Заканчивая перечисление примеров триад, в прошлом и
настоящем, хочу упомянуть еще одну, имеющую отношение к истории религий.
Это триада основных богов Древнего Рима – это капитолийская триада (почему
слово «боги» написано с маленькой буквы? Настоящий Бог не позволит
сбросить себя с пьедестала!)
Известно, что Рим стоял (и до сих пор стоит) на семи
холмах. На одном из них – не самом высоком, но самом главном –
располагался Капитолий – храм Юпитера. В том же храме помимо главного
римского бога Юпитера были представлены еще два божества.
Итак, капитолийская триада – это Юпитер (Оптимус
Максимус, олицетворение политической власти), Минерва (олицетворение
мудрости, идеологической власти), и Юнона (Юнона Монета,
богиня-хранительница,олицетворение экономического могущества).
Интересно сравнить индуистскую триаду с
древнеримской. В обоих случаях есть боги созидатели (Брахма и Минерва),
боги разрушители (Шива и Юпитер) и боги хранители (Вишна и Юнона,
соответственно). При этом, я уверен, упомянутые идеологии создавались без
взаимных двухсторонних консультаций специалистов.
В прошлой рассылке среди триад была упомянута такая:
Тезис-Антитезис-Синтез. Очень важным свойством этой триады является то,
что Синтез осуществляется в иной плоскости, в ином пространстве, нежели
то, в котором борются друг с другом две другие стихии. Мы видим, как из
взаимодействия двух сил следует (появляется) третий независимый элемент –
в простейшем случае суперпозиция (не просто сумма!) первых двух. И только
тогда, когда мы выходим в систему, в которой есть место всем трем силам,
мы можем быть уверены, что рассматриваем, видим действительно всю систему,
а не только часть ее, в которой бьется дуальная пара.Поэтому всякий раз, когда мы ищем
третий элемент в системе, в которой очевидно присутствуют только две силы,
по сути мы ищем ворота в надсистему, способ перейти из 2-мерной плоскости
в 3-мерное пространство, в пространство, имеющее на одно измерение больше,
чем очевидное прежнее.
Из сказанного, в частности, следует, что «Нет»
всегда, в любом мире означает «Нет в этом самом мире, в рассматриваемом
пространстве». Прошу вас запомнить это, поскольку в дальнейшем нам
понадобится понимание того, как гипотеза (в частности, научная гипотеза)
может стать управляющим воздействием человека на Природу, может
проинициировать в Природе то, чего ранее в ней не существовало.
В приведенном абзаце было использовано слово
«суперпозиция». Довольно легко понять его сможет человек, знакомый с
квантовой механикой. Людям, которым посчастливилось обойти ее стороной,
попробую объяснить этот термин следующим образом.
Суперпозиция это то, что получается в результате
взаимодействия нескольких элементов, при этом результат не может быть
получен как простая сумма элементов – он несет в себе продукт
взаимодействия этих элементов друг с другом.Именно поэтому суперпозиция
элементов – это система (возникшая как результат взаимодействия этих
элементов).Сумма же
элементов получается, если представить себе, что взаимодействие этих
элементов сведено к нулю.
Мир, в котором населяющие его элементы не
взаимодействуют друг, описывается простейшей арифметикой. Именно из-за
отсутствия взаимодействия между двумя единицами верна формула: 1 + (-1) =
0. Кстати, именно из-за отсутствия взаимодействия между целыми числами
система –1, 0, +1 триадой не является.
Новейшие теоретические исследования в физике говорят
нам, что Вакуум = Частица <=> Античастица (значком <=>я попытался показать
взаимодействие, в противовес значкам = или -, означающих операции с
элементами, не вступающими друг с другом во взаимодействие).
Каждому из нас будет понятной такая формула для
триады, уже упомянутой в прошлых выпусках: Жизнь (человеческого тела) =
Дух <=> Разум.
Наверное, не многие будут возражать против того, что
Политик = Идеолог <=> Экономист.
Вы наверное недоумеваете - зачем автору рассылки
понадобилось грузитьэтими
наукообразными абзацами людей, которые до того в общем-то неплохо к нему
относились? Дело в том, что очень важно вынести из этого выпуска следующее
– триада существует только тогда, когда составляющие ее элементы
взаимодействуют друг с другом.И еще более важно помнить, что и в мире людей чем сильнее они
взаимодействуют друг с другом, тем в большей степени результат будет
отличаться от простой их суммы.Как выглядит стадион, если на трибунах равнодушно и взаимно
отрешенно сидят люди, не желающие вступать друг с другом в какой бы то ни
было контакт? А как он выглядит с птичьего полета, когда люди, сидящие на
трибунах, из самих себя «запускают волну»?
Я примерно об этом.
Выдержка из «Книги Золотой
Лестницы».
50.Ученица. – Я понимаю вас, однако думаю, что все эти
разговоры в пользу бедных – до тех пор, пока говорящий сам не стал
богатым. И практически каждый, указывающий тебе на небеса, одновременно
пытается поглубже засунуть руку в твой карман – пока ты, разинув рот,
смотришь в указанном тебе направлении. Все мы – эгоисты, и наша судьба –
бороться с себе подобными за жизненные блага.
"Все реформаторы, как бы громко они
не заявляли о социальной справедливости, почему-то неизменно жили в
роскошных домах".
Логан
Пиерсалем Смит
51.Наставник. – Да, все мы эгоисты. Эгоизм – основа
существования любого живого организма. Подави эгоизм – и человек перестает
бороться за свою жизнь, перестает быть активным, останавливается в
развитии. Но невозможно жить в обществе и быть абсолютным эгоистом.
Абсолютный эгоист (проще говоря, отморозок) даже у нас, в России, довольно
скоро оказывается изолированным от общества – на время или
навсегда.
Хорошо жить в обществе нравственных
людей – никто тебя не грабит, не насилует, жизни твоей не угрожает!
Нравственное поведение людей до минимального уровня снижает необходимость
тратить силы организма на борьбу с себе подобными. Нравственность
энергетически выгодна. Но для того, чтобы создать нравственное общество,
необходимо, чтобы каждый из нас поступился частью своих прав в пользу
ближнего и дальнего. Необходимо, чтобы каждый из нас частично (чем больше,
тем лучше) перестал быть эгоистом, отказался от своих прав (по сути,
проистекающих из права животного бороться за свое существование), в обмен
принимая на себя обязанности (поддерживать существование окружающих тебя
людей). Для того, чтобы энергию, освободившуюся благодаря отсутствию
межличностной борьбы, каждый из нас мог использовать на совершенствование
мира, в котором мы живем.
52.Ученица. – Но ведь не все у нас так плохо! Существуют,
например, различные общественные организации, практикуется
благотворительность?!
"Кость, брошенная собаке, не есть
милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден
не меньше ее".
Джек
Лондон
53.Наставник. – Да, благотворительность практикуется... А
знаешь разницу между благотворительностью и милосердием?
Благотворительность – имитация милосердия, и как любая другая подделка,
является жалким подобием оригинала.
Чаще всего благотворительность
более полезна дающему, чем принимающему помощь. Вспомни историю о том, как
римскому претору, спросившему, почему бы Иегове не обеспечить бедных
евреев всем необходимым – раз уж он так их любит, рабби Акиба ответил:
"Чтобы оказать милость благотворителям". Так что знай: когда богач, по
трупам всю жизнь шедший к богатству, внезапно становится благотворителем –
это всего-лишь его безнадежная попытка освободиться от власти, которую над
ним получили его же собственные деньги! Более того, практикуются совсем уж
экзотические способы преодоления страсти к деньгам – некоторые пациенты
вместо того, чтобы раздавать деньги нуждающимся, используют их для
прикуривания сигар, а порой просто жгут их пачками в своих
каминах!
Справедливости ради надо сказать,
что порой бывает совсем наоборот – когда дающий милостыню живет в большей
нужде, нежели тот, кто эту милостыню принимает. Именно этот случай имел в
виду Ницше, вложив в уста Заратустры слова: "... я не даю милостыни. Для
этого я недостаточно беден".
Лучше совсем не давать, чем дать и
этим унизить человека. Сначала власть предержащие тихо, без суеты доводят
людей до отчаяния и нищеты, а затем помпезно, с рекламной шумихой – кидают
им подачки с барского стола. Там, где люди по-настоящему добры, в
благотворительности нет никакой
необходимости.
"Ничто так не расшатывает
нравственные устои общества, как
милостыня".
Теодор
Герцль
54.Ученица. – И что же делать? Помните, как раньше молодые
девицы начинали свои письма в молодежные журналы: "Дорогая редакция, как
жить дальше?"