«И говорил Бог Моше и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову с [именем] "Бог Всемогущий", а с именем [Моим] "Господь" не открылся им;» (Исх. 6:2-3)
Как понять эти стихи Торы? Разве праотцы еврейского народа не знали об этом имени Всевышнего? Конечно, знали. Бог сказал Аврааму: «И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.» (Быт. 15:7)
Бог сказал Яакову: «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;» (Быт. 28:13)
Как же тогда понять слова, сказанные Моше?
Как считает автор "Акедат Ицхак", "... не о произнесении имени говорится, а о знании Его тайны."
"Г-сподь дал праотцам ряд обещаний, пообещал, что земля станет достоянием их потомков, но час выполнения обещаний еще не пробил. Это значит, что он не открывался отцам со стороны своего качества: "верен обетованиям своим", обозначаемого четырехбуквенным именем. Именно об этом предельно лаконично говорит Раши в своем комментарии на слова "под именем Моим "Г-сподь" не открывался им":
"Не открывал" здесь не написано, а написано "не открывался" – им не была известна Моя правдивость, из-за которой Я именуюсь Г-сподом, держащим свое слово, ибо Я обещал, но не исполнил." (Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/vaera_2_s.html#s1)
Иудейские исследователи подтверждают это следующими стихами:
«Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое, и узнают, что имя Мое - Господь.» (Иер. 16:21)
«Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской.» (Иез. 20:9)
Интересное объяснение дал Рамбан. Он объяняет разницу между руководством миром без изменения естественного порядка вещей в мире и со сверхестественными явлениями, нарушающими законы природы: "Это имя, под которым Он явился отцам, означает, что правит Он небесным сонмом, совершая им великие чудеса, не нарушая порядок вещей в мире: во время голода спасает их от смерти (Рамбан имеет в виду Ицхака в Граре, который собрал в сто раз больше зерна, чем посеял, и Яакова, у которого Йосеф спустился в Египет, чтобы "сохранить
вашу жизнь для великого спасения", и все это без нарушения законов природы), а на войне – от меча (несомненно, имеется в виду Авраhам, воевавший с царями), дает им богатство, почет и всевозможные блага."
"И вот, Б-г сказал Моше: Я явил отцам силу руки Моей, которой я помогаю избранникам Моим (без изменения законов природы), но под именем "Г-спода", которым созидается все сущее, Я им не был известен, ибо не творил для них неслыханные чудеса, изменяя порождения (законы природы), и посему скажи сынам Израиля: "Я – Г-сподь". И сообщи им на этот раз великое имя, ибо с его помощью Я сотворю для них небывалое, и узнают, что "Я – Г-сподь, создающий все это" (Иешаяhу 45:7)." (Нехама Лейбович. Комментарии к Торе http://www.jafi.org.il/education/russian/leibov/_nleibs/vaera_2_s.html#s1)
А вот что пишет р. Йеhуда hалеви в книге Кузари, 2:2: "Сказав: "И являлся Я Авраhаму, Ицхаку и Яакову Б-гом Вседержителем", – он имел в виду, что являл могущество и несокрушимость, как сказано (Теhилим 105:14): "Не позволял человеку грабить их и карал за них царей", – но не творил для них чудес, как творил для Моше. Поэтому сказал: "Но под именем "Г-сподь" не открывался им". И совершил для Моше и Израиля то, что не оставляло сомнения в душах – сотворивший мир, сотворил и эти явления, эти небывалые и очевидные
чудеса: египетские казни, разделение Красного моря, манну небесную, облачный столп и многое иное. И не потому, что они превосходили Авраhама, Ицхака и Яакова, а потому, что их было много, и в сердцах их жило сомнение. А отцы обладали совершенной верой и чистотой сердца, и если бы с ними всю жизнь происходили одни лишь несчастья, все равно их вера в Б-га не ослабела бы, и они не нуждались бы во всем этом." (Там же)
Эта же мысль – в комментарии Сончино:
«2. «Я – Бог» Досл. "Я - Ад-най". В данном случае Всевышний подчеркивает, что Его имя Ад-най, не для того, чтобы сообщить Моше известное ему сочетание букв, а для того, чтобы объяснить, что исполнение обещания связано с самой сущностью Творца, давшего это обещание. "Я - Бог" означает "Я Тот, Кто обладает мощью исполнить любое обещание. Я обещал освобождение - и Я исполню то, что обещал. Я могу это сделать, и Израиль узнает, что Я - Бог. И даже фараон, который недавно заявил: "Я не знаю Всевышнего", - признает
Творца". Аналогичным образом комментирует Раши: "Всевышний говорит Моше: "Я не посылал тебя напрасно, как ты жалуешься. Ты был послан для того, чтобы Я исполнил обещание, данное праотцам". Выражение "Я - Бог" часто употребляется, когда речь идет о даруемых наградах или наказаниях за дела людские".
3. «в образе Всемогущего» Букв. "как Бог Всемогущий" (см. Брейшит, 17:1). Здесь не идет речь о том, чтобы заменить одно имя на другое. Новое раскрытие приведет к тому, что будет осмыслено и осознано новое имя Всевышнего.
«но Своей Божественной сущности Я им не открывал» Досл. "а именем Моим "Ад-най" не открылся им". Праотцы хорошо знали это имя и обращались ко Всевышнему в молитвах, пользуясь этим именем. Однако они не могли осознать его полностью, так как не были свидетелями того, как Всевышний проявляет Себя в мире соответственно этому имени. Четырехбуквенное имя предполагает проявление всеобщности и глобальности, выявления взаимосвязи всех элементов Творения во всем мире. Праотцы были свидетелями чудес… Однако они не дожили
до того момента, когда Всевышний воздействовал на весь мир, на все элементы Творения, раскрыл всем народам Свою силу и мощь, как это произошло при исходе из Египта. Чем сильнее раскрытие, тем очевидней становится мера милости Всевышнего, проявляемая Им по отношению к избранному Им народу. Поэтому четырехбуквенное имя связано также с проявлением меры милости по отношению к сынам Израиля. Праотцы, призванные заложить основы будущего преобразования мира, не увидели начала проявления Всевышнего в соответствии с
этим именем: глобального раскрытия Божественного Присутствия во всем мире, которое проявляется как милость по отношению к сынам Израиля, связанных союзом со Всевышним, и как наказание всем тем, кто не хотел признать Всевышнего и противился Его раскрытию в мире. Потомки Авраhама, Ицхака и Яакова смогут осознать это имя, ибо станут свидетелями раскрытия Божественного Присутствия в мире, соответствующего по своей силе четырехбуквенному имени.» (Сончино http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb02_1.htm)
И еще один комментарий – из Толковой Библии Лопухина: «Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам (Быт 17:1; 35:11) и если Сущий всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schadda'ем (Всемогущим) обещания. Последний «поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую» (Быт 17:8; 26:3; 35:11–12), а, тождественный с ним Всевышний приведет его в исполнение.
Тождество Сущего с Всемогущим Господом (El-Schaddа'ем) ручается за выполнение трех обетований; избавления от рабства египетского (6; ср. Быт 15:14), избрания евреев в народ Божий (7; ср. Быт 17:7–8; ср. Втор 4:20; 7:6) и дарования им земли обетованной (8; ср. Быт 17:8; 26:3; 28:13; 35:12). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь — их Бог, то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранятъ веру в Него. «Являлся Я
Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог всемогущей, а с именем Моим: «Господь», не открывался им» (3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.
Со времени Моисея эти последние начинают исполняться. Потомство патриархов стало великим народом, готовым начать самостоятельную политическую жизнь под непосредственным водительством Божьим. И теперь Господь проявляет Свое другое свойство, выраженное в познании Сущего, — неизменность, верность в исполнении Своих обетовании. «Спасу вас мышцею простертою (Втор 4:34; 5:15; 7:19) и судами великими» (6), т. е. казнями, так как они, сокрушая царство фараона, служат для него и наказанием («суд»). «Подняв руку» — употребляемое
при клятвенных обещаниях действие, указывающее на его непреложность (Быт 14:22; Втор 32:40; Иез 20:23).» (Толковая Библия Лопухина http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm)
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира
ЭЗРА 1 (ЕЗДРА 1)
«В первый год Корэша (Кира), царя Параса (Персидского), во исполнение слова Господня из уст Йирмейи (Иеремии), возбудил Господь дух Корэша (Кира), царя Параса (Персидского), и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:» (Езд. 1:1)
Всевышний, благословен Он, может использовать любых людей.
«И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею.» (Иер. 25:12)
«Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие.» (Иер. 29:10)
«Который говорит о Корэше (Кире): пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Йерушалаиму (Иерусалиму): "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!"» (Ис. 44:28)
«Так говорит Господь помазаннику Своему Корэшу (Киру): Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Йисраэля (Израиля), избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя,
хотя ты не знал Меня. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.» (Ис. 45:1-6)
Далее в Книге Эзра читаем:
«так говорит Корэш (Кир), царь Параса (Персидский): все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Йерушалаиме (Иерусалиме), что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Йерушалаим (Иерусалим), что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Йерушалаиме (Иерусалиме). А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и [иным] имуществом, и скотом,
с доброхотным даянием для дома Божия, что в Йерушалаиме (Иерусалиме). И поднялись главы поколений Йеhуды (Иудиных) и Биньямина (Вениаминовых), и священники и левиты, всякий, [в ком] возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Йерушалаиме (Иерусалиме). И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, [иным] имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния [для храма].» (Езд. 1:2-6)
Господь Бог небесный - Адонай Элоhей а-шамаим - как замечательно Кир говорит о Боге!
идет - букв. поднимется (йаал).
и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Йерушалаиме (Иерусалиме) - Бог - Он Бог Израиля. Как часто верующие в Иисуса называют Бога Богом Израиля?
Позднее возникли препятствия (гл. 4), и работы по строительству храма были остановлены на определенное время. Почему Бог допустил эти препятствия? Чтобы духовно укрепить бней Исраэль.
В Брит Хадаша сказано:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.» (Иак. 1:2-4)
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.» (1 Пет. 4:12-13)
«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим. 5:3-5)
Владислав Нагирнер
Евреи, христиане и Слово Бога http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира
"Признавайтесь друг пред другом в
проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться:
много может усиленная молитва праведного." (Иак. 5:16)
Ваши молитвенные просьбы вы можете записать здесь: http://messianicministry.info/prayer-requests.htm
Пусть Господь благословит Вас!
Владислав Нагирнер
Евреи, христиане и Слово Бога http://messianicministry.info
Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение.
Холокост и антисемитизм. Праведники мира