«Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Малки-Цедека (Мелхиседека). Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит [землю] трупами, сокрушит
голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.» (Пс. 109:1-7)
«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть,» (1 Кор. 15:24-26)
3. "День силы" - день торжественного обнаружения Твоей власти и силы над миром. - "Народ твой готов во благолепии святыни", т. е. народ или будет встречать Тебя в торжественных, священных облачениях и в торжественно-религиозной церемонии, или - обнаружит "святое благолепие", большую нравственную высоту, свидетельствующую о глубоком и сердечном искании и служении Тебе. Победа и должна принадлежать Тебе: Ты рожден из существа ("из чрева") Бога прежде появления света
("денницы"), т. е. прежде создания мира. Как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и рожденный имеет в себе природу Родившего. Последнее выражение указывает, что второй Господь есть истинный Бог по самой своей природе; но он - не отдельный и самостоятельный Бог, но Сын Божий, Второе лицо Единого Бога. Под "днем силы" тогда можно разуметь момент Страшного Суда, когда все враги Господа будут уничтожены, а праведники пред всем миром получат награду. Этот суд
будет торжественным проявлением и признанием власти этого Господа над всем миром. Как видно из последних стихов псалма эта победа и главенство Сына Божия дается Ему в Его человеческой природе. (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
"Мидраш, комментирующий псалмы, говорит о стихе «...Седи одесную Меня...», что «Он говорит это Мессии; и Его престол подготовлен в благодати, и Он воссядет на него». Талмуд ссылается на 109-й псалом, обсуждая Захарию 4:14: «...Это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли», и констатирует следующее:
«Под этим подразумевались Аарон и Мессия, и я не знаю, кого из них я предпочел бы. Когда написано: “Клялся ГОСПОДЬ и не раскается: Ты священник вовек...”, мы знаем, что Мессия-Царь более предпочтителен, чем Первосвященник Праведности» (Avoth, Rabbi Nathan, chap. 34)"
"Рабби Шимон ха-Даршан (Проповедник), который жил ближе к концу 12-го столетия и собрал вместе древние предания и проповеди Талмуда, резюмирует традиционное понимание статуса Мессии следующими словами:
«Рабби Иодан... говорит, что “Святой усадит грядущего Мессию-Царя по Свою правую руку, а Авраама — по левую”. И таким образом, лицо Авраама побледнеет от зависти, и он скажет: “Сын моего сына сидит по Твою правую руку, а я должен сидеть по левую?” Тогда Святой успокоит его словами: “Твой сын сидит справа от тебя, и Я сижу справа от тебя”» (Yalqut Shimoni Ps. 110, Nedarim 32b and Sanhedrin 108Ь. Эга тема затрагивается также в следующих
книгах: David M.Hay, Glory at the Right Hand, Psalm 110 in Early Christianity, New York 1973; Jacques Dupont, Assis a la Droite de Dieu, L'interpretation du Psawne 110:1, Vaticana 1974, 340-442)" (Сантала Р. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Санкт-Петербург: «Библия для всех», 1995).
«Когда же собрались фарисеи, Йешуа (Иисус) спросил их: что вы думаете о Мессии (Христе)? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.» (Мф. 22:41-46)
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.» (Марк. 16:19)
«Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Мессией (Христом) Сего Йешуа (Иисуса), Которого вы распяли.» (Деян. 2:34-36)
«Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Йешуа (Иисуса), стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.» (Деян. 7:55-56)
«Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.» (Евр. 10:12-13)
«Слово, которое было к Иеремии от Господа во дни Йеhоякима (Иоакима), сына Йошии (Иосии), царя Иудейского: иди в дом Рехавитов и поговори с ними, и приведи их в дом Господень, в одну из комнат, и дай им пить вина.» (Иер. 35:1-2)
2 "Рехавиты (1 Пар II:55) были отраслью дружественных с евреями еще со времен Моисея кенеев. Они были приняты в общество Израильское, но соблюдали свои обычаи и предания. Их родоначальник Иоанадав участвовал вместе с Ииуем в уничтожении служения Ваалу в Израильском царстве (4 Цар X:15 и сл.)." (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
«И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моше (Моисеева), пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа.» (Суд. 1:16)
«И сказал Шаул (Саул) Кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика.» (1 Цар. 15:6)
«Я взял Йаазанью (Иазанию), сына Иеремии, сына Хавациньи (Авацинии), и братьев его, и всех сыновей его и весь дом Рехавитов, и привел их в дом Господень, в комнату сынов Ханана (Анана), сына Игдальи (Годолии), человека Божия, которая подле комнаты князей, над комнатою Маасеи, сына Шаллума (Селлумова), стража у входа; и поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино. Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь,
сказав: "не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни [жизни] вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками'. И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, - мы и жены наши, и сыновья наши и дочери наши, - и чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей,
ни посева; а живем в шатрах и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш. Когда же Навуходоносор, царь Вавилонский, пришел в землю сию, мы сказали: "пойдем, уйдем в Иерусалим от войска Халдеев и от войска Арамеев", и вот, мы живем в Иерусалиме.» (Иер. 35:3-11)
«И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь Цеваот (Саваоф), Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня. Я посылал к вам всех рабов Моих,
пророков, посылал с раннего утра, и говорил: "обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте поведение ваше, и не ходите во след иных богов, чтобы служить им; и будете жить на этой земле, которую Я дал вам и отцам вашим"; но вы не приклонили уха своего и не послушались Меня. Так как сыновья Ионадава, сына Рехавова, выполняют заповедь отца своего, которую он заповедал им, а народ сей не слушает Меня, посему так говорит Господь Бог Цеваот (Саваоф), Бог Израилев: вот, Я наведу на Иудею и на всех жителей
Иерусалима все то зло, которое Я изрек на них, потому что Я говорил им, а они не слушались, звал их, а они не отвечали. А дому Рехавитов сказал Иеремия: так говорит Господь Цеваот (Саваоф), Бог Израилев: за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, - за то, так говорит Господь Цеваот (Саваоф), Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни.» (Иер. 35:12-19)
Праведность рехавитов было примером для избранного народа!
«но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом.» (1 Кор. 1:27-31)
«Сей, будучи сияние славы и Образ Ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,» (Евр. 1:3)
образ ипостаси Его - похожие слова в Танахе: Ангел Лика Его (Малах Панав):
«Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел Лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.» (Ис. 63:9)
"Рабби говорят, что «Ангел присутствия» означает «Ангел Завета и Князь лика». На иврите эта фраза (похожая фраза - прим. В.Н.) - Sar ha-Panim - буквально означает «Князь ликов» или «Князь видимого образа». Рабби Давид Кимхи, комментируя Малахию 3:1, говорит, что Господь, Который «внезапно придет в храм Свой», будет «Мессией Царем, Который является Господом Завета»."
"Иудейская молитвенная книга Сидур ха-Шалем содержит среди новогодних молитв (о звучании шофара) одну примечательную молитву, в которой упоминается об «Иисусе, Князе Лика Его». Мне известны два случая, когда некие молодые люди, поинтересовавшиеся, кто же такой этот Иисус на самом деле, были изгнаны из синагоги. Эта молитва гласит:
«Да будет воля Твоя на то, чтобы звук этой трубы донесся в ковчег Божий посредством нашего посланника Тартиела, имя которому дано Илия, да будет благословенна память о нем, и через Иисуса, Князя Лика Его и Князя Метатрона, и да будет благодать с нами. Будь благословен, Господь благодати».
Имя «Иисус» упоминается в этой молитве в его нормальной еврейской форме — Yeshua, что означает «Спаситель».
Мы можем видеть здесь, что Сидур отождествляет имена: «посланник Тартиел», «Иисус, Князь Лика Его» и «Метатрон». Происхождение имени «Тартиел» неизвестно, но одно из предположений заключается в том, что оно происходит от слов tartei El, что значит: «другая форма Бога», в которой Он открывает Себя, — впрочем, когда эти слова преобразуются в имя, буква «тав» изменяется в «другую Т» еврейского алфавита — букву
«тет». Что касается странного имени «Метатрон», то оно происходит от греческого meta thrown, что означает: «тот, кто сидит на троне». Таргум Ионатана говорит в отношении Бытия 5:24, где мы читаем о Енохе (как он ходил пред Богом и как «не стало его»), что «Он вознесся на небеса и Бог назвал его именем Метатрон, Великий Книжник».
Бывший главный рабби Стокгольма, профессор Готтлиб Клейн, в работе, опубликованной в 1898 году, объясняет основные черты Метатрона в стиле иудейской литературы:
«Метатрон является ближайшей личностью к Богу — тем, кто служит Ему. С одной стороны — он посланник Бога, Его доверенное лицо; с другой стороны — он представитель Израиля перед Богом... Метатрон известен также как Sar ha-Panim — “Князь Лика Его”, или просто как “Князь”, и он сидит в самом внутреннем покое Божьем (penim).» (Р. Сантала. Мессия в Ветхом Завете. С.-Петербург. "Библия для всех", 1995)
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.» (2 Тим. 3:1-5)
ХЕВЛЕЙ МАШИАХ
"Приходу Мессии должны предшествовать всевозможные бедствия, “хевлей Машиах”. Традиционные тексты полны грозными предостережениями на этот счет: “Сказал рабби Леви: “Сын Давида придет при поколении наглом, достойном уничтожения. Сказал рабби Аба Бар-Каана: “Сын Давида придет при поколении, лицо которого подобно собачьему” (Мидраш “Шир - а-Ширим”, гл. 4). “Перед приходом Мессии все государства погрязнут в неверии, и не будет упрека… Перед
приходом Мессии умножится наглость людская, поднимутся цены, даст виноградник плоды, но вино будет дорого, ибо пьянство умножится и неверующих будет большинство… Перед приходом Мессии Дом Собрания станет домом разврата, Галилею порушат войны, мудрецов подвергнут позору, боящихся греха презирают, правда отсутствует, юноши стыдят старцев, пожилые встают перед молодыми, сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови, враги человеку домашние его” (Сота, 49-б). “Не придет
Мессия, пока не сократится число учащих Тору, или пока не исчезнет последняя монета в кармане, или пока не отчаятся ждать избавления, как сказано… Сказал рабби Йоханан: “Когда увидишь поколение, на которое беды льются рекой, - жди его!… Сказал рабби Ицхак “До той поры сын Давида не придет, доколе все страны не встанут на путь неверия” (Санэдрин, 97-а). ”Сказал рабби Янай: Увидишь поколение за поколением бранящих и поносящих имя Б-га, - жди шагов царя Мессии” (“Шир-Аширим”,
гл. 2)." (Арье Барац http://www.7kanal.com/article.php3?id=274786)
“В дни Машиаха наглость, хамство (по отношению к Небу и Учителям Торы) будет возрастать, — говорит Талмуд. — Понятие “уважение” исказится (будут уважать пустых людей). Урожай винограда — обильный, а вино — дорогое (пьянство возрастет необычайно). Великое государство начнет распространять идолопоклонство. К ясной мысли не будут прислушиваться. Собрание вождей (парламент) превратится в сборище (политических) проституток. Людей совестливых будут презирать, и люди
(глубокой) правды станут редкостью. Молодежь будет оскорблять пожилых людей. Пожилые люди должны будут вставать перед молодыми. Сын осыпает бранью отца, дочь воюет с матерью… Врагами человека будут члены его семьи. Образ (всего) поколения сравним с образом собаки”. (Талмуд, трактат Сота, лист 49 http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=sota&menu=49#49