Большая часть третьей книги Пятикнижия и, в частности, вся ее первая глава посвящены жертвоприношениям. Мне кажется, что обсуждение этой, кажущейся несколько архаичной, темы необходимо начать с разрушения стереотипов.
Многие считают, что принести жертву это, по сути: посвятить животное, зарезать его и сжечь. Что кажется немного диковатым, поэтому сразу же приводятся слова Рамбана о том, что человек, совершивший по ошибке серьезный грех и приносящий искупительную жертву, должен представлять себе что все, что происходит с животным как-будто бы происходит с ним самим: это его режут, его жгут (извините за натуралистические подробности)
- и только Б-жественная милость перенесла полагающееся ему наказание на принесенную жертву. И это должно помочь человеку раскаятся. Это объяснение уводит нас в миры духовные и отвлекает от реалий крови, мяса и огня. Но давайте, все-таки к ним вернемся.
На самом деле арена жертвоприношений, то есть жертвенник, занимающий большую часть храмового двора, выглядела очень мирно, чинно и благородно. Животных резали на северной, скрытой стороне двора, позади жертвенника; коаним (священнослужители) в чистых белых(!) одеждах собирали всю кровь в святые сосуды, брызгали несколько капель на жертвенник, по определенным, очень детальным правилам; остатки крови сливались в специальное
отверстие в полу (кроме пасхальной жертвы, но это другая история); большая часть мяса съедалась, а то, что и попадало на жертвенник, отнюдь не сжигалось, а наоборот долго поджаривалось на медленном огне так, что Храм был круглые сутки наполнен приятным запахом жареного мяса, ощущением спокойствия, торжественности, благоденствия и, главное, радости - радости очищения, искупления грехов, близости к Б-жественному Присутствию, радости от того, что Всевышнему приятно быть рядом с нами. И все это сопровождалось чудесной
музыкой и пением хора левим ...
Размышляя над этой картиной, нетрудно, как мне кажется, прийти к мысли, что главная идея принесения жертвы - не в ее уничтожении, а в возникающем в Храме духовном аспекте приближения человека к Б-гу. И это ярко выражено следующим прототипом.
Как известно, Авраам был заповедован совершить Жертвоприношение - и принести в жертву не кого-нибудь, а собственного сына Ицхака. Приняв этот приказ буквально (как и полагается самоотверженному слуге Всевышнего) он возложил Ицхака на жертвенник (кстати, тут видно, что жертвенник не зря так называется - именно на нем и совершается жертвоприношение) и вознес над ним нож. Но тут Всевышний остановил его, сказав,
что убивать сына не надо. Та готовность пожертвовать Всевышнему самым главным, которую проявили Авраам и Ицхак - это и было истинным жертвоприношением. А фактические действия были необходимы лишь потому, что такова уж природа взаимодействия физического и духовных миров. Поэтому, кстати Авраам и не остановился, а принес-таки в жертву оказавшегося там барана. Но это другая история.
"Кицур Шулхон Орух"
Законы Песаха
1. Всякое кушанье, к которому примешан хамец, даже если там сейчас нет никакого хамеца, а остался только вкус от него, как в случае, когда хамец из кушанья вынут, — такое кушанье запрещено держать дома в Песах. Но если в кушанье вообще нет никакой примеси хамеца, а оно всего лишь было сварено в посуде, в которой прежде варили хамец, даже в тот же день, или если оно было законсервировано в сосуде, в котором
готовили хамец, — это кушанье разрешается держать дома в Песах. Речь идет только о случае, когда кушанье было сварено или законсервировано до наступления Песаха; если же оно сварено или законсервировано во время Песаха в посуде, в которой готовили хамец, его необходимо уничтожить.
2. Всю посуду, не откошерованную для Песаха, следует тщательно отчистить накануне Песаха до наступления шестого временного часа, и нужно отмыть ее так, чтобы никаких следов хамеца на ней не было видно. После этого ее следует поместить в такое место, куда во время Песаха не заходят. И лучше всего запереть ее в отдельной комнате, а ключ от этой комнаты спрятать
до окончания Песаха.
4. Если одежда была после стирки обработана пшеничным крахмалом, ее разрешается надевать в Песах. Но если на ткани заметны комочки крахмала, ее не стелют на стол, поскольку можно опасаться, что эти комочки отпадут от нее, и уж тем более не насыпают муку для Песаха в накрахмаленный мешок.
Рав Моше Хаим Луцато
ДААС ТВУНОС
(перевод р. Л.‐А. Саврасова)
СКАЗАЛА ДУША: Я думаю, что сначала надо понять природу совершенства, которого достигнет человек, когда выполнит свою миссию и освободится от трудов. Тогда все, упомянутое нами выше, прояснится само собой. Ведь это очевидно: то, чего достигнет человек в конце, и есть то, чего недостает ему в начале, и раз уж этого недостает, нужно стремиться приобрести его.
.СКАЗАЛ РАЗУМ: Верно говоришь. Однако в нынешнем состоянии мы можем понять совершенство только в общем виде, и не можем понять его частности. Но, с другой стороны, общего знания о совершенстве достаточно, чтобы понять несовершенство во всех его аспектах. Ведь, в конце концов, любое несовершенство — это отсутствие совершенства.
СКАЗАЛА ДУША: Тогда говори о совершенстве.
СКАЗАЛ РАЗУМ: Что есть искомое совершенство, несложно увидеть в Танахе и понять разумом. Суть его проста — причастность человека к святости Всевышнего, благословен Он, и наслаждение постижением славы Творца без каких-либо преград и препятствий. Вот как написано об этом в Танахе: «Тогда насладишься в Господе» (Йешаягу 58:14), «Сядут праведные перед лицом Твоим» (Псалмы 140:14), «Полнота радостей
перед Тобой» (Псалмы 16:11). И есть еще много подобных мест, они на каждом шагу в словах пророков и писаниях, открой книги и увидь. И в словах мудрецов ты увидишь это: «Нет в будущем мире ни еды, ни питья, только праведники, увенчанные коронами, наслаждаются присутствием Всевышнего» (Брахот 17а). И рассуждая, ты придешь к тому же. Душа человека - не что иное как часть самого Всесильного, и все, к чему она стремится - вернуться к своему источнику и постичь его. Такова природа любого
порожденного объекта — стремиться к породившему его, и нет ему покоя, пока не достигнет этого. И хотя, будучи погружены в недостатки, мы не в состоянии прочувствовать, как проявится причастность к Творцу и что такое постижение Его, сами недостатки могут быть поняты нами. Так же как совершенство — причастность к Творцу, так недостатки - удаленность от Него и любые преграды, стоящие между нами и Ним, благословен Он. Это преграды, из-за которых невозможна близость в той степени, в которой она будет
возможна после их устранения. Это, собственно, и есть несовершенство, которое мы должны стараться устранить, стремясь к совершенству. Виленский Гаон
Эвен Шлема (Совершенная Мера)Да не скажет человек: "Последую немного за прихотями тела и материальными желаниями, а потом оставлю их", потому что, раз начав тянуться за ними, человек, в конце концов, совершенно изгоняется из вечной жизни, ибо покинуть материальные вожделения очень тяжело (Мишлей 2:19, 5:6). И даже человек, обладающий Б-гобоязненностью, Торой
и заповедями, следуя за телесными вожделениями, теряет все (Мишлей 21:20).
Рабби С. Вогшал
Тора и бизнес
СУБОТА И БИЗНЕС
Часовая или дневная такса при аренде
Выше уже говорилось, что еврей не может зарабатывать деньги, если оплате подлежит только то, что он сделал в субботу. Но там, где платят не по часовому или ежедневному тарифу, а за более продолжительный период времени, например понедельно, за каждые десять дней или месяц, разрешается принимать во внимание также услуги, оказанные в субботу. Правило распространяется на все виды работ и оплат.
Для примера покажем, как это правило действует при аренде.
Разрешенный способ
Человек, сдающий в аренду свою собственность на несколько дней, включая субботу, даже если этих дней всего два, может сказать арендатору (тому, кто берет вещь напрокат): "За два дня тебе надо заплатить такую‐то сумму".
Неразрешенный способ
Нельзя сказать при сдаче в наем: "Дневная аренда стоит такую‐то сумму денег; поэтому за два дня, пятницу и субботу, ты должен заплатить вдвое больше". При такой формулировке становится очевидно, что арендатор взимает плату за пользование арендованной вещью в субботу.
Аренда накануне субботыЛюбой предмет, который используется для выполнения запрещенной в субботу работы: автомобиль, рабочие инструменты, станок и пр., запрещено сдавать в аренду нееврею накануне субботы (т.е. в пятницу). В остальные дни недели этот запрет не действует. Например, все подобные предметы можно
сдавать в аренду в любой день, начиная с воскресенья и до четверга включительно, даже если известно, что нееврей будет пользоваться арендованной собственностью в субботу. Что касается сдачи в аренду нерелигиозному еврею, то она разрешена, только когда у нас есть сомнение относительно того, будет ли он их использовать для работы в субботу или праздник.