Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


ЯАКОВ И ЭЙСАВ

«Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.» (Быт. 25:22)

Сыновья в утробе ее стали биться биться - речь идет не только о физических ощущениях при родах. Здесь есть намек на духовное противостояние между Яаковом и Эйсавом и их потомками. Амалек и Аман - потомки Эйсава.

Аман хотел уничтожить еврейский народ за то, что один еврей - Мордехай - не кланялся и не падал ниц перед ним.

«и все служащие при царе, которые [были] у царских ворот, кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мордехай (Мардохей) не кланялся и не падал ниц.» (Есф. 3:2)

"... в этом стихе говорится не только о том, что Мордехай не кланялся, но сказано: "не поклонится и не падет ниц" - в будущем времени - то есть Мордехай возвещал, что не будет кланяться. И Мордехай даже не пытался исчезнуть из поля зрения Амана, потому что он был из колена Биньямина, а им свойственно подчеркивать свою независимость (когда Яаков поклонился при встрече Эсаву, предку Амалека (Бытие 33:3), Биньямин еще не родился и не видел этого, в отличие от остальных братьев, и потому потомки Биньямина не научились
склонять голову перед потомками Эсава). Мордехай считал поклонение Аману разновидностью идолопоклонства, и он не мог пойти на это даже под угрозой смерти." (Из комментария Маханаим http://www.machanaim.org/tanach/qd-ester/indqd03.htm)

Происхождение Амана

«... Аман, сын Амдаты (Амадафа), Агагиянина (Вугеянин), враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, [жребий], об истреблении и погублении их,» (Есф. 9:24)

Агаг - из рода Амалека: «И поразил Саул Амалека (Амалика) от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили.» (1 Цар. 15:7-9)

Амалек - сын Элифаза, внук Эйсава (Исава): «Вот имена сынов Эйсава (Исава): Элифаз (Елифаз), сын Ады, жены Эйсава (Исавовой), и Реуэль (Рагуил), сын Босмат (Васемафы), жены Эйсава (Исавовой). У Элифаза (Елифаза) были сыновья: Тейман (Феман), Омар, Цефо, Гатам (Гафам) и Кеназ. Тимна (Фамна) же была наложница Элифаза (Елифаза), сына Эйсава (Исавова), и родила Элифазу (Елифазу) Амалика. Вот сыновья Ады, жены Эйсава (Исавовой).» (Быт. 36:10-12)

Когда евреи вышли из Египта и шли получать Тору, Амалек напал на них. При чем, амалекитяне проделали немалый путь из пустыни Кнаана (Ханаана), где они жили. Какова причина? Ненависть к бней Исраэль (сынам Израиля).

«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моше (Моисей) сказал Йеhошуа (Иисусу): выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Йеhошуа (Иисус), как сказал ему Моше (Моисей), и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моше (Моисей) и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моше (Моисей) поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моше (Моисеевы) отяжелели, и тогда
взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Хур (Ор) поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Йеhошуа (Иисус) Амалика и народ его острием меча. И сказал Господь Моше (Моисею): напиши сие для памяти в книгу и внуши Йеhошуа (Иисусу), что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. И устроил Моше (Моисей) жертвенник и нарек ему имя: "Господь - Нисси (мое чудо)". Ибо, сказал он, рука на престоле Господа:
брань у Господа против Амалика из рода в род.» (Исх. 17:8-16)

"Наши мудрецы, комментируя слова Торы – "И сражался [Амалек] с Израилем в Рефидим", – цитируют стих из Книги Йиова: "Разве растет папирус там, где нет болота, а тростник так, где нет воды?" (Ийов, 8) Точно так же Израиль не может существовать, если он не изучает и не соблюдает законы Торы. Как только он отходит от Торы – на него нападают враги. Приход врага всегда является следствием совершенного греха или преступления.

Другие комментаторы отмечают: слово "Рефидим" – רפידים – следует читать как Рифъон ядаим – ידים רפיון ("расслабление рук"). Руки сынов Израиля ослабели, отошли от Торы, – и немедленно пришел страшный враг – Амалек – и напал на них." (Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия http://www.chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/11.htm)

Билам (Валаам) говорил об Амалеке: «И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его - гибель.» (Чис. 24:20)

Как понять слова - "первый из народов"? Онкелос переводит (в арамейском переводе Торы): "Первый из тех, кто сражается с Израилем – Амалек".

«Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;» (Втор. 25:17-18)

"Слово Амалек – עמלק – можно прочитать как לק עם – "народ-кровопийца"; это народ, мечтающий напиться крови Израиля. Амалека можно сравнить с мухой, которая ищет открытую рану, чтобы вкусить крови. Так он и преследовал Израиль." (Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия http://www.chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/11.htm)

Корень слова йитроцецу (биться) в Быт. 25:22 мы встречаем в Втор. 28:33:

«Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим (рацуц) во все дни.» (Втор. 28:33)

Если Израиль не слушается Бога, его притесняют и мучают, в т. ч. потомки Эйсава (см. Книгу пророка Авдия).

«Яаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Яакову. И дал Яаков Эйсаву (Исаву) хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Эйсав (Исав) первородство.» (Быт. 25:33-34)

и продал первородство свое - Что означало первородство в то время? Духовное лидерство, право быть священником в семье. Эйсав не захотел служить Всевышнему.

«чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами.» (Евр. 12:16-17)

«Когда Ицхак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Эйсава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.» (Быт. 27:1)

"И не расслышал он (Ицхак) голоса Духа Святого..." (Пиркей де-рабби Элиэзер; Танхума) (к Быт. 27) (Притчи мидрашей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - с. 60)

«И вострепетал Ицхак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.» (Быт. 27:33)

И вострепетал Ицхак весьма великим трепетом - в древних мидрашах мы читаем (мидраш описывает не реальные события, это образное понимание): "... в это мгновение ему (Ицхаку) привиделись отверзнутые бездны ада и Эйсав, подкладывающий дрова в печи адские." (Пиркей де-рабби Элиэзер; Танхума) (Притчи мидрашей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - с. 61)

«Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.» (Быт. 27:35)

"Кстати, посмотрите на арамейский перевод, сделанный Онкелосом. Фраза Ицхака, сказанная неудачнику Эсаву (стих 35) — «Пришел твой брат с обманом и взял твое благословение», — переведена по-другому: «Пришел твой брат с мудростью». Яаков не обманул, он взял то, что ему причиталось. Причем своего голоса вообще не менял, пришел честно и говорил так, как всегда разговаривал с отцом." (Из комментария Реувена Пятигорского http://toldot.ru/tora/articles/articles_9243.html?template=83)

Вот перевод Онкелоса:

"And he said, Thy brother came with subtilty, and hath received thy blessing." (http://www.ultimasurf.net/bible/aramaic/targum/onkelos/genesis/genesis_27.htm)

Об Эдоме

«И послал Моисей из Кадеса послов к Царю Едомскому [сказать]: так говорит брат твой Израиль: ты знаешь все трудности, которые постигли нас; отцы наши перешли в Египет, и мы жили в Египте много времени, и худо поступали Египтяне с нами и отцами нашими; и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и послал Ангела, и вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего; позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих];
но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих. Но Едом сказал ему: не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя. И сказали ему сыны Израилевы: мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее; только ногами моими пройду, что ничего не стоит. Но он сказал: не проходи. И выступил против него Едом с многочисленным народом и с сильною рукою. Итак не согласился Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы,
и Израиль пошел в сторону от него.» (Чис. 20:14-21)

«И пошел Иорам с военачальниками своими, и все колесницы с ним; и встав ночью, поразил Идумеян, которые окружили его, и начальствующих над колесницами. Однако вышел Едом из - под власти Иуды до сего дня. В то же время вышла и Ливна из - под власти его, потому что он оставил Господа Бога отцов своих.» (2 Пар. 21:9-10)

«Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься. Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.» (Пл. Иер. 4:21-22)

«Так говорит Господь Бог: за то, что Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение, за то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча. И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего, Израиля; и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое, говорит Господь Бог.» (Иез. 25:12-14)

«Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.» (Иоиль 3:19)

«Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.» (Ам. 1:11)

«В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.» (Ам. 9:11-12)

«Если Едом скажет: "мы разорены, но мы восстановим разрушенное", то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: "возвеличился Господь над пределами Израиля!"» (Мал. 1:4-5) (Также см.: Пс. 59:10, Ис. 11:14, Ис. 34:5, Иер. 9:25-26, Иер. 49:17).

"Во время восстания Маккавеев идумеи оказывали помощь селевкидским властям в военных действиях против евреев. Иехуда Маккавей воевал против идумеев и вел особенно активные действия против Хеврона (I Макк. 5:65). Решающий перелом в отношениях между двумя народами произошел в царствование Иоханана Гиркана I (конец 2 в. до н. э.), который овладел всей Идумеей и насильственно обратил ее обитателей в иудаизм. С этого времени эдомитяне стали частью еврейского народа, а Идумея — одной из областей Хасмонейского
государства.

В царствования Александра Янная и его жены Саломеи-Александры эдомитянин Антипатр II был царским наместником Идумеи, а впоследствии Юлий Цезарь назначил его правителем Иудеи. Сыном Антипатра был Ирод I, назначенный римлянами в 40 г. до н. э. царем Иудеи." (Подробнее: Электронная еврейская энциклопедия www.eleven.co.il/article/14987)

Традиция

"Два побега вышли рядом из земли, один - мирта, другой - терновника. Вначале они мало отличались один от другого, а когда выросли и расцвели, один покрылся душистой листвой, а другой колючками. <...> Яаков посвятил себя служению Истинному Богу, а Эйсав - идолам." (Берешит-Раба, 63) (Цит. по: Притчи мидрашей. Феникс, 2005, с.59)

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Мессии.» (1 Кор. 2:14-16)





Евреи, христиане и Слово Бога
http://messianicministry.info


О колодцах (беерот) (дополнено)

В Торе рассказывается, что наши праотцы рыли колодцы. «И все колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею. И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми
назвал их отец его. И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой. И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле. Оттуда перешел он в Вирсавию. И в ту ночь явился
ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего. И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.» (Быт. 26:15-25)

и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его – В комментарии "hактав веhакабала" сказано: «Вероятно, что это наречение имен колодцам было похоже на другое наречение имен, в память милосердия Всевышнего и Его деяний. Так об Авраhаме сказано: "И нарек Авраhам имя месту тому: Бог усмотрит" (2:14). Моше воздвиг жертвенник, назвав его "Господь – чудо мне" (Шмот 17:15); также источник, у которого ангел встретил hагар, был назван "колодец живого, мной виденного" (Брейшит 16:14). Так делал
Авраhам: он копал колодцы и называл их именем Всевышнего, потому что Авраhаму было свойственно нести людям знание о Всевышнем и учить их, что нет никакого смысла в идолах. И вот какую чудесную уловку придумал Авраhам, чтобы привести заблудших под крыло Шехины. Он называл колодцы именами, связанными с истинной реальностью Всевышнего, и приучил [к этому имени] уста людей, приходивших начерпать воды из его колодца, к истинному имени, ибо они говорили друг другу: "Пойдем, наберем воды из источника Бога Вечного!"
– и так просыпалось их заблудшее сердце и склонялось к постижению истины. И поскольку колодцы нужны всем, множество людей и даже простонародье, приучалось знать истину и познавать Всевышнего, Благословен Он. Великое дело совершил Авраhам, любимец Бога. Но после его смерти люди вернулись к своим идолам; и чтобы искоренить из уст людских имена этих колодцев, их засыпали; и когда переставал существовать колодец, забывалось также и его имя. И говорит Писание, что Ицхак следовал своему отцу Авраhаму и стремился
откапывать те самые колодцы, чтобы возвратить на прежнее место корону истинной веры.» (Комментарии Нехамы Лейбович к Торе http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s161-166.html+22.htm)

Каков духовный смысл в колодце живой воды (беер маим хаим)?. Это есть прообраз духовной воды живой, Слова Б-га, которую даст Йешуа.

«Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.» (Ин. 4:12-15)

Встречи у колодцев

Слуга Авраама Элиэзер встретил Ривку, будущую жену Ицхака, у колодца.

«и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли [ее] сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь
милость с господином моим. Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; девица [была] прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать
и для верблюдов твоих, пока не напьются.» (Быт. 24:11-19)

Яаков встретил Рахель у колодца.

«И встал Иаков и пошел в землю сынов востока. И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. Иаков сказал им: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана. Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем. Он еще сказал им:
здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами. И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите. Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец. Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего, потому что она пасла. Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья
колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему.» (Быт. 29:1-12)

Моше познакомился со своей женой Ципорой у колодца.

«И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя. У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их. И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой - то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды
и напоил овец. Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.» (Исх. 2:15-21)

Евреи, христиане и Слово Бога

В избранное