Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


New generation lighting Menorah Предоставлено: Эш а-Тора Киев

Максим Лесовой

Ханука:
ПРИТЧА О НАШЕЙ ЖИЗНИ

    Каждый год,  когда начинается Ханука,   задумываешься, о чем говорить с людям, которые спросят об этом празднике. Обычно я рассказываю об истории праздника, о Маккавеях, об освящении храмового светильника.

    О том, что еврейская победа - это всегда в первую очередь победа духа, а не оружия (что вовсе не означает толстовское "непротивление злу насилием"). О том, что Ханука установлена нашими мудрецами как праздник в память о чуде с маслом, а не как День победы.

    И еще о том, что Матитьягу Хашмонай наверняка огорчился бы, узнав, что израильский вариант олимпийских игр назван Маккабиадой в честь его семьи. Потому что Олимпиада была одним из олицетворений той Греции, которую он ненавидел и с которой воевал.

    О том, что написано в Талмуде, в трактате "Шабат": "Не начинаем зажигать ханукальные свечи, пока нога человека не уйдет с рынка". Что имел в виду Талмуд в этом месте? Рынок - символ будничного, привычного, того, с чем имеешь дело постоянно. Зажигая ханукальные свечи, человек как будто освящает свой маленький домашний Храм. Пока ты не "закончил торговлю", не настроился на высокие вещи - рано говорить об освящении, о святости. Ханукальные свечи - символ победы духовных ценностей над материальными. Ханука - праздник, для которого нужен необычайно высокий настрой. Неслучайно наши мудрецы говорят, что Ханука - один из немногих праздников, которые сохранят свою актуальность после прихода Машиаха и в Будущем мире...

    Но в этом году я буду говорить о другом. И подталкивают меня к этому события, происходящие в еврейском мире в последнее время. Они подозрительно напоминают ту ситуацию, которая сложилась в Эрец Исраэль перед приходом к власти Антиоха Эпифана -то есть перед тем, как начались открытые гонения на еврейскую религию и культуру.

    Приведу несколько наиболее очевидных аналогий.

    1. Как тогда, так и сейчас не существовало видимой внешней угрозы существованию евреев.
    Как известно, израильская армия всех сильней. Технически... У нее много ракет, танков и... союзников в НАТО. Особенно смешно говорить о союзниках Израиля в свете того, как ситуация на Ближнем Востоке освещается в прессе "развитых" стран. К тому же неизвестно, что сильнее: любовь Запада к евреям или к арабской нефти. Последние события во Франции, России, Италии - неплохая иллюстрация "любви к евреям".

    Мы рассматриваем Катастрофу Второй мировой, как ужасную угрозу нашему физическому существованию, которая хоть и нанесла страшные потери, но миновала. Холокост - страшная страница, но не в сегодняшней газете, а в учебнике истории. Уходят из жизни последние люди, видевшие Катастрофу воочию. В дни Маккавеев такую роль играл Пурим - страшная сказка со счастливым концом о попытке физически уничтожить всех евреев. После таких катастроф ослабевает историческая память народа и инстинкт самосохранения - разум отказывается верить, что подобные вещи могут повторяться. Но после Пурима приходит Ханука, а после Катастрофы - то, что мы видим сегодня на Ближнем Востоке и не только.

    Большая часть еврейских достопримечательностей Варшавы, Кракова, Львова и даже цивилизованной Праги украшена жирными свастиками и звездами Давида, болтающимися на виселицах. Рисунок на стене - это еще, конечно, не угроза. Иракские дивизии, марширующие на сирийской границе, похуже. Но в целом, несмотря ни на что, еврейская общественность чувствует себя очень комфортно, особенно в Америке, Великобритании. Количество денег на еврейских счетах в Лос-Анжелесе и количество еврейских организаций, зарегистрированных в Киеве, приятно согревают душу.

    Тогда греки тоже ничего не имели против евреев. Носителями идей эллинизма в Палестине были даже не сами греки, а эллинизированные сирийцы. Они были плюралистами. Они выступали за равноправие и гармоничное развитие культур. Правда, в их плюрализм входил один важный пункт: греческая культура - самая развитая, и ее признают все (примерно как "старшая сестра" Россия в СССР). То есть еврейский Б-г не запрещен. Но при этом греческий Зевс должен быть признан. Еврейские йешивы - это хорошо. Но в Иерусалиме должна быть гимназия. Демократия, одним словом...

    2. Высокая степень ассимиляции. Современная ассимиляция евреев - явление очевидное. Причем это касается всех без исключения стран. В Великобритании, например, за 30 лет еврейское население уменьшилось примерно на 100 тысяч. В Израиль и другие страны из Великобритании иммигрировало 29 тысяч евреев. За те же 30 лет ортодоксальная еврейская община Альбиона выросла численно на 35 процентов. Где оставшиеся евреи? Ответ очевиден. Ребенок, выросший в смешанной англо-еврейской семье, считает себя англичанином. И таких детей - несколько десятков тысяч.

    Что уж там говорить о России или Украине, где процент евреев, вступающих в смешанные браки, приближается к семидесяти. Последний хит сезона - ассимиляция в Израиле. У еврейских девушек мода на арабских женихов. В особенности это касается выходцев из СНГ. В 1999 году среди новых репатриантов из СНГ евреев было очень немного - меньше 40 процентов, в 2000-м еще почти в половину меньше. А более четвертой части составляют стопроцентные русские и украинцы, которым просто хотелось уехать куда-нибудь подальше от березок среднерусской полосы.

    Кроме того, "кипрские браки" (то есть браки израильтян, заключенные за границей без раввинов и прочих "религиозных заморочек"), становятся все более популярными среди израильской молодежи.

    Тогда происходило нечто подобное, только ассимиляция была в основном культурной, а не этнической, но тоже очень сильной. Даже еврейские мудрецы того периода, носители традиции, упоминаемые в Мишне и Талмуде, носят греческие имена: Антигнос, Онкелос, Традион... Если кто-то думает, что сторонниками ассимиляции была кучка злодеев, которые тайком протащили статую Зевса в Иерусалимский Храм и открыли подпольную гимназию с преподаванием на греческом языке, то он сильно заблуждается. Сторонники ассимиляции ("митъявним", "огречившиеся") составляли большинство. Но когда настал решающий "момент истины", простой народ внезапно поддержал ортодоксов-Маккавеев в их борьбе против "космополитов". Война Маккавеев была изначально войной гражданской, в которой еврейские сторонники традиции победили еврейских сторонников ассимиляции. И только после этого война стала отечественной - за освобождение Храма, Иерусалима, всей Земли Израиля от греческого присутствия. Почему простые люди поддержали восставших Маккавеев? Возможно, у них сработал подсознательный инстинкт самосохранения. Тогда следует задать себе вопрос: присутствует ли у нас вообще таковой инстинкт?

    Таким образом мы пришли к аналогии третьей: раскол внутри еврейского народа. О расколе во времена Маккавеев мы уже говорили выше. Раскол сегодняшний впечатляет. Трудно найти кого-то, кого продвинутый светский израильтянин ненавидит больше, чем израильтянина религиозного. Ортодокс, в свою очередь, не воспринимает светского как полноценного человека и считает, что для процветания Израиля всех "хилоним" (нерелигиозных) следует сослать на необитаемый остров (например, тот же Кипр - пусть там женятся на ком хотят, хоть на русалках).

    Это все шутки. А если серьезно - в еврейском мире царит обидная нелюбовь, нетерпимость к инакомыслящему, и не только в Израиле. Это прямо противоречит указанию Торы "любить ближнего, как самого себя". Религиозному следует вспомнить, что полная безграмотность соседа в сфере собственной традиции и истории - его, религиозного, собственная вина. А нерелигиозному неплохо бы подумать о том, что "харедим" сохранили традицию, которая оказалась единственным гарантом выживания евреев на протяжении тысячелетий. А пока... Политически левый нетерпим к правому, выходец из России - к марокканскому еврею, ортодокс - к нерелигиозному, одна еврейская организация - к другой. Мы все еще что-то делим. Старая, маккавейская модель раскручивается, как ханукальный волчок.

    Четвертая аналогия - непонимание того, что мы находимся в изгнании,  галуте. Галут - это состояние, когда евреи и Земля Израиля лишены прямого Б-жественного присутствия (шхины) и не выполняют свое прямое предназначение. Состояние, в котором евреи находились в дни Маккавеев и в котором мы находимся сегодня. Разница между положением тогда и сейчас есть. Тогда галут был "внутренним". Евреи жили в Земле Израиля, и греки их оттуда не выгоняли. Храм продолжал функционировать. Но несмотря на это, наши мудрецы называют тот период вторым, или греческим, изгнанием. Тогда евреям казалось, что изгнание еще не началось.

    Сегодня нам кажется, что изгнание уже закончилось. Основание для этого дает существование государства Израиль, которое многие поспешили объявить "началом нашего избавления". Но проблема в том, что Израиль без Храма, без отстроенного и единого Иерусалима, без еврейского государственного устройства, описанного в Торе, Израиль, где большая часть населения далека от Торы и традиции, - это Израиль в состоянии галута. Итак, тогда изгнание уже началось, теперь оно еще не закончилось. Но евреи в массе своей ни тогда, ни теперь этого не поняли.

    Кандидаты на место Антиоха Эпифана уже есть. Осталось выяснить, найдутся ли в нашем поколении свои Маккавеи.


Chanukah resources:
Traditions & history What is the Chanukah? (Russian)
Lighting Menorah Up Right (Russian)
Playing Dreydel (Russian)
Chanukah Recepies (Russian)
Yehudah Makkabi (Russian)
The Month of Kislev (Russian)
What is the Chanukah? (English)
Lighting Menorah Up Right (English)
Playing Dreydel (English)
Chanukah Recepies (English)
The Laws of Chanukah (English)
Spiritual growth Chanukah or essence story of our Life (Russian)
Lights warming night - Chanukah thoughts (Russian)
Child's question or how to be Consistant... (Russian)
Chanukah story: The lights in the Dark (Russian)
Chanukiya or Menorah? (Russian)
Chanukah & Purim (Russian)



Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное