Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


Цитата из Библии

«Не будь слишком праведен (в Синодальном переводе: строг - прим. В.Н.), и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?» (Еккл. 7:16)

 

"Я буду росою для Израиля..." (Ос. 14:6)

«Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан.» (Ос. 14:6)

אֶהְיֶה כַטַּל לְיִשְׂרָאֵל, יִפְרַח כַּשּׁוֹשַׁנָּה; וְיַךְ שָׁרָשָׁיו, כַּלְּבָנוֹן

ЭХЬЕ ХА-ТАЛЬ ЛЕ-ИСРАЭЛЬ, ЙИФТАХ КА-ШОШАНА; ВЕЙАХ ШАРАШАВ КА-ЛЕВАНОН

роса - иврит: таль

«да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;» (Быт. 27:28)

«И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;» (Быт. 27:39)

«Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.» (Втор. 32:2)

«Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и [дарами] бездны, лежащей внизу,» (Втор. 33:13)

«Израиль живет безопасно, один; око Иакова [видит пред] [собою] землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу.» (Втор. 33:28)

«В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.» (Пс. 109:3)

«И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Господа, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых.» (Мих. 5:7)

«Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему.» (Зах. 8:12)

корни - иврит: шарашав

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;» (Ис. 11:1)

«И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.» (Ис. 11:10)

«И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху,» (Ис. 37:31)

«Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как корень (росток) из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.» (Ис. 53:2)

«Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился посреди мест их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя.» (Рим. 11:16-18)

«Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.» (Рим. 15:12)

«И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.» (Откр. 5:5)

«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.» (Откр. 22:16)

http://messianicministry.info

 

КАК ЯАКОВ СТАНОВИТСЯ ИЗРАИЛЕМ

«И остался Яаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Яакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Яаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Яаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Яаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Яаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Яаков имя месту тому: Пниэль (Пенуэл); ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пнуэль; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что [Боровшийся] коснулся жилы на составе бедра Яакова.» (Быт. 32:24-32) 

Израиль - иврит: Исраэль - "борющийся с Богом", "правящий силой Божьей", "будет царствовать Бог" 

Яаков победил не Бога, а самого себя. "Эта сцена символизирует борьбу плотских и духовных устремлений в Иакове. Бог пытается "побороть" в Иакове чисто человеское (мирское), а Иаков, охваченный этой борьбой, изо всех сил "цепляется" за Бога. Ценой поражения плоти Бог делает Иакова победителем в духе - Израилем." (Новая Женевская Учебная Библия)

"И боролся некто с ним до восхода зари" - пока не взойдет заря для Израиля. Избавление Израиля - как заря, ведь изгнание подобно ночи. Народы мира и царство Эдома борются с Израилем, чтобы увести его с пути Всевышнего, как сказано: "Вернись, вернись, Шуламит, вернись, вернись, дай взглянуть на тебя" (Шир hаширим, 7:1) 

"Но увидел тот, что не одолевает его" - не может увести Израиль от единства Всевышнего. 

"И тронул сустав бедра его" - это брит-мила; так решило это злодейское царство, чтобы не обрезали своих сыновей. 

"И вывихнулся бедренный сустав Яакова, когда он боролся с ним" - это те, кто запятнал себя изменой вере в эпоху гонений. (Мидраш "Леках тов". Цит. по: Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s232-239.html+34.htm

"По словам наших мудрецов, пыль, которую "подняли" эти два борца, "была пылью, которая поднялась до Б-жественного Трона". (Хулин 91а) Ибо эта борьба была прообразом борьбы, которая будет продолжаться в течение всей истории; она и является основным содержанием мировой истории." (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_1.htm)

«В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Йеhошуа (Иисус) сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Иис. 6:14-15)

«Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю'.» (Ос. 6:3)

«Но и с Йеhудой (Иудою) у Господа суд и Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его. Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Бейт-Эле (Вефиле) Он нашел нас и там говорил с нами.» (Ос. 12:2-4)

«Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.» (Пс. 130:3)

«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.» (Ис. 43:1)

«Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.» (Ис. 45:17)

«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.» (Рим. 9:1-5)

«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.» (Рим. 11:25-26)

http://messianicministry.info

Евреи, христиане и Слово Бога

 

«... праведный своею верою жив будет.» (Авв. 2:4)

«... праведный своею верою жив будет.» (Авв. 2:4)

ְצַדִּיק, בֶּאֱמוּנָתוֹ יִחְיֶה...
 
ЦАДИК БЕ-ЭМУНАТО ЙИХЪЙЕ 
 
Не сказано: иш бе-эмунато йихъйе (человек верою жив будет), а именно цадик бе-эмунато йихъйе.

«В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.» (Рим. 1:17)

«Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.» (Евр. 10:38)

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.» (Евр. 11:1-40)

НЕШАМА

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (нишмат хаим), и стал человек душею живою.» (Быт. 2:7)

«Но дух в человеке и дыхание Вседержителя (нишмат Шадай) дает ему разумение.» (Иов 32:8)

«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя (нишмат Шадай) дало мне жизнь.» (Иов 33:4)

«Светильник Господень - душа (в Синодальном переводе - дух - прим. В.Н.) человека (нишмат адам), испытывающая(ий) все глубины сердца.» (Прит. 20:27)

"В иврите есть довольно распространенное слово: «Нешама». Обычно его переводят как «душа», но более точное значение — «высшая» часть души человека. (Бывает и «низшая», нефеш — это эгоистическая и, так сказать, телесно ориентированная душа)."

"Нешама — это то, что мы называем «искра Божья». (http://afield.org.ua/2year.html)

Из книги "Орхот цадиким

"А теперь я разъясню тебе понятие души /нефеш/, духа /руах/ и понятие тонкой и высокой части души /нешама/, дабы страшиться Всевышнего. Душа расположена в печени, ибо от крови зависит присутствие души, и она желает есть и пить, обладает стремлением к соитию, потому что печень полна крови и вожделеет насытить человека наслаждениями, удовольствиями и развлечениями, и об этом сказано: "Душа сытая попирает и соты медовые" (Мишлей 27; 7). Дух находится в сердце и желает власти, величия и царствования, побуждает человеческое сердце гнаться за почестями. Поэтому гордыня называется высокомерие, грубость духа /гасут а-руах/. И она поднимает человеческое сердце на подчинение себе других, чтобы возвеличиться и гордиться. "Нешама" обладает мудростью и находится в мозгу, подобно царю, который в походе располагается посреди армии, и немного похожа на честь ее Создателя; ей отвратительны людские наслаждения, никчемность их развлечений, она размышляет и понимает, и все ее мысли направлены на трепетное служение Всевышнему. И она думает о том, что будет, когда тело умрет и исчезнет, а она в чистоте вернется к Тому, Кто создал ее и вложил в тело." (Орхот цадиким. Врата страха пред Всевышним http://www.chassidus.ru/library/musar/orchos/28.htm)

Традиция

Из статьи "Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?"
 
"... книга «Хасидим» [5]: «Попробуй некоторые отрывки не говорить, а петь. Заготовь мелодии, приятные для слуха, и пой эти отрывки так, чтобы за мелодией потянулось сердце. Там, где ты просишь Всевышнего, выбери мелодию, помогающую сосредоточиться, а для восхвалений отыщи мелодию радости, чтобы наполнить их ликованием и любовью к Тому, для Кого сердце твоё открыто. Представь, что ты приходишь к земному царю с очень важной просьбой и, бегло зачитав по листочку, поспешно удаляешься. Что скажет царь?

Восхваления Всевышнему произносят медленно и голосом, полным приязни».

В Храме запрещали бегать — это воспринималось, как пренебрежение к службе. Следовало передвигаться маленькими шажками. Молитва — тоже служба — не терпит суеты.

Царь Давид сопровождал молитвы игрой на арфе, наполнявшей сердце радостью и любовью к Всевышнему. Огромная сила музыки в том, что она затрагивает глубинные части души, в пробуждении самых возвышенных чувств. Если молитва — работа сердца, важно найти мелодию, подходящую каждой её части." (Подробнее: Рав Давид Штайнойз. Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве? http://toldot.ru/tora/articles/articles_2376.html?template=83)

Из книги "Орхот цадиким"

О молчании

"Привыкший к молчанию избегает многих грехов: лести и насмешничества, злословия, лжи, сквернословия и проклятий, ибо если его ругают и проклинают, а он отвечает, то ему добавляют вдвое. И сказал мудрец так: "Я слышу плохое о себе и молчу". Его спросили: "Почему?" Сказал он: "Если я отвечу ругающим меня, то могу услышать новые ругательства, еще хуже этих". И сказал: "Если глупец спорит с мудрецом, а мудрец молчит, то в его молчании содержится важный и главный ответ глупцу. Почему? Потому что из-за молчания мудреца глупец страдает больше, чем если бы тот отвечал ему. И об этом сказано: "Не отвечай глупцу по глупости его" (Мишлей 26; 4)." (Орхот цадиким. Врата молчания http://www.chassidus.ru/library/musar/orchos/21.htm)

О страхе перед Всевышнем

"И говорит Раба бар рав Уна: "Тот, у кого есть Учение, но в нем нет страха пред Всевышним, подобен казначею, которому дали ключи от внутренних комнат, а ключи от внешних комнат не дали. Как же он войдет?" (Шабат 31). Провозглашает рабби Янай: "Жаль того, у кого двора нет, а он поставил ворота во двор!" Рабби Янай хочет этим сказать, что тому, у кого нет двора, не принесут пользы ворота, поставленные зря. А Учение - это лишь ворота, через которые восходят ко страху пред Всевышним. И говорил Рава мудрецам, своим ученикам: "Умоляю вас, не наследуйте две преисподнии, ибо, стараясь и работая над Учением в этом мире и не следуя ему, вы унаследуете преисподнюю после смерти. В своей жизни вы, работая и изучая Учение, не получили удовольствия от этого мира, а после смерти пропадете из мира будущего" (Йома 72б)." (Орхот цадиким. Врата страха пред Всевышним) (там же)

 

 


В избранное