«Моя жизнь во Христе». Св.
Иоанн Кронштадтский Избранные цитаты о молитве. Часть 8
225. Если призываешь какого-либо святого
с сомнением в близости его к тебе и в слышании им тебя, и сердце твое поразится
теснотою, - переломи себя, или лучше сказать, тотчас же преодолей с помощью
Господа Иисуса Христа гнездящегося в сердце клеветника (диавола), призови
святого с сердечною уверенностью, что он близ тебя в Духе Святом и слышит твою
молитву: и тебе сейчас станет легко. Тяжесть и томление сердца на молитве
происходят от неискренности, от лживости и лукавства нашего сердца, подобно
тому, как в обыкновенной речи с людьми мы чувствуем себя внутренне неловко,
когда говорим с ними не от сердца, неистинно, неискренно. Жестоко ти есть
противу рожна прати [Деян. 26, 14]. Будь всегда и везде истинен сердцем, и
всегда и везде будешь иметь мир в сердце, но особенно будь истинен в беседе с
Богом и со святыми: ибо Дух есть истина [1 Иоан. 5, 6].
226. Во время молитвы каждое слово нужно
произносить сердцем с тою силою, какая содержится в каждом из них, как и
лекарства принимаются, обыкновенно, с соответствующею каждому из них
лекарственною, данною им от Творца, силою. Если выпустим силу или эссенцию
лекарства, тогда оно не будет действенно и набьет только оскомину; так точно, если на молитве будем произносить слова без силы их, не
чувствуя их истины сердцем, мы не получим пользы от молитвы, потому что
истинная, плодотворная молитва должна быть в духе и истине. Слова
молитвы соответствуют лекарственным составам или специям, имеющим каждая свою
силу и вместе составляющим целебный для тела прием. Как аптекари берегут силу
ароматичных составов лекарственных, держа их крепко закупоренными в сткляницах
или в другом каком сосуде, так и мы должны хранить крепко силу каждого слова в
своем сердце, как в сосуде, и не иначе произносить его, как с соответственною
ему силою.
228. Молитва - златая связь человека -
христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и
паче всего с Богом - Источником жизни; от Бога изошла душа, к Богу и да грядет
всегда чрез молитву. От молитвы великая польза для молящегося: она упокоевает
душу и тело; она упокоевает не только душу самого молящегося (Аз упокою вы)
[Мф. 11, 28], но и часто души преставльшихся праотец, отец и братии наших.
Видите, как важна молитва!