Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения! Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com
Тора – это корень жизни
В память о Нафтоли бен Александр
Недельная глава ЦАВ
3 Апреля2009 - Время зажигания свечей в Нью Йорке 7:05
Интересную и, на мой взгляд, поучительную вещь можно выучить из процедуры освящения одежд Первосвященника, описанной в нашей недельной главе.
Описанию этих одежд, посвящена почти вся глава Тецаве книги Шемот, и надо сказать, что они были настоящим произведением искусства: сотканные из разноцветных нитей, они были украшены чудесными узорами, золотом и драгоценными камнями. Сегодня, наверное, такая одежда заняла бы достойное место в лучших музеях мира. Если бы мы ее туда отдали, чего мы, евреи, конечно же, никогда не сделаем.
А действительно, почему одежды Первосвященника в музей по нашему желанию никогда не попадут? Не из-за нашей религиозной косности и нелюбви к исскуству - причина глубже.
Заметьте, что, как рассказывается в нашей недельной главе, новые, красивые, великолепные одежды Аарона требовалось освятить. То есть, побрызгать на них оливковым маслом и кровью жертвоприношений. Фактически - заляпать, навсегда. Ведь стирать их было запрещено - когда одни приходили в негодность, вместо них шили другие и с самого же начала сажали на них пятна крови и масла.
Возможно сердце ваше начинает ныть, но мне кажется, что есть у такого посвящения вполне разумное объяснение. Дело в том, что красота и великолепие одежд Аарона не были самоцелью. Они были подчинены главному - служению в Храме.
Если бы одежды были изначально чисты, то они, фактически, мешали бы работе Первосвященника - чтобы поддерживать их чистоту он сторонился бы Жертвенника, где кровь; Светильника, где масло ... То есть, Красота вошла бы в противоречие с Предназначением. А это не по-еврейски - у нас главное - Предназначение, а все остальное ему посвящено, то есть, подчинено.
Поэтому этим одеждам не место на выставке. В музее исскуства главное - красота, в музее истории главное - взгляд на прошлое. В одеждах Первосвященника главное - ценность Служения Всевышнему. И не в прошлом, а каждый день.
"Кицур Шулхон Орух"
Законы Песаха. Подготовка к Седеру.
1. Для выполнения заповеди «четырех стаканов» следует постараться найти хорошее вино. Если в наличии имеется красное вино, такое же хорошее и такое же кошерное, как белое, заповедь требует выбрать именно красное вино, поскольку сказано: «Не бойся вина, когда оно красно...» — значит, напиток достоин по-настоящему называться вином, именно когда он красный. Кроме того, в красном вине содержится
намек на кровь еврейских детей, убитых Фараоном. А в тех странах, где народы глупы и необразованны и ложно обвиняют евреев, следует воздержаться от использования красного вина.
2. Для «первого окунания», когда окунают карпас в соленую воду, многие покупают петрушку. Однако лучше покупать сельдерей, поскольку в свежем виде он очень вкусный. Самое же лучшее выполнение заповеди - взять редьку.
3. В качестве марора обычно покупают хрен; и, поскольку он очень жгучий, разрешается натереть его на терке, только нужно проследить, чтобы острота его не пропала совсем. И его нужно тереть после возвращения из синагоги. В Шаббат же тереть его вообще нельзя, а необходимо натереть его до наступления ночи и оставить в закрытой посуде до ночи.
4. Харосет должен быть достаточно вязким, чтобы напоминать о глине (из которой делались кирпичи в Египте. - Перев.). И когда приходит время окунать в него марор, нужно налить в харосет вина или уксуса, чтобы он стал жидким — в память о крови (в которую превратилась вода в реках Египта. - Перев.), и чтобы марор можно было в него окунуть.
Виленский Гаон
Эвен Шлема (Совершенная Мера)
Побуждение ко злу сначала подстрекает человека учить Тору и одновременно потакать своим прихотям; если оно будет подстрекать не учиться совсем, человек его не послушает. Когда же человек приучит себя к телесным удовольствиям, то и сам перестанет учиться, ибо будет постоянно занят удовлетворением телесных прихотей. А побуждение ко злу говорит ему, что оставление привычек вредит здоровью. После этого человек ленится усердствовать
в Торе и заповедях (даже они не мешают его вожделениям), а затем уже не хочет их выполнять, даже если ему представится возможность сделать это без труда и усилий.
Рав Моше Хаим Луцато
ДААС ТВУНОС
(перевод р. Л.‐А. Саврасов)
СКАЗАЛ РАЗУМ: Создатель, благословен Он, безусловно мог создать человека и все созданное вместе с ним абсолютно совершенным. Более того, это было бы естественно для Него, ведь Он, благословенный, обладает всеми видами совершенства, а значит, и дела Его должны быть абсолютно совершенны. Однако решил Он в своей мудрости дать человеку возможность восполнить себя и создал его несовершенным. То есть Творец как будто сдержал
Свое совершенство и безграничную доброту так, чтобы творить не всей силой, а только в той мере, которую определил Его непостижимый разум.
Здесь необходимо ввести еще одну очень важную идею, а именно то, о чем сказали мудрецы, благословенна их память (Хагига 13а): «Шаддай — тот, который сказал миру: "Достаточно!"». Мидраш говорит, что небо расширялось, пока Он не приказал ему остановиться (Танхума, конец главы Микец).
Это означает, что Всевышний мог создать намного больше разнообразных созданий, и сами создания могли бы быть куда большими, и если бы только хотел Он творить в соответствии с силой своей, то не было бы у творения никакой границы, как безграничен Он сам. Однако Он создал творения соразмерно с их потенциалом, т.е. в той мере и с теми свойствами, которые для них предопределил.
Другими словами, Творец как будто сдержал свою неисчерпаемую силу, чтобы действовать не в соответствии с ней, а соразмерно созданным Им творениям.
СКАЗАЛА ДУША: Сказанное тобой не подлежит сомнению, ведь то, что Создатель всемогущ во всех отношениях и Его возможности не поддаются никаким ограничениям, является одной из основ веры. И все, что видим мы, созданное в определенной мере и границах, не отражает истинную мощь Его, а соразмерно замыслу.
СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь сформулируем вкратце рассмотренный принцип, с тем чтобы перейти к следующему положению, не менее важному.
Вот этот принцип: Всевышний, благословен Он, сдержал себя, точнее, сдержал свою способность создавать, и создал не по мере силы своей, а так, как хотел и задумал, и, кроме того, сделал создания несовершенными, с тем чтобы они восполнили себя сами. Тогда совершенство станет их наградой за труд, вложенный в его достижение. И все это сделал Всевышний из желания принести человеку совершенное добро.
Рабби С. Вогшал
Тора и бизнес
СУБОТА И БИЗНЕС
Суббота и партнерство с неевреем
Если еврей вступает в партнерские отношения с неевреем, он еще до заключения делового соглашения должен поставить условие, согласно которому он свободен от работы по субботам и еврейским праздникам, даже если речь идет не больше, чем об исполнении административных или контрольных функций.
Вопрос о том, надо ли еврею компенсировать такой пропуск в работе трудом в другие дни недели, партнеры решают между собой. Но каким бы образом они ни договорились, прибыль должна распределяться в соответствии с еврейским законом.
Поэтому еще на начальном этапе ведения переговоров надо обратиться к компетентному раввину, который посоветует, как составить контракт, чтобы не терять напрасно прибыли, и как делить ее в процессе совместной работы.
РАБОТА НЕЕВРЕЯ
Еврею запрещено поручать нееврею делать за него работу в субботу или еврейский праздник (за исключением случаев, связанных с болезнью). Впрочем, в особых случаях можно позволить ему работать — при условии, что он будет трудиться по своей инициативе, или когда он заинтересован выполнить работу в субботу или праздник для собственного заработка. Такое условие называется работой ради личного интереса.
Примечание
Всё, сказанное до конца этой главы, относится именно к нееврею, но не относится к нерелигиозному еврею. Последнего нельзя попросить сделать любого вида работу для другого еврея. Запрещено позволить ему нарушить субботу или праздник ‐ даже если он готов их нарушить по собственной инициативе.