Авраам (Авраhам) - отец множества (народов) (ав раhам):
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.» (Быт. 12:1-3)
«От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,» (Быт. 18:18)
Йицхак (Исаак) - будет смеяться:
Яаков (Иаков) - от "акев" (пята), "он будет следовать (последует)", также: хитрый:
«Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом.» (Ос. 12:3)
Йисраэль (Израиль) - «боровшийся с Богом». Существуют варианты толкования «Эль борется» или «Эль сражается».[4] По другой версии имя Израиль происходит от глагола śarar (управлять, быть сильным, быть облеченным доверием) и означает «Бог правит» или «Бог судит».[5] В «Библии короля Якова» приводится толкование: Израиль — «Принц Божий». (http://ru.wikipedia.org/wiki/Израиль_(имя))
«И сказал: отныне имя тебе будет не Яаков, а Йисраэль (Израиль), ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт. 32:28)
ЙЕШУРУН - ЛАСКОВОЕ ИМЯ ИЗРАИЛЯ
Йешурун - этоеще одноимя Израиля. Слово "Йешурун" происходитот слова "йашар" (прямой) (В Танахе используется4 раза: Дварим 32, 15; 33, 5, 26; Йешаягу 44, 2)
«И он был царь Йешуруна (Израиля), когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми.» (Втор. 33:5)
"... есть объяснение в Мидраш Сифри (мидраш-галаха Танайм), в мидраше к книге Дварим. Мидраш приводится к словам Моше: "вайhи бе-йешурун мелех" - "И будет в Йешуруне царь". Йешурун - это ласковое название Израиля,
от слова "яшар" - "напрямую" (связанный с Богом). Что же обозначают эти слова? Мидраш объясняет, что когда в Израиле все в едином порыве объединяются снизу, то Слава Имени Всевышнего поднимается наверх. Даже не объясняя ничего конкретно, мидраш показывает нам, что основной смысл слов: "в Йешуруне будет царь" обозначает, что царем в Израиле должен быть в идеальной ситуации Всевышний. Стих книги Дварим говорит: "(вайhи бе-Йешурун мелех...) бе-hитасеф рошей ам яхад шивтей Исраэль" - "....когда собрались главы народа вместе с коленами Израиля". То есть, - когда они все вместе образуют единую связку, а не тогда, когда они распадаются
на отдельные "пучки" (тогда будет "царь" в Израиле)." (Лекции З.Дашевского по книге Йеhошуа http://www.machanaim.org/tanach/_da_ieh/ieh-23.htm)
«Нет подобного Богу Йешурун (Израилеву), Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках;» (Втор. 33:26)
"Знай, Йешурун, что нет подобного Б-гу среди всех божеств народов и не сравнится с твоим Оплотом их оплот." (Раши)
26."НЕТ ПОДОБНОГО.(Этому Б-гу), то есть этому проявлению Б-га.
Ничто не может сравниться с тем, как Он проявляет Себя здесь, в вашем случае, (Йешурун), если вы останетесь Йешуруном, если вы останетесь прямыми и честными и будете вести жизнь в неуклонной верности своему долгу." (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша http://machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde11_1.htm)
«Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и Йешурун (возлюбленный) [Израиль], которого Я избрал;» (Ис. 44:2)
12 колен Израилевых
Реувен (Рувим) – от слов: ра’а («увидел», «узрел») и бен («сын»)
«Леа зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Реувен (Рувим), потому что сказала она: Господь призрел (раа) на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой.» (Быт. 29:32)
Шимон (Симеон) – услышанный
«И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал (шама) нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Шимон (Симеон) (Быт. 29:33)
Леви - от ивр. יִלָּוֶה(йилаве) - «прилепится»
«И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь - то прилепится (йилаве) ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Леви.» (Быт. 29:34)
Йеhуда (Иуда) – восхвалю Господа
"И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю (оде) Господа. Посему нарекла ему имя Йеhуда (Иуда). И перестала рождать." (Быт.29:35)
Йосеф (Иосиф) – Он прибавит
Биньямин (Вениамин) – любимый сын
Гад - "Четыре из шести древнееврейских слов этого стиха (имеют те же корневые согласные, что и в слове) "гад". В них использованы три различных корня, означающих "удача, прибавление", "отсекать" и "нападать, теснить". Гад постоянно подвергался опасности со стороны своих
южных и восточных соседей." (Новая Женевская Учебная Библия)
Дан – судил
«И сказала Рахель: судил мне (данани) Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.» (Быт. 30:6)
Звулун (Звулун) – обитель, жилище
«И сказала Леа: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня (йизбелени) муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Звулун.» (Быт. 30:20)
Нафтали –мой спор, борьба
«И сказала Рахель: борьбою сильною боролась я (нифталти) с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Нафтали (Неффалим).» (Быт. 30:8)
Йешаяhу (Исайя) - Бог спасет, Бог - спасение. Один из трех великих пророков, жил в 8 в. до н.э.
Йирмеяhу (Иеремия) - Бог возвысит. Пророк жил во второй половине 7 в. - нач. 6 в. до н.э.
Йехезкель (Иезекииль) - Бог укрепит. Пророк жил во второй половине 7 в. - нач. 6 в. до н.э.
Даниэль (Даниил) - судил меня Бог (7-й - 6-й вв. до н.э.)
Ошеа (Осия) - спасение (8-й в. до н.э.)
Йоэль (Иоиль) - Господь есть Бог
Амос - несущий бремя (8-й в. до н.э.)
Овадия, Овадья (Авдий) - слуга Бога или служащий Богу (вероятно, 6-й в. до н.э.)
Йона (Иона) - голубь (8-й в. до н.э.)
Миха (Михей) - кто подобен Ашему? (8-й в. до н.э.)
Нахум (Наум) - утешитель (7-й в. до н.э.)
Хаваккук (Аввакум) - обнимающий (7-й в. до н.э.)
Цефания (Софония) - тайна Господня или защищенный Господом, спрятанный Господом (7-й в. до н.э.)
Хаггай (Аггей) - мой праздник (6-й в. до н.э.)
Захарья (Захария) - Господь вспомнил (6-й в. до н.э.)
Малахи (Малахия) - Мой посланник (вестник) (5-й в. до н.э.)
Цари из рода Давида
Давид - любимый (прибл. 1035 - 965 гг. до н.э. (по другим данным: ок. 1043 – ок. 973 до н.э.))
Шломо (Соломон) - мирный (10-й в. до н.э.)
Рехав'ам (Ровоам) - "народ расширился" (10-й в. до н.э.)
Авиям (Авия) - Отец мой - Господь (10-й в. до н.э.)
Аса - исцеляющий (конец 10 в. - первая половина 9 в. до н.э.)
Йеhошафат (Иосафат) - Господь судит (рассудит), Господь - судья (9 в. до н.э.)
«Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.» (Иоиль 3:12)
Йорам (Иорам) - Господь высок (9 в. до н.э.)
Ахазьяhу (Охозия) - Господь поддерживает, удерживает (9 в. до н.э.)
Йоаш (Иоас) - Господь - отрада, Господь - помощь (9 в. до н.э.)
Амацья (Амасия) - Господь укрепляет, Господь могуч (конец 9 в. - первая половина 8 в. до н.э.)
Азарья (=Узияhу) - Господь помог (конец 9 в. - первая половина 8 в. до н.э.)
Йотам (Иофам) - Господь совершенен (8 в. до н.э.)
Ахаз - он захватил (8 в. до н.э.)
Хизкияhу (Езекия) - Господь - моя сила (вторая половина 8 в. - первая половина 7 в. до н.э.)
Менаше (Манасия) - "помогающий забыть (плохое)" (7 в. до н.э.)
Амон (Аммон) - верный (7 в. до н.э.)
Йошияhу (Иосия) - Господь поможет, Господь укрепит (7 в. до н.э.)
Йеhояким (Иоаким) - Господь возвеличит, Господь восставит (конец 7 в. - нач. 6 в. до н.э.)
Йеhояхин, Йехонья (Иехония) - Господь укрепит (6 в. до н.э.)
Цидкияhу (Седекия) - Господь - моя праведность, Господь - моя правда (6 в. до н.э.)
«Однакоже не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник и сыновьям его на все времена.» (2 Пар. 21:7)«Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили.» (Иоиль 3:2)«И делал Аса доброе и угодное в очах Господа
Бога своего:» (2 Пар. 14:2)Пророки
«Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту (акев) Эйсава; и наречено ему имя Яаков. Ицхак же был шестидесяти лет, когда они родились.» (Быт. 25:26)«И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется (йицхак).» (Быт. 21:6)«Сарра
внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар.» (Быт. 18:12)
"И если он скромен перед сиротами, вдовами и герами и несет тяжкую ношу их забот и хлопот, и слышит, как его позорят, но не отвечает из-за своей великой скромности, — вот весьма достойное смирение!" http://toldot.ru/tora/articles/articles_2380.html?template=83