывалось на будущее великое дело милости Божией – изглаждение грехов всей земли в один день Отраслею-Мессиею (Зах.
гл. 3).
В пятом видении пророку показан золотой светильник (символ Церкви) с семью лампадами, наполняемый маслом от двух стоящих по сторонам его маслин. Это означало, что Сам Бог бодрствует над храмом и народом, а две маслины – Зоровавель и первосвященник Иисус – орудия Его промысла (Зах. гл. 4).
Но народ еврейский недолго будет пользоваться милостями Божиими, о которых говорят предыдущие пять видений – он снова развратится и опять понесет наказание. Эта мысль раскрывается в шестом видении свитка с проклятием воров и клятвопреступников (Зах. 5, 1-4).
В седьмом видении показана ефа [Мера жидкости] с сидящей в ней женщиной [Образ нечестия], унесенная двумя другими в Сеннар, или Вавилон (Зах. 5, 5-10). Нечестивая женщина – народ еврейский, ефа – мера неправд, вызвавших проклятие.
Не останутся без наказания и язычники, как показывает восьмое видение четырех колесниц с запряженными в них разношерстными конями – символ ангелов Господних, которые объедут всю землю для суда над врагами Божиими. По уничтожении языческого мира наступит царство Мессии, что пророк изображает следующим символическим действием: он надевает на голову первосвященника Иисуса два венца – из золота и серебра – символ первосвященнического и царского достоинства грядущего Мессии, вместе с
предсказанием, что придет Отрасль-Мессия и созиждет храм и будет первосвященником. Когда это сбудется, то и отдаленные народы придут строить храм Богу Израилеву (Зах. гл. 6).
Во второй части (главы 7-14) содержатся речи пророка Захарии.
В первой речи пророк учит, что с постами должно соединять дела правды и любви к ближним, тогда посты обратятся в дни торжества и на Израиле почиет благословение Божие и радость спасения, имеющего объять и язычников (Зах. гл. 7-8).
Во второй речи пророк предсказывает о гибели враждебных Израилю народов, а Иерусалим будет находиться под особым покровительством Божиим и к нему не пройдет уже более никакой притеснитель.
Затем пророк приглашает народ иудейский радоваться, ибо к нему грядет Царь, праведный и кроткий. Он водворит на земле праведность и спасет народ Свой, уничтожит высокомерие и самонадеянность людей. Свое царство Он откроет, въехав в Свою столицу на ослице и молодом ослёнке [Кротких животных, служащих символом мира] (3ах. 9, 9) [Этот торжественный въезд Спасителя, эти ликования Сынов и дщерей Сиона, во время торжественного въезда Мессии в Иерусалим на ослице и молодом ослёнке, приводят в волнение
первосвященников и фарисеев, они совещаются между собою, как погубить Его. Но то, что они будут говорить на этом совещании, записано уже за много лет перед тем в книге Премудрости Соломона]. Царство Мессии – царство мира, из Иудеи распространится по всей земле. Царь будет привлекать в него не силою, но кровавою жертвою, которую Он принесет за всех людей для примирения их с Богом. Но, несмотря на заботы о них Пастыря, иудеи не исправились и предали Его за 30 сребреников. Эти сребреники Пастырь бросил
для горшечника в дом Господень (Зах. 11, 12-13). Когда был отвергнут добрый Пастырь, стадо впало в руки наемников (Зах. гл. 9-11).
В последней речи пророк возвещает, что все народы мира восстанут на Иерусалим, но Сам Господь защитит его, на народ же еврейский Господь изольет дух благодати и умиления, и иудеи воззрят на Того, Которого пронзили и будут плакать о Нем, как о Единородном Сыне. Из Иерусалима потекут живые воды, он станет средоточием нового царства, в котором будут обитать только праведники – ничего нечистого не будет более в нем (Зах. гл. 12-14) [Когда святою царицею Еленою был обретен Крест, на котором был распят
Господь наш Иисус Христос, а потом и гвозди, коими Он был пригвожден ко Кресту, то по возвращении царицы Елены из Иерусалима в Византию, царь Константин вковал один гвоздь в свой шлем, а другой приковал к удилам в уздечке своего коня, во исполнение прореченного пророком Захариею (Зах. 14, 20): «В день он будет еже во узде коня, свято Господу Вседержителю»].
Предание говорит, что святой пророк Захария дожил до глубокой старости и похоронен близ Иерусалима, рядом с пророком Аггеем. Скончался он около 520 года до Рождества Христова.
Святой пророк Захария Серповидец оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 14 глав. Цель написания книги – намерение автора ободрить строителей храма и весь народ в трудную для него пору восстановления общины после плена, рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена сынов преступного народа и о непосредственной близости мессианских времен. Для достижения этих целей, пророк изображает будущее царство Мессии и вообще славную судьбу народа Божия, как имеющее
осуществиться после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого избранного народа, показать действия Промысла, ведущие избранный народ к предназначенной ему цели.
Книга пророчеств пророка Захарии, как уже было отмечено, отличается особенною ясностью предсказаний о последних днях земной жизни Спасителя – о входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослице и ослёнке (Зах. 9,9), о предании Его за 30 сребреников и окончательном употреблении этих денег (Зах. 11, 11-13), о прободении ребра Спасителя (Зах. 12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского, сада (Зах. 13, 7), о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (Зах. 14, 6-7).
Некоторые места из книги пророка Захарии читаются во время вечерни как паримии. Так, гл. 9, 9-14 – читается в неделю Ваий; 11, 10-13 – в Великую Пятницу; 8, 7-17; 19-23 – в пяток Сырной Недели; 14, 4; 8-11 – в Вознесение Господне.
Память святого пророка Захарии Православная Церковь празднует 8 (21) февраля.