Позвольте поздравить Вас и Вашем лице еврейскую общину с праздником Ханука –
праздником обновления, освящения, света. Братья-макавеи исполнили волю
Всевышнего, когда возникла угроза эллинизации.
Мы благодарим Бога Авраама, Ицхака и Яакова за дарование Торы, через
еврейский народ. Мы благодарим Бога Израиля за еврейских пророков. Тора,
Пророки, Писание – весь Танах – являются Богодухновенными Священными Писаниями
для каждого христианина.
Праздник Ханука – это Ваш праздник, но мы христиане, хотим также быть
сопричастны к нему. Обновление нужно нам всем. Всем нам необходимо очистить,
обновить наши сердца, совершить покаяние (тшуву) и жить по заповедям Творца.
Ханука тесно связана с воспитанием (хинух) каждого человека в любви к Творцу
и ближним. Пусть обновление придет в ваши семьи! Пусть СВЕТ ханукальных менор
осветит ваши дома и ваши сердца!
"Одним из наиболее характерных признаков
современного христианства является утеря связи с древним наследием Церкви и
традиций, классических корней веры. В прошлом месяце я писал о ценности
еврейских корней... (Rediscovering the Roots that Remain, November 2009). Однако многие религиозные направления в
современном христианстве слабо связаны с их наследием в прошлом.
Мессианское еврейское движение в Америке имеет связь с классическим еврейским
наследием, в Израиле и иногда в бывшем Советском Союзе упускается эта
связь с еврейским наследием и традицией. Думаю, что это ошибка как для
мессианского иудаизма, так и для христианства." (Подробнее: Д-р
Даниэль Джастер. Rooted Spiritual Life http://www.tikkunministries.org/newsletters/dj-dec09.asp) (на англ.)
НЕХОРА (СВЕТ)
(Дан. 2:22)
"Имя Мессии, которое начинается с буквы
"нун" - это Нехора (Свет, по-арамейски). Это имя встречается у Даниэля 2:22
(«он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с
Ним.» (Дан. 2:22)). Рабби Аба Серонгиа (Aba Serongia) (4-й век)
понимает выражение "и свет обитает с Ним", относящееся к Царю Мессии
(Брейшит Раба 1:6). Такое понимание
появляется при обсуждении значения слов «да будет свет»
(Быт. 1:3), которые всегда вызывают интерес у еврейских комментаторов.
Рабби Аба видит здесь необычный свет, не похожий на свет солнца и
луны.
Чтобы лучше понять этот свет, рабби Аба
вспоминает о свете, о котором говорит Исайя - «Восстань, светись,
[Иерусалим], ибо пришел свет твой...» (Ис. 60:1) Этот свет, который появится для
утешения Израиля в последние дни, является тем же светом, о котором
говорится в Бытие, и который, по его мнению... есть
Мессия.
То, что Мессия - это свет, можно увидеть в
этих строках псалма: «... во свете Твоем мы видим свет.» (Пс. 35:10) Этот стих
понимался также как имеющий связь со светом в Быт. 1:3. "Что это за свет,
который ждет общество Израиля ["мы видим свет"]? Это свет Мессии, как
сказано: "И увидел Бог свет..." (Быт. 1:4) (Песикта Рабати
36)."
"Непременно соберу всего тебя, Иаков, непременно соединю
остатки Израиля, совокуплю их воедино, как овец в Восоре, как стадо в овечьем
загоне; зашумят они от многолюдства. 13 Перед ними пойдет стенорушитель
(порец); они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота и выйдут ими; и царь их
пойдет перед ними, а во главе их Господь." (Мих. 2:12,13)
Немного другой перевод в Танахе (перевод Давида
Йосифона):
"Поднялся пред ними проламывающий (стены); проломили и прошли;
(проломили) ворота и прошли в них; и царь прошел пред ними, и Господь - во главе
них."
Параллельные места в Танахе и Брит Хадаша
«И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте
преграду с пути народа Моего. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно
Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с
сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца
сокрушенных. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе
изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. За грех
корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он,
отвратившись, пошел по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его, и
буду водить его и утешать его и сетующих его.» (Ис. 57:14-18)
«Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых
называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием],
совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества
Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в
мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию
Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую
посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением
(точнее: закон заповедей в учении), дабы из двух создать в Себе Самом
одного нового человека, устрояя мир,» (Еф. 2:11-15)
Здесь "закон заповедей" - человеческие
установления.
"Метсудат Давид, популярное
иудейское толкование пророческих и исторических книг XVII века, объясняет
пророчество Михея следующим образом: «Перед спасением явится Илия, чтобы
обратить сердца народа Израильского к их Небесному Отцу и чтобы стать
предвестником спасения для них... но под “царем” подразумевается Мессия-Царь, и
Господь придет еще до них всех, потому что в то время Он также пошлет Свой
Святой Дух обратно на Сион»." (Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете
раввинистических писаний http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=25)
БЕН ПЕРЕЦ (СЫН ПЕРЕЦА (ФАРЕСА))
«Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она
сказала: как ты расторг себе преграду (прорвался (пошел напролом) - Раши)? И
наречено ему имя: Перец (Фарес).» (Быт. 38:29)
Имя Перец (Фарес) мы встречаем в родословной Мессии Йешуа:
«Йеhуда (Иуда) родил Переца (Фареса)...» (Мф. 1:3)
"«Печать Мидраша» — р.Танхума Бар Абба (R.Tanhuma Bar Abba)
снова и снова говорит о Мессии в связи с Фаресом. «Он — окончательный Спаситель,
Мессия-Царь». Танхума констатирует, что существуют такие грешники, которые в
результате своего падения теряют очень много, и такие, которые в результате
своих преступлений выигрывают. «Таким образом, Иуда выиграл, потому что от него
произошел Фарес и Есром, от которого, в свою очередь, произошел Давид и
Мессия-Царь — Тот, Кто спасет Израиль. Посмотрите, как велики трудности,
произведенные Святым Богом до того, как Он произвел Мессию-Царя от Иуды, Мессию,
о Котором написано: “Дух Господа Бога на Мне...”»
Мидраш Рабба (Брейшит 85:1) обсуждает этот стих более глубоко.
Прежде всего, делается наполовину шуточное замечание, что «Иуда был озабочен
своей женитьбой, в то время как Святой Бог, да будет Он благословен, создавал
свет Мессии». Одна из раввинистических толковательских работ, известная под
названием «Священнический дар» (The Priestly Gift), говорит об этом следующее:
«Последний Спаситель — это Мессия, Сын Давидов, Который происходит от сына Иуды
— Фареса», и Мидраш продолжает: «Это Мессия-Царь, как написано: “И произойдет
отрасль от корня Иессеева...” и “Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона...”»
(Ис.11:1 и Пс.109:2). Раввинистические истолкования добавляют: «Это Мессия,
Который явится вскоре, ибо о Нем написано: “Перед ними пойдет стенорушитель (в
еврейском языке это слово porets, которое имеет тот же корень, что и слово
Фарес); они сокрушат преграды...”» (Мих.2:13). РаМБаН (рабби Моше бен Нахман),
живший ближе к концу XIII столетия, описывает рождение Фареса следующим
образом:«Он был окружен барьером, и заключен внутри этого кольца. Вот почему
сказано: “...как ты расторг себе преграду?”». Фарес был первенцем: «Первенцем,
силой Всевышнего, как написано: “... Я дам ему первенца сына”. Это было написано
о святом человеке, который должен прийти, — Давиде, Царе Израильском, да
продлятся годы его. Имеющий мудрость да поймет»." (Ристо Сантала. Мeссия в
Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Глава 3, часть 1 http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=25)
"Говорит Мидраш: «Прежде чем родился первый поработитель -
фараон, родился последний спаситель» - Перец, от потомков которого произойдет
Машиах. Рождением Переца Всевышний создал, говоря языком Мидраша, «свет Машиаха»
и, тем самым, ограничил египетское изгнание и все последующие изгнания вплоть до
сегодняшнего - «послал лекарство прежде болезни». «Свет Мошиаха» дает евреям
силу на то, чтобы, даже находясь в голусе, «прорвать» [»лифроц» -отсюда и имя
Перец] все границы и продолжить, несмотря ни на что, служение Всевышнему,
приблизить приход Машиаха, про которого сказано: «Поднялся прорывающий (порец)
пред ними»." (http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/sicha/vayeshev.htm)
История Иеhуды и Тамар, даже прочитанная просто как семейная
драма, захватывает читателя динамичностью сюжета, величием и благородством
поступков. Однако, мы будем впечатлены еще более, когда осознаем эту драму как
первый шаг в появлении Машиаха: ведь именно от брака Иеhуды и Тамар родился
Перец, а от него произошли Боаз, Давид, Соломон и далее весь род еврейских
царей, вплоть до будущего царя-Мессии. История возникновения еврейского царского
дома не предстает перед нами здесь простой и спокойно-добропорядочной, она
постоянно балансирует на грани нравственно допустимого (правда, не переходя ее).
Но именно в такой пограничной ситуации рождаются энергия и сила, способные далее
дать жизненный импульс миру и повести его за собой." (Рав Яаков Фильбер.
Обработка Пинхаса Полонского. Два урока еврейскому царю http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/vayeshf0.htm)
Шалом -
Владислав
ИМЕНА МАШИАХА В ТАЛМУДЕ И
МИДРАШАХ
В Талмуде (трактат Сангедрин 98б) перечисляются пять
имен Машиаха: Шило, Йиннон, Ханина, Менахем, "прокаженный".
“Рав сказал: мир был сотворен только ради достоинства Давида, и Шмуэль
сказал: ради достоинства Моисея, и р.Йоханан сказал: ради Мессии. Как его имя? В
школе р.Шелы говорили: его имя Шило, как сказано: “покуда не придет Шило
(примиритель ?)” (Быт. XLIX,10).
В школе р.Янная говорили: его имя Йиннон, как сказано: “Будет имя его вовек,
доколе пребывает солнце, имя его Йиннон (пребудет)” (Пс. LXXII,17). В школе
р.Ханины говорили: имя его Ханина, как сказано: “ибо Я не дам вам Ханина
(милости)” (Иер. XVI,13). Есть также и такие, которые говорят, что имя его
Менахем сын Хизкийи, как сказано: “ибо далек от меня утешитеь, который оживит
душу мою” (Плач Иер. I,16) (Сангедрин 98б)." (http://iampolsk.narod.ru/contacts.htm)
Еще одно имя Машиаха, упомянутое в этом трактате - "прокаженный": «Но Он взял
на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем,
наказуем и уничижен Богом.» (Ис. 53:4)
Имена Машиаха в мидрашах
"Мидраш (Мидраш Мишле 57а) добавляет: "Мессия назван восьмью
именами: йинон, цемах, пеле, йо'ец, машиах, эль, гибор и ави ад шалом". Мессия
также описан в Иеремии 23:5-6, где ему дано имя "ГОСПОДЬ - оправдание наше",
снова указывающее на его сверхъестественную природу. Мидраш (на Плач Иерем.1:16)
принимает это во внимание и комментирует: "Каково имя Царя Мессии? Рабба Абба,
сын Каханы, говорит: 'ГОСПОДЬ - имя его, ибо написано: "...вот - имя его,
которым будут называть его: "ГОСПОДЬ - оправдание наше" "Талмуд (Бава Батра 75б)
также отмечает, что одним из имён Мессии является "ГОСПОДЬ - оправдание наше"."
(Джон Фишер. Комментарии раввинов к мессианским
пророчествам http://www.orhaolam.org/new/yeshua/commentaries.htm)
"Согласно Мидрашу, Царь, который избавит нищего и угнетенного,
— это Мессия, «ибо написано: “Произойдет отрасль от корня Иессеева... Он будет
судить бедных по правде...”» (Ис.11:1,4). Весь псалом, говорит Мидраш, — это
«прославление Мессии-Царя». Стих 17 на иврите звучит следующим образом: «Еще до
того, как было солнце, Его имя было Yinnon», что значит: «да будет он расти» —
одно из восьми ветхозаветных имен, означающих «отрасль», как в приведенном
фрагменте Книги Исаии. Мидраш также считает, что это имя было дано Мессии «до
сотворения мира».
РаШИ ссылается на 71-й псалом в своем истолковании Михея
5:2, где говорится о Владыке Израиля, Который родится в Вифлееме и «Которого
происхождение из начала, от дней вечных». Согласно РаШИ, Он
является «Мессией, Сыном Давидовым, как говорит псалом 117, он есть “камень,
который отвергли строители”, и Его происхождение от древних времен, ибо “еще до
того, как было солнце, Его имя было Yinnon”»." (Ристо Сантала. Мессия в Ветхом
Завете в свете раввинистических писаний http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=319&Itemid=25)
Молитвенные просьбы
"Признавайтесь друг пред другом
в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может
усиленная молитва праведного." (Иак. 5:16)