Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рабби Моше Вейсман
МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ

Толдот

Сыновья Ривки — Яаков и Эсав

Уже около двадцати лет Ривка была замужем за Ицхаком, но, несмотря на все их просьбы к Ашему, у них все еще не было детей. Как это объяснить? Такой вопрос задают часто, и ответ на него отнюдь не прост. Если бесплодие — наказание, то за какие проступки Ашем так строго нас судит? Дело в том, что отсутствие детей в семье нельзя рассматривать как некое наказание за какие-то проступки. Прежде всего, нам вообще не дано знать, что в нашей жизни является наказанием, а что — наградой. Нам не дано судить об этом. Как раз в такой ситуации, когда супружеская пара долгое время бездетна, часто мы наблюдаем обратную картину: Ашем именно к конкретной паре особенно расположен и хочет, чтобы они ежедневно молились и просили дать им детей. Причем Он не спешит выполнить их просьбу, чтобы дать им возможность максимально приблизиться к Нему. Во всяком случае так произошло с нашими праотцами.

  • Авраам и Сара молились семьдесят пять лет, прося Ашема послать им сына.
  • Ривка молилась двадцать лет, пока ей не был дарован ребенок.
  • Рахель также была бездетна и четырнадцать лет молила Ашема послать ей детей.
  • Хана ждала девятнадцать лет появления на свет Шмуэля.

Двадцать лет прожили Ицхак и Ривка вместе, после чего, поскольку детей у них так и не было, решили отправиться на гору Мориа, где Авраам должен был принести в жертву Ицхака. Ицхак стал просить Ашема: "Пусть дети, которых Ты пошлешь мне, будут рождены от этой праведной женщины!" Ривка просила: "Пусть дети, которых Ты пошлешь мне, будут рождены от этого праведника". Ашем услышал их молитвы, и Ривка забеременела, но беременность ее протекала очень необычно. Ее мучали страшные боли, казалось — у нее внутри происходят невероятные сражения, какие-то неведомые силы пытаются уничтожить друг друга. Каждый раз, когда она проходила мимо бейт-кнесета (синагоги) или бейт-амидраша (дома учения), она чувствовала внутри резкие толчки. Те же движения повторялись, когда она проходила мимо кумирни (где поклонялись идолам). Почему? Дело в том, что Яаков и Эсав проявляли свои природные наклонности уже в чреве матери.

Ривка спрашивала знакомых женщин — были ли у них подобные ощущения во время беременности, но те отвечали, что никто из них не испытывал ничего подобного.

— Боль моя так сильна, — жаловалась им Ривка, — что лучше бы мне вообще никогда не беременеть. Даже если мне суждено стать матерью двенадцати колен, которые положат начало еврейскому народу, то и это не стоит тех мучений, которые я выношу.

За эти слова Ашем лишил Ривку права стать праматерью двенадцати еврейских колен и передал его Рахели и Лее.

Измученная болями, Ривка решила пойти в бейт-амидраш (академию) Шема и Эвера, чтобы спросить Ашема, чем закончится ее тяжелая беременность. Там она попросила Шема и Эвера помолиться Ашему, чтобы ее муки прекратились.

Шем получил от Ашема пророчество и открыл его Ривке: "Знай, что у тебя родятся близнецы и от них пойдут два великих народа. Народы эти не смогут существовать мирно, но будут находиться в постоянной вражде. Поэтому и в твоем чреве они не могут быть в согласии".

  • В будущем эти два народа будут стремиться к разным целям. Один будет гордиться дарованной ему Торой, другой — своим богатством.
  • Оба народа произведут на свет могущественных властителей: один — царя Шломо, который построит Храм, другой — императора Адриана, который разрушит его.
  • От одного народа произойдет мудрец р.Иеуда Анаси, от другого — злодей император Антоний. Ривка была очень расстроена тем, что на ее долю выпало родить нечестивого сына. Чтобы успокоить праведницу, Ашем дал ей возможность увидеть еще при жизни борьбу между Эсавом и Лаковом, — намек на то, что еврейский народ сможет выжить только благодаря соблюдению законов Торы: если Лаков будет выполнять все предписания, Эсаву не останется ничего другого, кроме как посвятить свою жизнь служению Лакову. В будущем римский император Антоний станет помогать р.Иеуде Анаси.

Шем продолжал рассказывать Ривке, что ее ждет в будущем: "Два народа, которым положат начало твои сыновья, станут великими. Но никогда они не будут равны. Расцвет одного будет зависеть от упадка другого. Они будут бороться до прихода Машиаха, но в конце концов старший будет побежден и станет служить младшему.

Через некоторое время Ривка родила близнецов. Первый мальчик не был похож на обычного младенца. Его тело сплошь покрывала густая шерсть, а рот был полон зубов. Назвали его Эсав, что означает — "готовый". (Имя Эсав происходит от корня аса — "делать".) Кроме того, оно означает также "покрытый волосами, как поле травой".

(В соответствии с этим, объяснением, имя Эсав, содержащее корень эй-шт-вав, можно перевести и как "трава".) Лицо Эсава было красным, что указывало на склонность к кровопролитию. Однако само по себе лицо ни о чем не говорит. Даже если человек рождается с резким, агрессивным характером, у него всегда есть возможность, при желании, употребить свою агрессивность на служение Ашему. То есть, можно, не дай Б-г, стать убийцей, но можно, используя это качество, защищать слабых. Вообще, любое предназначение свыше можно изменить в ту или иную сторону.


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное