«А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое
Я наведу на место сие. И принесли царю ответ.» (4 Цар. 22:18-20)
«И продолжала Эстер (Есфирь) говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Агагиянина (Вугеянина) и замысел его, который он замыслил против Иудеев.» (Есф. 8:3)
«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.» (Пс. 125:5)
"У возвратившихся из плена было очень недостаточное количество семян для своих полей, почему производимые ими посевы обнимали незначительную площадь земли, с которой по обычному хозяйственному расчету мог получиться только незначительный сбор урожая, но евреи надеялись, что Господь вознаградит их труд далеко выше их ожиданий, почему "с плачем несущий семена" в землю при посеве, "возвратится с радостью" при жатве." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: "пропойте нам из песней Сионских". Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.» (Пс. 136:1-6)
"Этот псалом составлен левитами, попавшими в Вавилонский плен. Рассказывается, что когда Навухаднецар захватил Иерусалим, он повелел разыскать оркестрантов и певцов Храма, чтобы те пели перед ним, потому что храмовый хор и оркестр славились во всем мире. Но левиты отказались петь перед врагами." (Комментарий Меира Левинова http://machanaim.org/tanach/n5-thil/indn5_137.htm)
3. "Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к
Палестине, храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа. Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное. Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен, была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему она с негодованием отвергалась." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
«Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неем. 1:4)
«Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.» (Ис. 30:19)
«Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их.» (Иер. 31:13)
«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель (Рахиль) плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои.» (Иер. 31:15-17)
«Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.» (Мф. 2:17-18)
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.» (Откр. 21:4)
Традиция
"Шли дорогою рабан Гамлиель, раби Елиезер бен Азария, раби Иегошуа и раби Акива. За сто двадцать верст до Рима стал шум форума доноситься до них. Трое первых заплакали, а р. Акива засмеялся.
— Как можешь ты смеяться, Акива? — воскликнули они.
— А вы о чем плачете? — ответил вопросом р. Акива.
— Язычники эти, — ответили они, — поклоняющиеся истуканам и идолам кадящие, живут в безмятежном мире, а мы, — Святилище наше, подножие Господа нашего, в огне сожжено, — как не плакать нам?
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф. 5:8)
«Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, - [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.» (Пс. 23:3-5)
"В стихе третьем говорится: "Кто взойдет на гору Всевышнего, и кто устоит в Его святом месте?" Есть целый ряд довольно ясных мидрашей, где на вопрос: "Кто взойдет?" даются сразу ответы. Одна серия мидрашей говорит, что это - Машиах, и перечисляя все качества, говорит, что это качества именно Машиаха."
"Раши объясняет... Хотя Всевышнему принадлежит все, но не все годится для того, чтобы приблизиться к Нему, поэтому Он, конечно, заботиться обо всем мире, но не так, чтобы каждый, кто хочет, мог взойти на эту гору." (Лекции З. Дашевского http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps24-23.htm)
"Будь праведным и никогда не греши, и даже, если весь мир скажет тебе, что ты - праведник, считай себя грешником. Всегда помни, что Святой, благословен Он, чист, что Его посланники - чисты и что душа, которую Он дал тебе, чиста; если ты сохранишь все это в чистоте, хорошо и прекрасно, если нет, Я удалю это от тебя." (Niddah 30b http://www.come-and-hear.com/niddah/niddah_30.html#30b_77)
«Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс. 72:1)
«И сказал Шломо (Соломон): Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне;» (3 Цар. 3:6)
«да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,» (Евр. 10:22)
«в тот день Я исполню над Эли (Илием) все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Эли (Илия), что вина дома Эли (Илиева) не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек.» (1 Цар. 3:12-14)
Почему за нечестие сыновей Эли, наказан дом его? "В стихе 13 говорится далее: "И сообщу Я ему..." Что это значит "сообщу"? Можно сказать: "Я сообщил ему", но это не укладывается в грамматику, поскольку "вав" должен переворачиваться. И дальше: "что Я сужу его дом навеки..." Довольно трудно всегда понять, что точно означает - "ад-олам". По-простому, это "вовеки", но в разных контекстах это может обозначать - "до бесконечности"
или - "50 лет", и др. Итак: "Я сужу его дом навеки - за грех, что он знал, что проклинают их его сыновья, и не одернул (не отстранил) их". Это не очень ясная фраза, но основная линия понимания такая, что Господь как бы говорит: "Я наказываю не его сыновей, потому что они злодеи, и они - погибнут. Я наказываю Эли за то, что он допустил, что они наводят проклятие на народ Израиля, и он об этом знал"." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_09.htm)
вина дома Эли (Илиева) не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек - Всевышний, благословен Он, заранее знал, что полной тшувы (покаяния) не будет.
«И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Шило (Силома) ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.» (1 Цар. 4:3)
возьмем себе из Шило (Силома) ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших - Ковчег завета - не "страховой полис". Старейшинам нужно было обратиться к Богу Израиля.
«И послал народ в Шило (Силом), и принесли оттуда ковчег завета Господа Цеваота (Саваофа), седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Эли (Илиевы), Хофни (Офни) и Пинхас (Финеес).» (1 Цар. 4:4)
«И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Эли, Хофни и Пинхас, умерли.» (1 Цар. 4:10-11)
"Для того, чтобы евреи не стали поклоняться Ковчегу, как объекту их культа, Он отдает этот самый Святой предмет в чужые нехорошие и грязные руки. При этом выигрываются две вещи. Во-первых, евреи перестают считать, что у них есть "страховой полис". Во-вторых, с помощью этого плененного Ковчега, Бог покажет этим, захватившим Ковчег народам, что некоторые вещи лучше не иметь в своем распоряжении, чем иметь." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_10.htm)
«Йеред (Иаред) жил сто шестьдесят два года и родил Ханоха (Еноха). По рождении Ханоха Йеред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Йереда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Ханох жил шестьдесят пять лет и родил Метушелаха (Мафусала). И ходил Ханох пред Богом, по рождении Метушелаха, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Ханох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.» (Быт. 5:18-24)
Имя Ханох (Енох) означает "благородное воспитание".
22И ходил Ханох пред Богом - "... Онкелос в своем переводе поясняет: "Ханох ходил со страхом перед Всевышним". Таргум Йерушалми предлагает следующий вариант: "Служил с трепетом перед Всевышним". В любом случае, в то время, как жизнь других людей представляла собой существование и физическое сохранение вида, Ханох жил с постоянным ощущением Присутствия Всевышнего и непосредственного общения с Богом в ту эпоху, когда мораль и высокие принципы были почти забыты.
Идиома "ходить пред Всесильным" используется всякий раз, когда Тора хочет подчеркнуть праведность всей жизни целиком и каждого ее отдельного мгновения кого-то из выдающихся людей. Само по себе это выражение создает образ человека, который стремится постоянно находиться в Присутствии Всевышнего, и Всевышний отвечает на это стремление. Аналогичное выражение характеризует Ноаха (6:9)." (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda01_3.htm)
Ноах (Ной) ходил перед Всевышним (Быт. 6:9).
У пророка мы читаем:
«О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.» (Мих. 6:8)
«Закон (Тора) истины был(а) в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха.» (Мал. 2:6)
- - -
«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.» (Евр. 11:5)
"Крупный иудейский комментатор Библии Филон Александрийский считал Еноха великим образцом покаяния. Покаяние увело его от жизни безбожной к жизни, которая ходит перед Богом.
Из простого факта о жизни Еноха, изложенного в Ветхом Завете, автор Послания к Евреям делает вывод о том, что он вовсе не умирал и что Бог каким-то таинственным образом взял его к Себе. В эпоху разврата и греха Енох ходил перед Богом. Именно потому, что он ходил перед Богом, в то время как Другие люди удалялись от Него, Енох с каждым днем приближался к Нему, и восхищение было шагом, приведшим его в непосредственное присутствие того Бога, пред Которым он все время ходил.
Думая об Енохе, мы обязательно думаем о различном отношении к своему земному концу. Абсолютная безмятежность, получившая отражение в сообщении об Енохе в Ветхом Завете, предвосхищает отношение к смерти христиан. Смерть неизбежна и борьба против нее ничего не принесет.
Христиане видят в смерти переход - не конец, а лишь этап на пути; не дверь закрывающуюся, а дверь открывающуюся. Есть люди, для которых, подобно Еноху, смерть - это вступление в непосредственное присутствие Того, с Которым они так долго жили. Если мы жили со Христом, мы можем умереть с уверенностью, что мы идем туда, где вечно будем с нашим Господом." (У. Баркли)
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» (Евр. 11:6)
ТРАДИЦИЯ
"В Аггаде Ханох — один из ламед-вав цаддиким — праведников, которые попали в рай, миновав мучения смерти; там ему было дано имя Великий писец Метатрон (Таргум Иер. к Быт. 5:4). Ханох — центральная фигура в некоторых мидрашах, в частности, в «Сефер Ханох»
(«Книга Ханоха») и в «Хаей Ханох» («Жизнь Ханоха»). Ханох жил в уединении, но ангел повелел ему идти к людям, чтобы наставить их на пути Бога. Он учил людей... на земле царили мир и процветание. За его труды Бог решил сделать его царем небесных ангелов. Ханох поднялся на небо в пламенной колеснице, Бог облек его в великолепные одежды, возложил на его голову корону и открыл перед ним все двери мудрости; Он преобразил тело Ханоха в пламень и дал ему имя Метатрон." (Электронная еврейская энциклопедия
http://www.eleven.co.il/article/14445)
«Веселитесь, язычники, с народом Его; ибо Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, и искупит (очистит) землю Свою [и] народ Свой!» (Втор. 32:43).
Веселитесь, язычники, с народом Его- по Септуагинте. В масоретском тексте: прославьте (воспойте), народы, народ Его (hаренину гоим амо).
Как иудеи понимали этот стих Торы?
воспойте, племена, Его народ - "В ту пору (в грядущем) народы восхвалять будут Исраэля: "Смотрите, как славен этот народ! Ведь они держались Святого, благословен Он, во всех бедах, постигших их, и не покидали Его! Они познали благо Его и Его величие!" (Раши)
прославьте, народы, народ Его - Моше призывает народы присоединиться к той песне, которую поют сыны Израиля в час избавления. Чудо спасения столь велико, что даже языческие племена, ставшие его свидетелями, обрадуются и запоют торжественную песню. "Они увидят Его справедливость и Его верность Своему слову. Тогда они обретут понимание того, что все силы в мире - инструменты, служащие для претворения в жизнь морально-нравственного закона, который установлен Творцом и никогда и никем
не был отменен" (Харпер). (Сончино)
"Предупреждение народам "Сделайте счастливой долю Его народа" предполагает следующее: было предусмотрено, что Книга Б-жественного Учения, которую принесут народам ее рассеянные повсюду носители, станет общим достоянием всех народов – предположение, которое впоследствии осуществилось. Поэтому народы ознакомятся с Б-жественным предупреждением. Кроме того, и в равной степени, они придут к пониманию и ко все большему претворению на практике концепции Единого Б-га и тех
принципов, которые из этой истины вытекают: равенства и братства людей, долга человека быть справедливым и гуманным. Это рассуждение включает предположение, что Книга Книг, которую Израиль принес народам, просветит и сделает цивилизованными не только народы, но и Израиль..." (Ш.-Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/e-dvarim/inde10_1.htm)
Рав Шауль дает мессианский мидраш (толкование) к упомянутым выше стихам, а также к другим стихам из Танаха:
«Разумею то, что Йешуа Мессия (Иисус Христос) сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.» (Рим. 15:8-10)
«И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.» (Рим. 15:11-12)
9-12 "Об этом соединении иудеев и язычников в Церкви Христовой (в мессианском понимании Церковь - это природные (евреи) и привитые (неевреи) ветви к маслине - Израилю, по вере в Мессию Йешуа - прим. В.Н.) предвозвещено было уже в Пс 17:50, Втор 32:43,
Пс 116:1 и Ис 11:10.
Так как язычники имели менее оснований надеяться на спасение, чем иудеи, то они со своей стороны должны более, чем иудеи, прославлять Бога — обе эти мысли и выражены в указанных местах Ветхого Завета. В первом Давид, как прообраз Мессии, объявляет, что он хочет восхвалить
Бога среди язычников, — естественно, за дарованное им спасение. Во втором и третьем — сами язычники призываются воздавать славу Богу. В последнем, наконец, прибавляется, что спасение во Христе, каким они хвалятся уже и теперь, есть в то же время основание их надежд на лучшее будущее." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible-center.ru/comments/lopukhin_ru/ro/15)
Евреи, христиане и Слово Бога http://messianicministry.info Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства. Ценности
еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение. Холокост и антисемитизм. Праведники мира