«Моя жизнь во Христе». Св.
Иоанн Кронштадтский Избранные цитаты о молитве. Часть 4
121.
Ты недоумеваешь, как внимают нам с небес святые, когда мы молимся им. А как
лучи солнечные с небес преклоняются к нам и всюду - по всей земле светят?
Святые - то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог -
вечное, животворящее Солнце, а святые - лучи умного Солнца. Как очи Господни
постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не
обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их
сокровище (тела их, дела их, места священные, лица им преданные). Идеже бо есть
сокровище ваше, ту будет и сердце ваше [Мф. 6, 21]. Ты знаешь, как сердце видит
быстро, далеко и ясно (особенно предметы мира духовного); заметь это во всех
познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою
(видением сердца). Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем
быстрее, дальше и яснее видит. Но у святых Божиих это око душевное еще при
жизни доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они
соединились с Богом, - оно благодатью Бога стало еще светлее и обширнее в
пределах своего зрения. Потому-то святые видят весьма ясно, широко и далеко;
видят наши духовные нужды; видят и слышат всех призывающих их от всего сердца,
т.е. тех, которых умные очи прямо устремлены к ним и не омрачаются, не
затмеваются во время устремления сомнением и маловерием, когда очи сердца
молящихся совпадают, так сказать, с очами призываемых. Здесь таинственное
зрение! Опытный понимает, что говорится. Поэтому как легко иметь сообщение со
святыми! Надобно только очистить зрение сердца, устремить его твердо к
известному святому, просить о нужном - и будет. А что Господь в отношении
зрения? Он весь - зрение, весь - свет, весь - знание. Он наполняет всегда небо
и землю и на всяком месте все зрит. На всяком месте Очи Господни сматряют злыя
же и благия [Притч. 15, 3].
125.
Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты
не уйдешь от Ней, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным
относительно Ее - достойно и праведно. Она - Всемилостивая Матерь
Всемилостивого Бога Слова и о Ее милостях, несчетно великих и бесчисленных,
возглашают все века и все церкви христианские; Она точно есть бездна благостыни
и щедрот, как говорится о Ней в каноне Одигитрии [Канон, песнь 5, ст. 1].
Потому приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и
дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость
Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него
просимого. Как спешат за милостью к какому-либо высокому и богатому человеку,
милости коего все знают, который милость свою доказал многочисленными опытами?
Обыкновенно с самою покойною уверенностью и надеждою получить от него, чего
желают. Так надо и в молитве не сомневаться, не малодушествовать.
129.
Соединяйся с Богом душою своею посредством сердечной веры, и все можешь
сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? Победишь. Враги
видимые, внешние? Победишь. Терзают страсти? Одолеешь. Подавляют скорби?
Отвратишь. Унываешь духом? Получишь мужество. Все с верою возможешь победить и
самое царство небесное получишь. Вера - величайшее благо в земной жизни: она
соединяет человека с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным.
Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господом [1 Кор. 6, 17].