Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения! Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com
Центр еврейского образования в диаспоре имени р.
Джозефа Лукштейна, университет Бар-Илан Анна Файн
На горе Мерон, там рабби Шимон,
господин наш Бар-Йохай!..
Приближается Лаг ба-Омер. (33 день отсчета Омера - в этом году
9 мая 2004)
Что это за день?
Лаг ба-Омер - это день рождения "шиворот-навыворот". Все люди празднуют день
рождения, а рабби Шимон, сын Йохая, любимый ученик рабби Акивы, праздновал "день,
когда я не умер".
Дело в том, что рабби Шимону было предсказано, что он умрет на 33 день Омера.
Однажды в стране началась эпидемия (она как раз пришлась на Омер). Умерли все
ученики рабби Акивы. А рабби Шимон остался жив. Мудрецы говорят, что ученики
рабби Акивы умирали оттого, что недостаточно любили у уважали друг друга. Других
людей Всевышний не покарал бы за это. Но они были мудрецы, и с них спрос был
особый.
Рабби Шимон действительно умер в Лаг ба-Омер, но только много лет спустя.
Ежегодно в день его смерти душа праведника спускается в наш мир. В этот день на
горе Мерон в Галилее, у гробницы рабби Шимона, происходит великий праздник - "
hиллула раба". Сотни людей приезжают со всей страны. Они поют песню, посвященную
рабби Шимону:
На горе Мерон,
Там рабби Шимон,
Господин наш Бар-Йохай!
Рабби Шимон бар Йохай
Рабби Шимон бар-Йохай - Великий учитель Торы, который жил в то же время, что
и Бар-Кохба.
Как-то группа евреев обсуждала, что хорошего сделали римские правители для
Израиля. Один сказал, что римляне построили в стране хорошие дороги и огромные
рынки. Возразил ему Шимон Бар-Йохай: «Дороги они построили для того, чтобы по
ним могли легко передвигаться их содаты, а рынки – чтобы продавать свои товары».
Слова эти дошли до римского губернатора, и он распорядился арестовать «бунтовщика».
Шимон Бар-Йохай вынужден был 12 лет скрываться в пещере вместе со своим сыном
рабби Элазаром. Туда раз в год, в день Лаг ба-омер, приходили к нему ученики.
Там же, по преданию, в Лаг ба-омер и умер Шимон Бар-Йохай спустя много лет.
И сегодня в этот день тысячи людей собираются у гробницы Учителя на горе
Мирон в Галилее. Всю ночь они изучают Тору, поют и танцуют вокруг костров.
Согласно приведенному выше объяснению Магариля, 33-й день счета омера сам по
себе не принес никакого облегчения — ведь в это день ученики рабби Акивы
продолжали умирать, так что только порядковый номер этого дня — 33 — заслуживает
упоминания, ибо связан с прекращением траура (ведь траурных дней, согласно этому
объяснению было 32).
Лаг ба-Омер - это передышка в полутраурном периоде Омера. Давайте вернемся к
запретам периода Омер:
1. Нельзя слушать и исполнять инструментальную музыку (Песть и слушать
пение можно по мнению некоторых законоучителей, но во многих общинах и это не
допускается),
2. Нельзя покупать новую одежду (за исключением тех случаев, когда она нужна
для бар-мицвы или "брита", в этом случае ее "обновляют" в шаббат),
3. Нельзя стричься.
4. Нельзя устраивать свадьбы.
В Лаг ба-Омер все эти запреты отменяются! Ура!
Поэтому ашкеназы в этот день играют свадьбы (а сефарды во все дни после Лаг
ба-Омера, но не в Лаг ба-Омер). И в этот день происходит церемония Халаке -
первая стрижка трехлетнего мальчика.
Халаке
- перехода из младенчества в детство.
Халаке - характернейший обычай Лаг ба-Омера. дело в том, что до трехлетнего
возраста еврейских мальчиков не стригут. Торжественная стрижка происходит в этот
день. Праздник устраивают на горе Мерон, в синагоге или дома.
Мальчика сажают на стул, распускают его длинные волосы. Затем торжественно
приглашают раввина или дедушку, или другого уважаемого еврея. Он отстригает
первую прядь. затем - отец ребенка и все гости по очереди, оставляя только пейсы.
(пейсы - это не обычай, а заповедь письменной Торы о "краях бороды"). На ребенка
надевают кипу и "малый таллит" с цицит. Эта процедура завершает процесс перехода
из младенчества в детство. Отныне его обучают исполнению заповедей. Он уже не
может включать и выключать свет и совершать другие запрещенные действия в шабат,
вскоре он пойдет учиться Торе. Начиная с трех лет, постепенно ребенка учат
ответственности за свои поступки.
Церемонию "Халаке" завершает парикмахер, который делает ребенку аккуратную
стрижку после того, как его обкорнала родня. После этого все садятся за столы и
совершают торжественную трапезу.
Шимон бар-Кохба и рабби Шимон
бар-Йохай
Как-то так получилось, что о связи Шимона бар-Кохбы с праздником Лаг ба-Омер,
как нам кажется, знают больше, чем о рабби Шимоне бар-Йохае. Мне кажется, что
связывать Лаг ба-Омер с восстанием Бар-Кохбы - современный обычай. Евреи всегда
знали о Бар-Кохбе только то, что о нем сказано в Талмуде. А в Талмуде он -
скорее отрицательный персонаж. Сохранились легенды о его жестокости, о "
зверских " испытаниях, которые он устраивал своим солдатам.
Бар-Кохба был народным вождем. Но он не относился к числу мудрецов, не
происходил из знатного рода и не был богат. Эти три критерия (мудрость,
богатство и знатное происхождение) были в то время решающими для выдвижения
лидера. Поэтому не все признали Бар-Кохбу царем и вождем всего народа.
Мидраш сохранил предания о великой силе Бар-Кохбы: "Он ловил на колено камени
пращи, и отбрасывал прочь, и убивал из них (врагов) несколько человек". (Эйха
рабба, 24).
Рабби Акива считал Бар-Кохбу мессией и говорил о нем словами Торы: "Дарах
кохав ми-Яаков" ( Сошла звезда от Яакова). Но мудрецы не соглашались с ним Рабби
Йоханан бен Торта говорил: "Акива, щеки твои прорастут травой, а сын поколения (Мессия)
все еще не придет" (Талмуд Иерушалми, Таанит, гл. 4 ) И другие мудрецы
говорили также: "Доколе будет этот человек унижать весь Израиль! (там же). И
Иерусалимский, и Вавилонский Талмуд обвиняют Бар-Кохбу в том, что он был
грешником, и в этом видят причину поражения восстания.
Из легенд о рабби Шимоне
Рабби Шимон бар-Йохай говорил: "Если бы я был на Синае в момент Откровения,
то попросил бы Всевышнего дать каждому человеку два рта: один для Учения, другой
для обихода. Нет, нет! - тут же прибавлял он, - земля и так едва может устоять
из-за клеветы и сплетен. Что было бы, если бы у каждого было по два рта!" (Талмуд
Иерушалми, Брахот)
Вышел указ, запрещающий евреям исполнять субботу и совершать обрезание. Желая
отменить указ, рабби Реувен бен Истробул постригся и оделся по-римски, и стал
водить дружбу с римлянами. Однажды он сказал:
- Если бы вы хотели ослабить совего врага, чего бы вы желали: чтобы он был беден
или богат?
-Конечно, беден! - сказали римляне.
-Тогда разрешите евреям соблюдать субботу. Они понесут от этого прямой убыток.
В другой раз спросил он:
- Если бы вы хотели ослабить вашего врага, чего бы вы желали: чтобы он был
здоровым или больным?
-Конечно, больным.
- Тогда разрешите евреям делать обрезание.
Перестали римляне исполнять указ. Но через некоторое время узнали, что советчик
был еврей, и возобновили указ. Тогда решили евреи послать в Рим рабби Шимона
бар-Йохая, потому что он испытан в чудесах.
По дороге явился ему бес Бен-Темалион и сказал:
-Разрешите и мне пойти с вами?
Рабби Шимон заплакал и сказал: "Рабыне Праотца Авраама трижды ангел являлся, я
же не удостоился этого! Пусть же придет помощь от кого бы то ни было!"
Бес полетел в Рим и вселился в дочь кесаря. Пришел рабби Шимон и сказал: "Бен-Темалион,
выходи!"
Покинул бес царскую дочь. Тогда разрешил император рабби Шимону зайти в любую
комнату и взять все, что он пожелает. Он нашел указ против евреев и уничтожил
его. (Мегила, 17)
Сайт Джойнта, посвященный еврейским праздникам. Это сайт для детей. В разделе
каждого праздника есть его история, рассказы для детей (весьма рекомендуем!),
рецепты и календарь. И все очень красочно оформлено:
http://www.jdc.org.il/fsu/jewishyear/russian/iyar_lagbaomer.htm