"Но чем более изнуряли его, тем более
он умножался и тем более возрастал (ифроц), так что опасались сынов Израилевых."
(Исх.1:12)
Обратите внимание: чем больше египтяне
изнуряли евреев, тем больше они умножались и возрастали. И Египет стал
опасаться Израиля.
Бог реализовывал Свой план относительно
Израиля в Египте. И никто, даже такая мировая империя, как Египет, не в
состоянии нарушить Божий план.
Ифроц - фарац - делать пролом,
распространяться, расширяться. Это то же слово, которое используется, напр.,
в Быт. 28:14:
«и будет потомство твое, как песок земной; и
распространишься (фарацта) к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и
благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;» (Быт.
28:14)
размножался он и разрастался- "букв. "вышел за пределы". Они вышли не только за пределы области
Гошен, но и за границы самого Египта, заселив южную часть Страны Израиля,
которая тогда находилась под контролем Египта." (Сончино)
В комментарии р.Ш.Р.Гирша сказано: "Однако им не
удавалось достичь своей цели законным налогообложением: чем больше египтяне
стремились ослабить евреев, тем более многочисленными и сильными те становились,
так что египтянам буквально было худо не "от евреев", а от "всего", потому что
им казалось, что евреи - везде." (http://www.machanaim.org/tanach/b-shemot/indb01_1.htm)
Опасались сынов Израилевых
- Раши пишет, со ссылкой на Талмуд (Сота 11а), что сыны Исраэля стали для
египтян "шипами в глазу".
Точно так, как Бог защищал Израиль, Он защитит
всех верующих в Йешуа.
«Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет
превознесен Бог спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы, и
избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от
человека жестокого избавил меня. За то буду славить Тебя, Господи, между
иноплеменниками и буду петь имени Твоему, величественно спасающий царя и
творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.» (Пс.
17:47-51)
«
Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык,
который будет состязаться с тобою на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие
рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь.» (Ис.
54:17)
ПОВИТУХИ
«Царь Египетский повелел повивальным бабкам
Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Пуа (Фуа), и сказал: когда вы будете
повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте
его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали
так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский
призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что
оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины
не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная
бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ
умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он
устроял домы их.» (Исх. 1:15-21)
они здоровы - в другом переводе: они
- как животные (хайот). Как сказано в комментарии Сончино, повитухи искали
предлог, чтобы не выполнить повеление фараона. Вот почему они говорят
так.
повивальные бабки боялись Бога - они
были праведными язычниками. Таким был, напр., Корнилий и
др.
«В Кесарии был некоторый муж, именем
Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога
со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.»
(Деян. 10:1-2)
«Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне
и боящиеся Бога! послушайте.» (Деян. 13:16)
оставляли детей в живых - в других
переводах: помогали детям остаться в живых, сохраняли детям
жизнь
Эти повивальные бабки не только не
выполнили повеление царя Египетского, но и оказывали помощь детям,
сохраняли им жизнь. И Всевышний делал добро повивальным бабкам, устроял их
дома.
«ибо когда язычники, не имеющие закона, по
природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они
показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует
совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день,
когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через
Иисуса Христа.» (Рим. 2:14-16)
«Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же
племени.» (Исх. 2:1)
Как отмечает р. Ш.Р.Гирш, нужно было
иметь мужество, чтобы стать отцом и матерью в той ситуации, в которой оказались
евреи в Египте. Еврейским отцом и еврейским матерью!
«Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив,
скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из
тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила
в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки.
Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и
увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из
Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не
позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь
фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь
фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату.
Женщина взяла младенца и кормила его.» (Исх. 2:2-9)
Это не парад случайностей!
Всевышний, благословен Он, действует, Всевышний управляет всеми
событиями. Без Его воли не упадет волос с головы:
«... ни у кого из вас не пропадет волос с головы.» (Деян.
27:34)
3 корзинку из тростника. "Корзинка из тростника,
обмазанная смолой, превращалась в некое плавучее средство (Ис. 18,2; Иов 9,26).
Моисей изображен здесь как второй Ной, поскольку то же древнееврейское слово
(тева), переведенное в данном случае как "корзинка", используется для
обозначения Ноева ковчега в Быт. 7-9." (Новая Женевская Учебная
Библия)
Мы, верующие в Мессию Йешуа, имеем духовный ковчег
также.
увидела младенца - досл.: увидела его, младенца. Раши
пишет, что это в прямом смысле. И дальше он ссылается на мидраш, который
трактует эти слова так: узрела Шехину с младенцем.
я дам тебе плату - мать Моше получает еще и плату,
т.е. благословение с избытком! Барух Ашем!
«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно
больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,» (Еф. 3:20)
Дочь фараона - праведная язычница.
Йешуа также угрожала опасность, но замысел противника не
осуществился:
«Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне
Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь
там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти
Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта
воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма
разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.» (Мф.
2:13-16)
«По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является
Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю
Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь
Его и пришел в землю Израилеву.» (Мф. 2:19-21)
В Исх. 2:10 читаем:
«И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он
стал (был) ей (у нее) сыном (вместо сына), и нарекла имя ему: Моше (Моисей),
потому что, говорила она, я из воды вынула его.» (Исх. 2:10)
В имени Моше - намек на то, что как
его вытащили из воды, так и он "вытащит", избавит людей. Мессия Йешуа вывел всех верующих в Него из духовного
Египта.
«У правителя (священника) Мидьяна (Мадиамского) [было] семь
дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец
отца своего. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моше и защитил их, и
напоил овец их.» (Исх. 2:16-17)
Почему пастухи отогнали дочерей правителя
Мидьяна? По мнению еврейских комментаторов, из-за того, что их отец отказался от
идолопоклонства и был отлучен. Это мнение Раши и Танхума.
Моше - защитник слабых. Это очень важное
качество для будущего лидера. Это мессианское качество.
Встреча Моше и Ципоры
происходит у колодца, как и у слуги Авраама Элиэзера и Ривки - будущей
жены для Ицхака, Яакова с Рахель. Позднее Ципора становится его женой
(стих 21). Рождается новая семья, главе которой - Моше - предстоит
выполнить великое поручение от Всевышнего.
Машиах - это
Мессия, Помазанник. На греческом - это Христос. Помазание - от
Бога...
С Библейской точки зрения, концепция
помазания можно выразить как присутствие. Поэтому
Иерусалимский храм, построенный Соломоном, имел Присутствие Вечного Создателя -
Бога, в Ковчеге Завета, размещавшемся в Святое Святых. Другое
проявление Присутствия Святого Духа в храме - это Божий Дух или Божий
Огонь, Который был связан с жертвоприношениями и правосудием Божьим. Божий
Дух связан также с обновлением и воскресением.
Следовательно, мессианское или христианское
присутствие в Библии означает присутствие или деятельность Духа Бога
Израиля. Полнота Божьего Присутствия дала жизнь Йешуа (Иисусу) во чреве
Марии, Божий Дух находился в людях до рождения Иисуса в Вифлееме.
<...>
Мессия Йешуа как человек имел начало и конец,
рождение и смерть. <...> Присутствие Христа до рождения Иисуса было
работой Святого Духа. Это тот же Дух, Который наполнил Йешуа, так, что каждое
Его слово и каждый Его поступок был согласован с Волей Отца.
«На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю
вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего:
ибо, что творит Он, то и Сын творит также.» Ин. 5:19
«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как
слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего
Меня Отца.» Ин. 5:30
Йешуа знал Авраама с помощью Божьего Духа, а не
по человеческому разуму:
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам:
прежде нежели был Авраам, Я есмь.» Ин. 8:58
В Иер.23:5, 33:15, Зах.3:8, 6:12 использовано
слово "Цемах" - Отрасль (Растение; Зерно) В Ис.11:10 говорится о Корне Иесееве
(Йишая). Таким образом, мы видим такие образы Машиаха (Мессии) - Нецер, Цемах
и Шореш (Ветвь, Растение и Корень).
"Бог - Создатель Жизни. А Жизнь - это рост и
деятельность. Потому Йешуа - это живая ветвь от семьи, виноградная лоза,
коренящаяся в Святом Духе. Святой Дух является вечным проявлением того, кем
является Бог, кем Он был и всегда будет - Всемогущей Праведной Любовью."
(http://www.digitalspirituality.org/html/DS_Chapter9.html)
Молитвенные
просьбы
"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга,
чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." (Иак.
5:16)