← Июль 2010 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
26
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
29-03-2003
ПСАЛОМ 2 Меир Левинов указывает в своем комментарии: "Этот псалом пели левиты при коронации царя. Его же пели израильские войска перед битвой с врагами, и будет петь весь Израиль при коронации будущего Царя-Машиаха. Царь Давид предвидел, что когда придет Машиах, будет у него множество врагов, и потому сказал про грядущие времена: "Зачем шумят народы?! " (http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_002.htm) Как пишет З.Фуксон, "в соответствии с простым смыслом стихов (Раши, Радак) в псалме отражены события, последовавшие сразу после воцарения Давида, как сказано (2 Шмуэль 5,17): Когда услышали филистимляне, что помазали Давида царем над Израилем, то поднялись все филистимляне искать Давида. Однако мудрецы (Брахот 7б) говорят, что в псалме речь идет о Конце Дней, когда соберутся народы воевать "против Бога и против помазанника Его". (http://machanaim.org/tanach/n1-thil/indn1_002.htm) «Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.» (Пс. 2:1-2) З.Фуксон цитирует мидраш: Чем возбуждены народы? На что похоже нечестивые? На кузнечиков в банке, которые скребутся, чтобы выпрыгнуть (Мидраш 2,2) "В первом стихе он говорит "гоим" (беспокоятся гоим), а дальше употребляется слово "леумим" - "племена" (которые замышляют). По-простому, безусловно, можно понять так, что две половины первого стиха поэтически повторяют одно и то же содержание: "народы беспокоятся, племена замышляют". Мальбим, который является очень тонким мастером по объяснению тонких различий в синонимах, говорит, что "гой" описывает народ, как социально-политическое единство, в то время, как "леом" - "племя" описывает народ со стороны того, что они объединены некоторой религиозной общностью." (З.Дашевский. Лекции по Псалмам http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps02-5.htm) против Господа и против Помазанника Его – «Когда увидят войну Гога и Магога, их спросят: “Зачем вы пришли?” Ответ будет дан следующий: “Мы пришли (чтобы выступить) против ГОСПОДА и Его Помазанника”, ибо написано: “Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?” (Avoda Zara 3b. Цит. по: Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. С.-Петербург: Библия для всех, 1995) «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Мессию (Христа) Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Йешуа (Иисуса), помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.» (Деян. 4:25-28) «"Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".» (Пс. 2:3) "Расторгнуть узы" и "свергнуть оковы" выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (Цар X:6-13), которые возбудили против Давида и сирийцев (X:6-7), ранее уже покоренных Давидом (2 Цар VIII:5-6). (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm) "Третий стих приводит нам речь этих народов, которые требуют "порвать узы и сбросить веревки, которые их опутывают". Такие необычные архаические окончания в словах "мосротемо" и "авотемо" объясняются тем, что это поэтическая форма, которая встречается в Танахе, и это - суффикс третьего лица множественного числа. Что такое "мосарот"? - Это веревки, которыми ярмо привязывается к шее быка, чтобы его запрячь. От этого же корня происходит слово "мусар" - "нравственность". То есть, человек нравственный - это тот, который привязал себе на шею ярмо, а человек безнравственный называется в Танахе словом "белийал", которое в мидраше объясняется, как "бли оль" - человек, который "без ярма". Если человек свободный, "вольноопределяющийся", то это и означает дьявольское состояние человека, который над собой не видит никакой высшей власти. В этом смысле есть такое "мягкое" слово, употребляющееся в современном обществе, которое разделяет людей на религиозных и на "ховшеим", то есть, это "свободные" люди, которые сбросили с себя ярмо. ... Одно объяснение приводит рабби Овадия Сфорно. Он говорит, что это замысел против Всевышнего - чтобы не служить Ему, а замысел против Его помазанника - чтобы тот не царствовал. Он объясняет так: "Мы порвем узы Всевышнего и Его Машиаха..." Что же пустое они говорят? Рав Моше Альшех объясняет это очень нетривиальным образом. Он как бы вкладывает в их уста следующее: "Что толку воевать против Всевышнего и его помазанника вместе? Это дело бесполезное. Мы разорвем те узы, которые их связывают между собой, мы сбросим с Израиля Тору и заповеди ее, и сбросим "авот" (сдвигает айн на алеф) - заслуги отцов, а после этого мы подчиним себе Израиль, поработим их, и поскольку узы, связывающие их со Всевышним, уже порваны, то Он их не будет спасать." (З.Дашевский. Лекции по Псалмам http://machanaim.org/tanach/_d_psalms/ps02-5.htm) Образ жизни иудея, основанный на исполнении мицвот Всевышнего, называется: «кабалат оль Малхут шамаим» (принятие ига Царства небесного). Йешуа говорил: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф. 11:29-30) «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;» (Пс. 2:4-6) Почему Господь посмеется над врагами Израиля? Потому что их замыслы безуспешны. Всевышний избрал Давида быть Царем над Израилем. И никто не сможет отменить это решение. В Псалме пророчески речь идет и о Царе-Мессии, потомке царя Давида. «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;» (Пс. 2:7) Бог сказал Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;» (2 Цар. 7:12-14) О Мессии Йешуа: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Йешуа (Иисуса), как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.» (Деян. 13:32-33) «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» (Евр. 1:5) «Так и Мессия (Христос) не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;» (Евр. 5:5) «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.» (Пс. 2:8-12) народы в наследие Тебе - «И пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов.» (1 Пар. 14:17) О Мессии Йешуа: «и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Йешуа Мессии (Иисусе Христе) Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,» (Рим. 1:4-5) «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.» (Откр. 15:4) Почтите Сына - Букв.: целуйте Сына. Здесь используется арамейское слово "бар" (сын). Другой вариант перевода: стремитесь к чистоте. "Стремитесь к чистоте сердца «Йешуа (Иисус) сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14:6) «Первый стих первой главы (первого псалма – прим. В.Н.) начинается словом «ашрей» («счастлив»), а во второй главе словом «ашрей» начинается последний стих. Талмуд говорит: чем начал, тем и кончил — это признак любимых псалмов Давида. При этом Талмуд считает, что слово «ашрей», обрамляющее первую и вторую главы, позволяет рассматривать их как единую главу и что восемнадцать стихов этих двух глав представляют собой одно целое, как восемнадцать благословений молитвы «Амида». (http://toldot.ru/tora/rassylka/rassylka_5780.html?template=83)
Евреи, христиане и Слово Бога
ЭЛКАНА И ЕГО ЖЕНЫ (1 ЦАРСТВ 1) «Был один человек из Раматаим - Цофима, с горы Эфраима (Ефремовой), имя ему Элкана (Елкана), сын Иерохама, сына Элиhу (Илия), сына Тоху, сына Цуфа, - Ефрафянин; у него были две жены: имя одной Хана (Анна), а имя другой Пнина (Феннана); у Пнины (Феннаны) были дети, у Ханы (Анны) же не было детей. И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Цеваоту (Саваофу) в Шило (Силом); там [были Эли (Илий) и] два сына его, Хофни (Офни) и Пинхас (Финеес), священниками Господа.» (1 Цар. 1:1-3) Был один человек - "Про появление Элкана сказано: "вайиhи иш эхад" - "Был один муж". И это здесь - не простое числительное. Он был один и сумел объединить народ..." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_02.htm#v1) Шило - Шило (Силом) был религиозным центром в Израиле в период судей. Здесь со времен Йеhошуа (Иисуса Навина) находился Мишкан (Иис. 18:1). «В тот день, когда Элкана приносил жертву, давал Пнине (Феннане), жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Хане (Анне) же давал часть особую, ибо любил Хану (Анну), хотя Господь заключил чрево ее. Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела.» (1 Цар. 1:4-7) приносил жертву - досл.: приносил мирную жертву (избах) часть особую - "Считается, что можно это перевести, как одна доля, но двойного размера; или, возможно, что эта доля для Ханы, чтобы не вызывать зависть, была одинарного размера, но по качеству она была, как две порции. Абарбанэль объясняет так, что "апаим" здесь происходит от слова "аф" - "гнев". Это не значит, что Элкана гневается на Хану, но это означает, что у него есть основание для огорчений." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_03.htm) ШМУЭЛЬ (1 Царств 2:11) отрок остался служить Господу при Эли (Илии) священнике - "Из того, что сказано: "эт-ха-шем эт-пней эли", мудрецы выводят очень далеко идущий принцип, что тот, кто прислуживает талмид-хахаму, мудрецу, тот как-будто бы прислуживает Самому Всевышнему. Затем, как контраст к предыдущему, разговор заходит о сыновьях Эли." (Лекции З.Дашевского по книге Шмуэль http://machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_07.htm) «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Мессии (Христу). Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих в Мессии (во Христе), как я учу везде во всякой церкви.» (1 Кор. 4:16-17) - - - Значение имени "Шмуэль" «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (1 Пет. 5:5)«и пошел Элкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Эли (Илии) священнике.» (1 Цар. 2:11)Евреи, христиане и Слово Бога ЙЕШУРУН - ЛАСКОВОЕ ИМЯ ИЗРАИЛЯ
Йешурун - это еще одно имя Израиля. Слово "Йешурун" происходит от слова "йашар" (прямой) (В Танахе используется 4 раза: Дварим 32, 15; 33, 5, 26; Йешаягу 44, 2)
«И он был царь Йешуруна (Израиля), когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми.» (Втор. 33:5) "... есть объяснение в Мидраш Сифри (мидраш-галаха Танайм), в мидраше к книге Дварим. Мидраш приводится к словам Моше: "вайhи бе-йешурун мелех" - "И будет в Йешуруне царь". Йешурун - это ласковое название Израиля, от слова "яшар" - "напрямую" (связанный с Богом). Что же обозначают эти слова? Мидраш объясняет, что когда в Израиле все в едином порыве объединяются снизу, то Слава Имени Всевышнего поднимается наверх. Даже не объясняя ничего конкретно, мидраш показывает нам, что основной смысл слов: "в Йешуруне будет царь" обозначает, что царем в Израиле должен быть в идеальной ситуации Всевышний. Стих книги Дварим говорит: "(вайhи бе-Йешурун мелех...) бе-hитасеф рошей ам яхад шивтей Исраэль" - "....когда собрались главы народа вместе с коленами Израиля". То есть, - когда они все вместе образуют единую связку, а не тогда, когда они распадаются на отдельные "пучки" (тогда будет "царь" в Израиле)." (Лекции З.Дашевского по книге Йеhошуа http://www.machanaim.org/tanach/_da_ieh/ieh-23.htm) «Нет подобного Богу Йешурун (Израилеву), Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках;» (Втор. 33:26) "Знай, Йешурун, что нет подобного 26. "НЕТ ПОДОБНОГО. (этому «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и Йешурун (возлюбленный) [Израиль], которого Я избрал;» (Ис. 44:2)
Евреи, христиане и Слово Бога
АИН ТОВА И АИН А-РА «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22-23) В Мишне, Пиркей Авот, говорится: "У учеников праотца нашего Авраhама добрый глаз, смиренный дух и скромная душа. У учеников злодея Бильама злой глаз, высокомерный дух и алчная душа." (Авот 5:19, цит. по: Сидур "Теhилат Ашем", М.: Шамир, 2001, с. 228) Аин това (добрый глаз):
- милосердие:
«Милосердый (тов аин) будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.» (Прит. 22:9) «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.» (2 Кор. 9:7-11) - добрые желания и поступки:
Ученик, который сам хочет учиться, и чтобы другие учились (Авот де-раби Натан, гл. 40)
"Раши говорит, что человек с хорошим глазом уважает чужую честь, как свою собственную: это глаз, который уважает и ценит то, что он видит. Рамбам говорит, что хороший глаз способен быть довольным своей судьбой и радоваться успехам других: это глаз, свободный от духа зависти или жадности. Другие мудрецы говорили, что хороший глаз проявляет щедрость по отношению к другим: его сердце обращено к ближним, он проявляет заботу о нуждающихся." (www.hebrew4christians.com; русский перевод: http://levit1144.ru/forum/57-8842-1) Аин а-ра (злой глаз):
- стремление к богатству:
«Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.» (1 Тим. 6:8-10) "... если ты оковал свой ум заботою о богатстве, то ты погасил светильник, омрачил свою душу, потому что как око, когда оно просто, то есть здорово, освещает тело, а когда лукаво, то есть нездорово, оставляет его во тьме: так и ум заботами ослепляется, а при слепоте ума темна бывает и вся душа: ибо ум есть око души." (Феофилакт Болгарский http://rusbible.ru/books/mf.fb.html#6)
- скупость:
«берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: "приближается седьмой год, год прощения", и чтоб [оттого] глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех;» (Втор. 15:9) - недобрые желания:
Ученик, который хочет, чтобы только он учился, а не другие. (Авот де-раби Натан, гл. 40)
- зависть:
«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.» (Прит. 28:22) «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его;» (Прит. 23:6) "Злой глаз: человек должен смотреть на дом ближнего своего так же, как смотрит на свой дом, и подобно тому, как человек не желает, чтобы была распущена худая молва о его жене и его детях, так он не должен желать, чтобы была распущена худая молва о чужой жене и чужих детях. Другое объяснение слов: злой глаз: человек не должен завидовать чужой учености." (Авот де-раби Натан, гл. 16 (перевод Н. Переферковича))
"Особая опасность таится в том, что этот вопрос может быть даже неосознанным. Поэтому Талмуд (Бава мециа 107:2) запрещает человеку стоять и всматриваться в чужое поле, когда урожай уже готов к снятию — тогда это выглядит особенно впечатляюще. И не может человек за себя поручиться, что у него не возникнет ощущения: владелец поля хорошо живет…слишком хорошо." (http://toldot.ru/urava/ask/urava_3992.html?template=83)
Евреи, христиане и Слово Бога
|
В избранное | ||