«в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.» (Кол.
2:3)
- - -
О восхищении до третьего
неба
«Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям
Господним. Знаю человека в Мессии (во Христе), который назад тому четырнадцать
лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до
третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела:
Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых
человеку нельзя пересказать.» (2 Кор. 12:1-4)
"Это было четырнадцать лет до написания 2-го послания к Коринфянам, т. е.
примерно в 44-м году, когда он собирался выступить на свое великое миссионерское
служение (ср. Деян XI:26). Что это было за событие - этого не может ясно
определить и сам Апостол: несомненно, что он находился в то время в состоянии
пророческого экстаза и потому не отдавал себе отчета, участвовало ли его тело в
вознесении его в рай или же он возносим был туда только в духе своем. Но
все-таки это событие имело место! Что касается выражения "третье небо", то,
очевидно, читателям оно было понятно - иначе Апостол дал бы при этом
соответственное объяснение. Действительно, в иудейском предании говорилось о
существовании трех небесных пространств: 1) облачного, 2) звездного или того,
которое находится на высоте солнца, и 3) высшего, где находится престол Божий.
Об этом делении неба несомненно говорил своим читателям ранее и Апостол Павел.
Было еще у иудеев представление о семи небесах, но такого представления здесь
несомненно не имел в виду Апостол, потому что в таком случае его вознесение до
третьего неба - только, -еще не свидетельствовало бы о его чрезвычайном
возвышении." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
4 неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать -
"правильнее: "которых нельзя сказать человеку или человеческим языком". Апостол,
очевидно, имеет здесь на виду те хвалы, какие в раю возносятся Богу устами
ангелов и святых." (Там же)
"Читатель, наделенный хоть долей чувствительности, прочтет этот отрывок
с благоговением, потому что Павел обнажает в нем свое сердце, показывая нам
одновременно и свою славу и свою боль. Все еще против своего желания доводит
Павел свои права на апостольство и говорит о переживании, которое мы можем
рассматривать лишь как чудо, но за исследование которого мы не можем браться.
Странным образом кажется, будто Павел стоит рядом с собой самим и смотрит на
себя со стороны. «Я знаю человека», говорит Павел. Это он сам; но все равно он
смотрит на себя, пережившего такое чудо, с удивленной отрешенностью. Ибо высшая
цель религиозного переживания, таинства, заключается в лицезрении Бога и в
единении с Ним.
Таинство всегда совпадает «с моментом свершения чудесного: когда
зреющий и Зримый едины». Как гласит иудейское предание, четыре раввина
удостоились лицезреть Бога. Бен Азаи увидел славу Божию и умер. Бен Сома увидел
славу Божию и впал в безумие. Бен Ахер увидел славу Божию и «срезал молодые
растения», то есть, даже пережив это видение, он стал еретиком и разрушил сад
истины. Один Акиба вознесся в мире, и вернулся в мире. Мы даже не можем
предполагать, что произошло с Павлом. Напрасны и рассуждения, на каком небе
находился Павел, или пытаться толковать его слова о том, что он восхищен был до
третьего неба. Он просто говорит, что дух его вознесся и в исступлении
приблизился к Богу." (Комментарий У. Баркли к Новому Завету)
Традиция
«Четверо вошли в пардес: бен Азай, и бен Зома,
Ахер, и рабби Акива. Один взглянул - и умер. Другой взглянул - и
повредился, третий взглянул - и обрубил саженцы. Четвертый взошел с миром и
спустился с миром. Бен Азай взглянул - и умер, о нем Писание говорит: «Тяжела
в глазах Господа смерть благочестивых Его» (Теhилим 116: 15); Бен Зома
взглянул - и повредился, о нем Писание говорит: «Нашел мед - ешь
сколько надо тебе...» (Мишлей 25:16); Элиша взглянул - и обрубил саженцы, о
нем Писание говорит: «Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою...»
(Коhелет 5:5). Рабби Акива взошел с миром и опустился с миром, о нем Писание
говорит: «Влеки меня! За тобой устремимся» (Шир hаширим 1:4)» (Тосефта,
Хагига, 2:3,4).
Если судьба Элиши (Ахера) понятна: он обрубил
саженцы, т.е. нанес ущерб самому пардесу (месту Высшего мира, наделенному
максимальной святостью), ибо был злостным грешником, то за что были наказаны бен
Азай и бен Зома, праведные и ученые люди, совершившие множество добрых дел и
отдававшие все силы изучению Торы? Они были наказаны за то, что дерзнули
приблизиться к Абсолютной Святости, не будучи совершенными, как их
учитель рабби Акива, взошедший и опустившийся с миром." (http://www.mili.org.il/?section=articles_zoom¶ms%5Bcat_id%5D=ARTICLECAT-20061007225047¶ms%5Bparent_cat_id%5D=WEEKTORA&TAG=ARTICLE-20070421214456)
"И не смотря на то, что они были выдающимися мужами Израиля и великими
мудрецами, не у всех них была сила знать и постичь все эти вещи во всей полноте.
А я говорю, что не стоит гулять по Пардесу тому, у кого живот не наполнился
хлебом и мясом. То есть, прежде всего знать запрещенное, разрешенное и тому
подобное относительно всех остальных заповедей. И не смотря на то, что мудрецы
назвали это «малой вещью» (ведь сказали мудрецы: «Великая вещь – «видение
колесницы», а малая вещь – обсуждение повседневных вопросов Абайе и Рабба») –
тем не менее, предпочтительно изучить это раньше, так как это формирует мышление
человека вначале. И ещё: так как это – великое добро, которым наделил Святой
Благословенный обитателей Этого Мира, чтобы дать им в наследие жизнь в Грядущем
Мире. И возможно, что все будут знать это – и взрослый, и ребенок, и мужчина, и
женщина, и обладатель широкого ума, и обладатель узкого ума." (Рамбам. Мишне
Тора, глава 4, п. 13 http://www.rambaminrussian.org/text_files/yesodey4.htm)
Что означает имя, данное Йосефу
фараоном?
«И нарек фараон Йосефу имя: Цафнат-Панеах, и дал ему в жену Аснат, дочь
Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Йосеф по земле Египетской.» (Быт.
41:45) Цафнат-Панеах - "Получив новую должность, Йосеф получил также новое
имя. Такое изменение имени было правилом для Древнего Египта. Египтологи
объясняют, что цафнат означает "кормилец", а панеах - "жизнь". Однако мидраш
раскрывает это имя через аналогичные ивритские корни и определяет его значение
как "раскрывающий скрытое". Тора упоминает об изменении имени Йосефа только
потому, что это важно для дальнейшего повествования: когда братья приходят в
Египет, они не знают настоящего имени человека, который их принимает." (Сончино
http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda10_1.htm)
Иероним, основываясь
на египетском, предлагает такой перевод этого имени: "спаситель мира".
(http://en.wikipedia.org/wiki/Zaphnath-Paaneah)
Мессия Йешуа также
вначале был сокрыт:
«Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому
что Мое время еще не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее. Но когда
пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.» (Ин.
7:8-10)
«В последний же великий день праздника стоял Йешуа и возгласил, говоря:
кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании,
из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять
верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Йешуа еще не
был прославлен.» (Ин. 7:37-39)
Мессия Йешуа – Спаситель мира:
«А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали
и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Мессия.» (Ин. 4:42)
"(Брахот 40,1) "Сказал раби Зейро или раби Хиноно бар Папо: иди и
смотри, как не похожа на меру Святого, Благословен Он, человеческая мерка. В
представлении человека – удержать в себе может только пустой сосуд, но полный –
не в состоянии принять ничего. Согласно же мере Творца – всё наоборот: только
полный сосуд можно дополнить, тогда как пустой – ничего не удержит, как сказано
(Шмот, 15): "Если слышал, - услышишь голос Г-спода, Всесильного твоего..." – (то
есть) если услышал (раньше) – услышишь (теперь), но если нет, – не услышишь.
Другое объяснение: если слышал "старое" – поймёшь и новое, но если не внимателен
к "старому" – и "новое" не услышишь". (Александр Красильщиков. Можно ли
наполнить пустой сосуд http://toldot.ru/tora/articles/articles_2321.html?template=83)
"Светские люди встречаются перед свадьбой годами, но в их среде велико
число разводов, как же объяснить тот факт, что среди религиозных евреев почти
нет разводов, хотя они встречаются сравнительно короткое время и недостаточно
хорошо знают друг друга?
"Рабби Акива учил, что заповедь любви к ближнему является великим правилом
Торы, той основой, на которой зиждутся все ее заповеди. Однако сокровенной сутью
заповеди любви к ближнему является любовь человека к своей жене: то, как он
относится к своей жене, так на самом деле он и относится ко всем остальным.
<...> “Стены дома будут свидетельствовать о человеке, когда его душа
предстанет пред судом на Небесах”, - утверждает Талмуд (Таанит, 11)."
(Подробнее: Лев Кацин. Любовь нельзя погасить http://www.7kanal.com/article.php3?id=281366)
СОТРИ
СЛУЧАЙНЫЕ ЧЕРТЫ
Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где
стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что
видишь ты. Твой взгляд - да будет тверд и ясен, Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.(Александр Блок http://www.klassika.ru/stihi/blok/zhizn-bez-nachala.html)