Глава “Насо” (“Определи
число”) — самая большая в Торе, она содержит сто семьдесят шесть стихов. В ней
завершается подсчет левиим, начатый в предыдущей главе. Исчисляются
семейства Гершона и Мрари и определяются их обязанности при переносном Храме.
Указывается, что потомки Гершона несут в походе и устанавливают на стоянках
завесы и покровы Мишкана, а потомки Мрари — тяжелые предметы: брусья,
столбы, подножия, засовы. В этой главе — восемнадцать заповедей.
В заключение глава описывает жертвы,
принесенные руководителями колен при открытии Мишкана. Они делали это
поочередно, каждый — в свой день. Хотя все они принесли одинаковые жертвы, Тора
всякий раз перечисляет их заново.
Тора экономна в словах. Так
почему она двенадцать раз повторяет описание приношений каждого из глав колен?
Мидраш раба (13:14) говорит: “Все принесли те же жертвы, но каждый — по особой
причине”.
У каждого из колен было
свое предание о том, что с ним произойдет в будущем, до прихода Машиаха,
полученное от праотца Яакова. Оно и определило мотивы их приношений.
В первый день месяца нисан
принес дары и жертвы Нахшон, сын Аминадава, глава колена Иеhуды.
Ему было известно, что
среди царей, которые от него произойдут, два — Шломо и Машиах — будут
царствовать и на суше, и на море. Нахшон решил принести в дар Храму серебряную
чашу, символизирующую море, и серебряный шарообразный кубок, символизирующий
землю (представление о земле как о шаре для того времени просто удивительно!).
Кубок весил семьдесят шекелей, что указывало на семьдесят народов мира.
Согласно Торе, их именно столько — по числу потомков Ноаха. Вы знаете, что
после потопа на земле остались только Ноах и его сыновья Шем, Хам и Йефет. Тора
перечисляет семьдесят их детей и внуков (Брешит, 10), от которых и произошли
все современные народы.
Чаша должна была служить
для замешивания теста, а кубок — для кропления кровью. Чаша и кубок были
наполнены крупчатой мукой с оливковым маслом — символ даров, которые народы
мира будут приносить и Шломо, и Машиаху. Золотая ложка весом в десять шекелей,
подаренная Нахшоном Храму, указывала на десять безупречно благочестивых
поколений его рода, от Переца до Давида (они перечислены в Свитке Рут,
4:18-22).
Одного бычка, одного барана
(в возрасте от 13 месяцев до двух лет) и одного ягненка, не достигшего года,
Нахшон принес в жертву ола — жертву всесожжения.
Бычок должен был напомнить
о заслугах Авраhама, на третий день после обрезания побежавшего за теленком в
коровник, чтобы угостить странников; баран — о заслугах Ицхака, лежавшего
связанным на жертвеннике (вместо него, как вы помните, принесен был в жертву
баран, запутавшийся рогами в ветвях); ягненок — о заслугах Яакова, который двадцать
лет пас овец Лавана, постоянно его обманывавшего, и все трудности выдержал.
Еще Нахшон принес козленка
в жертву хатат (грехоочистительная жертва) — за грех Йеhуды, который
вымазал рубаху Йосефа кровью козленка, похожей на человеческую.
В жертву шламим Нахшон
принес двух быков, пять баранов (возрастом от тринадцати месяцев до двух лет),
пять козлов и пять ягнят, не достигших года. Это — мирная жертва,— символ
удовлетворения человека своей жизнью.
Два быка выражали радость
главы колена от того, что оно даст еврейскому народу двух царей — Давида и
Шломо, первый из которых заложил фундамент Храма, а второй построил сам Храм.
Пять баранов, пять козлов и
пять ягнят символизируют пятнадцать царей, правивших после Шломо, — пятерых
благочестивых, пятерых, обладавших и достоинствами, и недостатками, и пятерых
отступников.
И таким образом в мидраше
объяснены приношения всех колен.
Первой мы выдавали замуж
Сару. Условились снять – пока не купим – для молодоженов квартиру. До этого
назначить время свадьбы нельзя было.
Я бегал-бегал и нашел недорогое жилье.
Владелец квартиры выдвинул два требования: первое – месячную плату за аренду
вносить до первого числа каждого месяца, второе – в случае прихода Машиаха
освободить квартиру не позже чем через две недели.
Составили договор. Копию для себя мне
записать было не на чем, и я набросал эти условия на картисие (картисия –
автобусный проездной билет), еще не полностью использованной. Хранил я ее два
года – пока мы квартиру снимали. (Хотел было потом ею воспользоваться: пять-шесть
оплаченных поездок – для меня деньги ощутимые, но ее уже не принимали.)
К квартире у зятя, помнится, претензий
не было, но условиями аренды он был весьма недоволен. Что значит – через две
недели после прихода Машиаха съехать?! Месяц хотя бы предоставили!
Сегодня у Сары, благословен Всевышний,
девять детей.
Жена пошла работать на кухню в ешиву «Мир».
При восьмичасовом
рабочем дне она еще подрабатывала на почте и в магазине. Позднее Гита
устроилась лаборантом в семинар «Бейт-Яаков» – учебное заведение для религиозных
девушек.