II в. до Р. Х. стал для Израиля тяжелейшим временем. Палестина была завоевана Сирией (Антиохией). Евреи впервые в своей истории столкнулись с полным запретом на исповедание веры в своего Бога и принесение жертв под страхом смертной казни. Сирийский царь заставил приносить в Иерусалимском храме жертвы Зевсу Олимпийскому. Многие покорились, появились первые мученики за веру. В народной среде зрело сопротивление несправедливым гонениям. Первым подал пример священник Маттафия, публично отказавшийся принести
языческую жертву, убивший царского вельможу и разрушивший жертвенник. Это событие стало сигналом к началу восстания, душой которого стали пять сыновей священника. Они призвали население уходить в горы и начали многолетнюю партизанскую войну во имя Ягвэ. В которой удивительным образом побеждали многочисленные войска царей антиохийской династии. Подвиги Иоанна, Симона, Иуды Маккавея и остальных братьев описаны в 1-3 кн. Маккавейских.
В эти годы гонений за веру, по мнению библеистов, и была написана книга пророка Даниила, герой которой жил в вавилонском плену за четыре века до этого. В книге есть хронологические ошибки, но не это главное. История благочестивого юноши Даниила и его друзей, страдавших за веру в Бога, спасавшихся чудом то из раскаленной печи, то из рва со львами и каждый раз посрамлявших хулителей Ягвэ, должна была вдохновить современников Маттафии на борьбу и исповедничество. Неудивительно и то, что многие главы кн.
Пророка Даниила описаны в апокалиптических тонах.
Перенесемся обратно во времена расцвета Вавилонского царства. Навуходносору приснился сон, чрезвычайно его поразивший, и он, угрожая смертной казнью, требовал от своих мудрецов его растолковать, что было практически невозможно, ибо само содержание сна он позабыл. Ненавистники Даниила воспользовались этой ситуацией, чтобы погубить его, и посоветовали царю узнать об этом у еврейского юноши. Даниил помолился Богу, и Он открыл ему и сон, и его истолкование. Потрясенный Навуходоносор прославил Ягвэ: "истинно
Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны..". Впрочем, настроение правителя часто менялось, и он вновь поддавался интригам против Даниила и его соплеменников. Обуреваемый приступами гордыни, он впал в конце правления в безумие особого вида, когда человек представляет себя быком и пасется на траве. Навуходоносор был убит в результате заговора...
То, что увидел во сне царь, весьма интересно: "Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то.. огромный.. истукан в чрезвычайном блеске.. стоял пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные. И голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.. (и вот) камень.. оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в.. ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина,
медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.". В растолковании этого видения царю Даниил сравнивает части истукана со сменяющими друг друга царствами: "золотым" (Вавилон) - т. е. славным и справедливым, "серебряным" т. е. более тусклым, "медным" и, наконец, "железным" - внешне крепким, но в то же время имеющим ненадежное ("глиняное") основание. "И.. Бог небесный воздвигнет
царство, которое во веки не разрушится.. оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как.. камень отторгнут был от горы не руками и раздробил (истукана)".
Итак, по мысли Даниила, земные царства, подавляющие людей, постоянно сменяют друг друга и постепенно деградируют. Но этот процесс не вечен, основание его ненадежно, ибо однажды будет "брошен" Богом в основание этого колосса на глиняных ногах маленький камешек, нерукотворенный, как бы от Бога отколотый. Падет истукан, и на месте его восстанет вечное Божие царство; камешек превратится в гору Божию. Камнем этим, безусловно, оказался Христос, о Нем так и говорит Евангелие: Христос - это камень преткновения и
в то же время явление силы Божией, сокрушающей всякую неправду и тьму. (К слову сказать, мы здесь еще раз сталкиваемся с мировоззрением, противоположным внебиблейским моделям, в которых история мира - постепенный упадок, сползание к небытию; напротив, сей процесс будет неожиданно прерван спасительным вмешательством Божиим).
Тема земных царств, несущих страдания и смерть, продолжается в 7-ой гл. книги; здесь она дана в виде апокалиптического видения Даниила: "четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря.. первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он.. стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.. еще зверь.. похожий на медведя.. три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано.. встань, ешь мяса много!.. еще
зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы.. и власть дана ему.. и вот, зверь четвертый,.. ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами.. десять рогов было у него.. и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним.. в этом роге были глаза.. и уста, говорящие высокомерно.." Образы Даниила понятны: с тех пор, как человек отпал от Бога, все глобальные системы отношений
поражены грехом и несут печать зверя. Жестокое государство дохристианского времени, попирающее личность отдельного человека и ни во что ставящее его жизнь, вполне можно уподобить кровожадному медведю и свирепому четырехглавому (намек на четырех царей) барсу. Учитывая время жизни Даниила в Вавилоне и время написания книги его имени, толкователи часто усматривают в этих зверях намек на цивилизации Вавилона, Персии, Греции (включая сирийский период) и Рима. Гордые и богохульные "рога" таинственного четвертого
зверя (а для автора книги он был еще в будущем) - это жестокие императоры Рима, их надменные слова касаются прежде всего самообожествления. Однако, самый жестокий зверь - последний, за ним наступает время суда Божия, и Даниил вглядывается в небо:
"Видел я, наконец,
что поставлены были престолы,
и воссел Ветхий днями;
одеяние на Нем было бело как снег,
и волосы главы Его - как чистая волна;
престол Его - как пламя огня..
Огненная река.. проходила пред Ним;
тысячи тысяч служили Ему,
и тьмы тем предстояли пред Ним;
судьи сели, и раскрылись книги...
за изречение высокомерных слов..
зверь был убит в глазах моих, и тело его..
предано на сожжение огню..
у прочих зверей отнята власть их,
и продолжение жизни дано им только на время и на срок.."
Даниил называет Ягвэ "Ветхим днями". К сожалению, эти слова часто неправильно истолковываются для обоснования изображения Бога Отца в виде старца. Бог в существе Своем не изобразим, а "Ветхий днями" означает Бесконечный во времени, Древнейший. Ночное видение пророка заканчивается самой удивительной картиной:
"вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий,
дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана была власть, слава и царство, чтобы все народы..
служили Ему; владычество Его - ..вечное, которое не прейдёт,
и царство Его не разрушится."
Даниил называет Мессию "сыном человеческим". Прежде всего в еврейском языке это понятие означает просто человека. Итак, Мессия - это человек, и вдруг мы видим, что этот человек дошел до Самого Бога, Который вручает ему царствование над всеми народами. Человек, входящий во внутренние завесы Ягвэ, и не сгоревший, и не ослепленный, а получающий особое благословение. Видение Даниила означает возможность для человека быть максимально близким с непостижимым бытием Сущего, но такой Человек только один.
Интересно, что из всех мессианских титулов Господь Иисус по отношению к Себе наиболее часто пользуется именно Данииловым: "Сын Человеческий". Он словно постоянно намекал на то, о чем почти догадался автор рассматриваемой книги: Мессия, будучи человеком, в то же время несет в себе Божественное, он Бог, происходящий от Бога, как камень, оторванный невидимой рукой в предыдущем видении. Тема отношений Сына Человеческого с Ветхим днями будет потом продолжена в Откровении св. Иоанна Богослова. В 9-ой главе
Даниилу архангелом Гавриилом открывается еще одна тайна - время прихода Мессии на землю, и в отличие от многих подобных случаев, приведенные здесь сроки оказались отнюдь не символическими: "Семьдесят седмин (т. е. 7*70=490) определены для народа твоего и святого города твоего.. чтобы приведена была правда вечная.. и помазан был Святый святых.. Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины.. и по истечении (этого
времени) предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя.. прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения.." Автор книги предсказал и явление Спасителя через пять веков после восстановления иерусалимского храма, и убийство Христа, и окончательное опустошение израильской столицы! Поистине, автор Даниила высказал те пророчества, которые напрямую подводили иудаизм к евангельской эпохе. Выше тех тайн, которые были открыты Богом через
Своих пророков, Ветхий Завет подняться уже не мог.