Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Тора – это корень жизни

В память о Нафтоли бен Александр

Недельная глава ВАЯКХЕЛЬ ‐ ПЕКУДЕЙ

20 Марта 2009 - Время зажигания свечей в Нью Йорке 6:50

Просьба молиться за выздоровление Меир бен Эстер

Рав Бенцион Зильбер

Глава «ПКУДЕЙ» («ИСЧИСЛЕНИЯ»)

 (Предоставлено: http://toldot.ru)

На этой неделе мы читаем последнюю главу «Шмот», второй книги Пятикнижия: «Пкудей» («Исчисления»).

Глава «Пкудей» («Исчисления») представляет отчет Моше-рабейну народу о том, сколько золота, серебра, меди поступило от евреев на строительство и оборудование переносного Храма и как они были использованы, а затем рассказывает об изготовлении одеяний, которые первосвященник и рядовые коэны должны надевать во время служения в Храме. Все изготовленное было продемонстрировано Моше. Оно в точности соответствовало предписаниям Всевышнего.

НА ЧТО ИДУТ ПОЖЕРТВОВАНИЯ?

В начале главы сказано: «Бецалель, сын Ури, сын Хура, из колена Иеуды сделал все, что повелел Г-сподь Моше. И с ним Аалиав, сын Ахисамаха, из колена Дана, резчик и искусный ткач и вышивальщик по синете, и пурпуру, и червленице, и виссону» (Шмот, 38:22-23). Далее, при подсчете золота, серебра, меди и драгоценных камней, которые пошли на изготовление Мишкана, его принадлежностей и одежды первосвященника, эти изделия перечисляются во всех подробностях: шатер, подножия и крючки к столбам святилища и завесы, медный жертвенник и сосуды к нему, эфод, который надевал первосвященник, хошен-нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями на нем и всякие другие вещи, описание которых ясно показывает, какое мастерство требовалось для их изготовления.

В связи с предыдущей главой — «Ваякель» — мы уже размышляли о том, какие качества нужны людям, взявшимся за сложное дело строительства переносного Храма. Мы отмечали, что никакими художественными ремеслами евреи, занятые в Египте на самых примитивных работах, не владели, что овладеть мастерством им позволили, как сказано в Торе, «побуждение духа» и «влечение сердца». Главный же мастер, о котором наша глава говорит уже в самом начале, приобрел свои умения непосредственно от Всевышнего, как сказано в одной из предыдущих глав — «Ки тиса»: «И Я исполнил его Б-жьего духа, мудрости, и разумения, и ведения и всякого умения: Помышлять замыслы, воплощать в золоте, и в серебре, и в меди, И в резьбе по камню для оправления, и в резьбе по дереву; делать всякую работу» (31:3-5).

Стих этот содержится не в нашей главе, но он тесно связан с ней тематически, а потому подумаем сегодня вот о чем. Понимание, умение — качества, безусловно необходимые в художественном ремесле. А что такое «Б-жий дух» и при чем здесь он? Слова «Б-жий дух» означают в Торе дар пророчества, способность видеть скрытую суть вещей. Зачем нужен такой дар ремесленнику, даже самому искусному? И что такое «помышлять замыслы» (а если перевести буквально, то — «мыслить мысли»)?

Рав Хаим Воложинер в ответ на этот вопрос рассказывал историю, которой был очевидцем и даже участником(реб Хаим из Воложина жил во второй половине 18 — начале 19 века, он ученик Виленского гаона и основатель и руководитель знаменитой ешивы «Эц Хаим» в Воложине на территории нынешней Белоруссии, тогда — Польши).

Воложинер рав рассказывал, что человеку, который занимался сбором пожертвований для их ешивы, приходилось посещать для этого разные города и местечки. Добирался он в нужное место обычно пешком, иногда брал по дешевке извозчика. Однажды он обратился к раву Хаиму с таким предложением:

– Хорошо бы нам завести свою телегу с лошадью, чтобы мне не тратить столько времени на дорогу пешком или ожидание возчика. За это время я мог бы побывать в других местах и собрать еще денег. И помощник-возчик мне бы пригодился. Да и одежду мне надо поприличнее, чтобы я не так жалко выглядел, когда захожу в богатые дома.

Реб Хаим Воложинер подумал и согласился на эти приобретения.

Вот что из этого вышло. Приезжает сборщик в какой-то городок, а человек, который обычно раз в год жертвовал для ешивы пятьдесят рублей, немалые деньги по тем временам, на этот раз дать пожертвование отказывается.

– Не дам, — говорит он, — вы деньги транжирите. Не хочу, чтобы мои деньги шли на овес для лошадей. Жалею даже, что раньше давал.

Вернувшись в Воложин, сборщик вручил раву Хаиму собранные деньги и список жертвователей. Рав Хаим заметил, что в списке нет имени прежнего жертвователя и спросил, в чем дело. Сборщик объяснил, что этот человек отказался помогать ешиве, как он его ни уговаривал.

– Ладно, — сказал реб Хаим, — когда поедешь туда снова, возьми меня с собой.

Приезд рава Хаима в то местечко было большим событием, и бывший жертвователь с большой радостью и уважением принял у себя великого мудреца поколения. В разговоре рав Хаим спросил хозяина дома:

– Изучал ли ты Гемару? Или Мишну?

– Нет, — ответил тот.

– А что ты учил?

– Я учил Хумаш (Пятикнижие).

– Помнишь, что сказано о Бецалеле, сыне Ури? Сказано, что Ашем дал ему Б-жий дух и умение работать по золоту. Б-жий дух, говорят наши мудрецы, — это особое знание, как сочетать буквы, которыми сделаны были небо и земля. Спрашивается, какое отношение он имеет к ремесленным навыкам, даже самым искусным? Почему эти два совершенно разных качества стоят в Торе в одном списке? И дальше говорится об умении «помышлять замыслы» («мыслить мысли»). По мнению наших мудрецов это значит: понимать мысли каждого человека. Зачем это Бецалелю?

Дело в том, что средства на строительство Мишкана давали разные люди и по разным мотивам. Одни — с самыми высокими намерениями, именно ради Храма, другие — потому что все дают и уклониться неудобно, третьи — из тщеславия. И Бецалель умел уловить эти мотивы, когда брал принесенное людьми золото и серебро.Для арон а-кодеш — ковчега завета, для Святая Святых он брал золото, которое принесли люди с самыми чистыми намерениями, а для подножий, крючков, скажем, завес двора — приношения, сделанные не с таким высоким настроем.

Сегодня, в наших поколениях, такого Бецалеля у нас нет. Б-г сам распределяет наши приношения в соответствии с чистотой наших намерений. Что-то идет на овес, что-то — на одежду, а что-то — на самих ешиботников. Так что ты не беспокойся, все попадает туда, куда надо. И если твои помыслы чисты, твои деньги пойдут на ешиботников, а не на лошадей.

Впервые я услышал этот рассказ от моего отца и наставника, рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, который эту историю очень любил.

"Кицур Шулхон Орух"

Законы Песаха

1. В ночь, предшествующую кануну Песаха, делают «проверку хамеца».

Проверить хамец необходимо немедленно после наступления ночи. И запрещено начинать есть или заниматься любой работой за полчаса до наступления ночи.

2. Проверяют хамец только при свете одной восковой свечи; и запрещено взять несколько свечей, свитых в одну, поскольку то уже на свеча, а факел.

3. Необходимо проверить все комнаты, в которые могли занести хамец, и даже погреба, чердаки и помещения для торговли: всякое место, куда мог попасть хамец, необходимо проверить. И также необходимо проверить всю посуду, в которой держали хамец. Перед проверкой следует тщательно вымести все эти места и очистить их от всего хамеца, чтобы после этого проверять было легче.

4. Необходимо проверять все места, отверстия и щели, насколько это возможно. И также карманы одежды взрослых и детей, в которые иногда кладут хамец, необходимо проверить, а назавтра при уничтожении хамеца необходимо тщательно вытряхнуть их.

5. Если человек продает нееврею комнату вместе с хамецом, который в ней, он обязан проверить в ней хамец.

Рав Моше Хаим Луцато

ДААС ТВУНОС

перевод р. Л.‐А. Саврасов

СКАЗАЛ РАЗУМ: В первую очередь необходимо разобраться с сущностью человека и миссией, возложенной на него, чтобы понять, в чем заключается желаемый результат всего этого.

СКАЗАЛА ДУША: Эти вопросы действительно требуют детального рассмотрения.

СКАЗАЛ РАЗУМ: Фундамент, на котором стоит все здание — это воля Всевышнего, чтобы человек совершенствовал себя и все созданное для него, и это само по себе будет его заслугой и его наградой. Заслугой — потому что он сам прикладывает усилия для достижения совершенства, и достигнув его, насладится только плодами своего труда и своей долей в работе. Наградой — потому что в конце концов он станет совершенным и будет наслаждаться этим вечно.

СКАЗАЛА ДУША: Фундамент этот, очевидно, включает в себя многие аспекты, которые я постигну, увидев здание, на нем возведенное. Один общий вопрос хочу, однако, задать немедленно: есть ли объяснение тому, что замысел Всевышнего был именно таким?

СКАЗАЛ РАЗУМ: Причина проста, она связана с ответом на другой вопрос: для чего Создатель, благословен Он, создал нас?

СКАЗАЛА ДУША: Так дай же ответ на оба этих вопроса.

СКАЗАЛ РАЗУМ: То, что доступно здесь нашему пониманию— это то, что Милосердный, благословен Он, есть совершенное добро, а свойство добра — нести добро другим. В этом замысел Всевышнего — сотворить создания, чтобы нести им добро. Ведь если нет того, кто получит добро — нет благодеяния. Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в своей непостижимой мудрости, созданные должны заслужить добро своим трудом. Только тогда они станут истинными хозяевами добра, и не будет у них стыда, как у получающих милостыню. Об этом сказано (Иерусалимский Талмуд, Орла 1:3): «Тот, кто ест чужое, стыдится посмотреть в лицо дающему».

Виленский Гаон

Эвен Шлема (Совершенная Мера)

Тот, кто тянется к телесным вожделениям, портит даже добрые качества, свойственные ему по природе (называемые "одеждой"), а стремящийся за желанием наживы теряет хорошие качества, к которым он приучил себя с молодости (называемые "ногами"), поскольку занятость не позволяет ему следить за собой, а тем более, заниматься собственным переустройством (Мишлей 6:27-28).

Рабби С. Вогшал

Тора и бизнес

СУБОТА И БИЗНЕС

Заработок в субботу

Еврей, совершающий разрешенную работу в субботу, должен уклониться от того, чтобы принять за нее плату (даже в другой день недели). Это касается, в первую очередь, приходящей по субботам няни или официанта, работающего только по субботам. Впрочем, если оплата производится целиком за неделю, включая субботу, то она разрешена: например, человек, получающий зарплату раз в неделю или месяц, может взять более крупную сумму, включающую в себя оплату его работы в субботу.

Но если расчет зарплаты производится каждый раз на основе фактически отработанных часов или дней, то в таком случае нельзя учитывать работу, выполненную в  субботу.

Купля, продажа и прием оплаты

Купля, продажа и другие формы деловых операций не разрешены в субботу, даже если они производятся исключительно в устной форме.

Например, запрещено платить за товары и услуги, принимать плату, сдавать в аренду жилье, наниматься самому или нанимать работника.Практические примеры

∙ Квартирант‐нееврей, снимающий квартиру у еврея, приносит плату в субботу. Хозяину не стоит даже намеком показывать, что он готов получить от него деньги. Но если тот оставляет деньги в доме еврея или, например, опускает их в его почтовый ящик, то вины хозяина здесь нет, поскольку квартирант проявляет собственную инициативу.

∙ Нееврей пришел к еврею, чтобы получить причитающиеся ему деньги (скажем, за работу). Еврею запрещено не только заплатить ему своими руками, но даже показать, где лежат деньги, предлагая тем самым, чтобы нееврей взял их сам. В случае, когда заранее известно, что нееврей придет за деньгами в субботу и невозможно избежать этого визита, следует проконсультироваться с раввином.


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное