Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Chanukah Light Предоставлено: Эш а-Тора Киев

Максим Лесовой

ОГНИ ОСВЕЩАЮТ НОЧЬ

    Зима. Иду по району, где большинство жителей - религиозные евреи, и кажется будто каждый дом охвачен огнем. Но пожарникам здесь делать нечего - горят огни в светильниках с девятью ветвями. У большинства горит оливковое масло, но кое у кого и Свечи. Огни освещают и даже как-то согревают морозный декабрьский вечер, отодвигая на второй план новогоднюю иллюминацию и светящиеся витрины магазинов. Сегодня последний день еврейского праздника Ханука...

    Часто Хануку принимают за еврейский новый год. Причины для этого есть: во-первых, она чаще всего приходится на середину декабря; во-вторых, празднуется Ханука шумно, весело, с огнями и песнями. Но корни у этого праздника совсем не новогодние.

    В переводе с иврита слово "ханука" означает "освящение дома, обновление, новоселье". Этот праздник действительно "новый", самый молодой из всех библейских дат: Хануке "всего" 2160 лет. Чтобы понять сущность этого праздника, нам придется вернуться во 2-й век до нашей эры, когда Иудея находилась под властью царя Антиоха IV из греческой династии Селевкидов. Придя в Палестину после завоевательных войн Александра Македонского, греки поначалу не вмешивались во внутренние дела евреев, предоставив им политический и религиозный суверенитет. Но со временем они начали все более настойчиво создавать в Иудее "эллинистическое культурное пространство".

    При Антиохе IV притеснения еврейской веры достигли апогея. Евреям было запрещено читать Тору, делать обрезание, отмечать Субботу и еврейские праздники. По всей стране были установлены языческие алтари и статуи греческих богов, в первую очередь - самих царей из селевкидской династии. Все это совершалось при молчаливой, а иногда и активной поддержке значительной части евреев, которая считала греческую культуру высокоразвитой и прогрессивной, а собственную - устаревшей. Именно эта "пятая колонна" нанесла наиболее страшный удар по всем устоям еврейского народа. В конце концов греки ворвались в святая святых еврейской религии - Иерусалимский Храм, сожгли свитки Торы, принесли свинью в жертву на жертвеннике Храма и установили там статую Зевса.

    И тогда в стране вспыхнуло восстание. Во главе его стала семья когенов - священников из рода Хашмонаев (Маккавеев), живших в небольшой деревне Модиин. Партизанская война, начатая в 168 году до н.э. Матитьягу Хашмонаем и его пятью сыновьями, быстро охватила всю Иудею. В 164 году армия повстанцев, возглавленная сыном Матитьягу - Йегудой Маккавеем, нанесла ряд сокрушительных поражений греческим полководцам и 25 числа еврейского месяца кислев вошла в Иерусалим. Очистив город от врагов, повстанцы пришли в Храм, чтобы возобновить службу. Для этого необходимо было зажечь менору - золотой храмовый семисвечник, в который заливалось специальное освященное оливковое масло. Но все сосуды со священным маслом были разбиты греками. После долгих поисков все-таки нашелся один нетронутый сосуд с маслом. Его могло хватить максимум на один день. Для приготовления нового масла требовалось семь дней. И тогда Всевышний совершил чудо. Масло в меноре горело восемь дней, пока священники не приготовили новое. В память об этом чуде еврейскими мудрецами был установлен праздник Ханука - праздник освящения Храма и освобождения Иерусалима, праздник новоселья, праздник огней и света. Династия Хашмонаев оставалась у власти еще двести лет.

    В еврейской истории этого времени были взлеты и падения, периоды свободы и порабощения. Но попытка подменить духовные ценности еврейского народа, подорвать его жизнеспособность изнутри была сорвана - окончательно и бесповоротно, и напоминанием об этом служит праздник Ханука.

    Основной ритуал этого праздника сегодня - зажигание ханукальных свечей. Свечи зажигаются с наступлением темноты. В первый день зажигается одна свеча, во второй - две и так вплоть до последнего, восьмого дня, когда зажигаются все восемь свечей и светильник - ханукия - предстает во всем своем великолепии. Ханукальные светильники работы выдающихся ювелиров украшают собой лучшие музеи мира. Однако на ханукие девять ветвей. Зачем нужна девятая ветка светильника? В нее вставляется девятая свеча - вспомогательная, от которой зажигаются все остальные. Каждая семья зажигает свечи у себя дома.

    Принято ставить светильники так, чтобы их было видно с улицы, - например, на подоконнике. Таким способом евреи стараются как можно шире распространить память о чуде, с помощью ханукальных свечей внести в этот мир как можно больше света. Во время Хануки улицы израильских городов, а так же еврейских районов по всему миру, заполняются тысячами маленьких огоньков, играющих, отражающихся, мерцающих в ночном воздухе.

    Когда-то в городах и местечках России, Украины, Белорусии, Литвы, Польши, Венгрии, и т.д. можно было увидеть такое же зрелище. А потом огни ушли. Евреи расселились по всему миру, во все мыслимые и немыслимые страны. Теперь эти огоньки начинают возвращатся в наши дома, но медленно, нерешительно, как будто боясь принести в мир слишком много света...

    Глубокий символ видится в том, что Ханука приходится на начало зимы - время самых длинных ночей. Огни освещают долгую и холодную ночь, помогают нам пережить ее и дождаться утра. Огни духовности и веры, огни, напоминающие о чуде, помогают человечеству переживать самые тяжелые и беспросветные периоды истории. Борьба Маккавеев, начатая два тысячелетия назад, продолжается и сегодня. В двадцатом веке над еврейским народом вновь черным призраком нависла угроза полной ассимиляции. Уход от собственной культуры и традиций стал повсеместным явлением. Но сила евреев в том, что они не только помнят о чудесах, но и верят в них. Верят в то, что вернется Иерусалимский Храм и тысячи тысяч ханукальных свечей сольются воедино, вновь став храмовым светильником. И эта вера помогает им пережить даже самую темную ночь, подняться из самых глубоких духовных ям.

    В наше время главный вопрос Хануки - "быть ли мне самим собой?" - стоит не только перед евреями, но и перед каждым народом, каждым отдельным человеком. Угроза потерять культурную, духовную, национальную самобытность - общая проблема нашего времени. И пускай сегодняшние "эллинисты" поклоняются не Зевсу, а деньгам, компьютеру, политике или войне - их воздействие не менее разрушительно.

    В наших силах определить, станет ли 21 век столетием обновления и освящения, "веком Хануки". Уже почти две тысячи лет у человечества нет Иерусалимского Храма. Но в мире есть место чудесам, пока мы носим Храм в сердце. И пусть в этот раз совершится пусть маленькое, но все-таки чудо. Мы снова зажжем ханукальные свечи и совершим освящение нашего маленького храма. Мы будем верить, что Творец снова совершит чудо и нашего маленького огня хватит на всех.


Chanukah resources:
Traditions & history What is the Chanukah? (Russian)
Lighting Menorah Up Right (Russian)
Playing Dreydel (Russian)
Chanukah Recepies (Russian)
Yehudah Makkabi (Russian)
The Month of Kislev (Russian)
What is the Chanukah? (English)
Lighting Menorah Up Right (English)
Playing Dreydel (English)
Chanukah Recepies (English)
The Laws of Chanukah (English)
Spiritual growth Chanukah or essence story of our Life (Russian)
Lights warming night - Chanukah thoughts (Russian)
Child's question or how to be Consistant... (Russian)
Chanukah story: The lights in the Dark (Russian)
Chanukiya or Menorah? (Russian)
Chanukah & Purim (Russian)



Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное