Данная статья не является
вполне оригинальной работой. При ее написании использовались
мысли, заимствованные из книги выдающегося раввина прошлого
века раби Шимшона Рефаэля Гирша "Из месяца в месяц". Книга
написана около 150 лет назад, но посмотрите, насколько она
актуальна и сегодня...
Когда весь мир греется в теплых лучах летнего солнца,
еврейский народ, снова и снова оглядываясь назад - в глубь
своей многовековой истории, с горечью вспоминает свое давнее
прошлое. Месяц тамуз навевает в еврейском сердце тягостные
воспоминания о разрушении и трагедии.
Многие страницы еврейской истории написаны слезами и
кровью, но больше всего слез пролилось именно в эту пору
еврейского года - в три недели, получившие название бейн
амецарим, "между теснин". На эти три недели, между 17 тамуза
и 9 ава, пришлись самые тяжелые кризисы в нашей национальной
жизни, "сотворенные" руками вавилонского царя Невухаднецара,
римского императора Тита и испанского короля Фердинанда.
Еврейский народ знает, что все эти имена олицетворяют
несчастья, явившиеся прямым продолжением беды главной -
изгнания, галута, начавшегося с приходом Невухаднецара,
продолженного Титом, закрепленного Фердинандом, но
продолжающегося поныне. И исхода той беды не видно, пока
ошибки и заблуждения, ставшие ее причиной, не будут
окончательно искоренены.
Не траур лежит в основе этих памятных дней, а пост,
цель которого - исправление, тшува. Мы должны осознать
причины, приведшие к трагедии. Нам надо поразмышлять над
тем, как искоренить их. Такова главная цель этих дней в
нашем календаре.
У жизни есть печальная сторона. Не только счастье и
радость наполняют дни еврея, случаются и печальные события.
Они дают нам возможность по-новому взглянуть на наше
назначение. Назначение неизменно: сохранить и передать
следующим поколениям Тору, полученную на Синае. Но при нашем
неизменном назначении меняются внешние условия жизни - от
радостных событий к грустным, от грустных к радостным. Когда
наступает грустное событие, мы обязаны проверить себя,
посмотрев на весь ход нашей жизни под новым углом зрения.
Дата 17 тамуза примечательна в первую очередь тем, что
она знаменует собой начало трагического конца еврейского
государства: в этот день была пробита первая брешь в
крепостной стене во время осады Иерусалима. Однако, та же
дата напоминает нам и другие печальные события еврейской
истории. Первое из них - задолго до создания
государственности - оказалось, по сути, основой, корнем всех
последующих происшествий того же печального ряда, - это грех
золотого тельца.
Седьмого сивана Моше поднялся на гору Синай, чтобы
получить там Скрижали завета. Сорок дней и сорок ночей
провел он там, но народ его не дождался. "Народ увидел, что
Моше долго не сходит с горы; и собрался народ к Аарону,
сказал ему: встань, сделай нам божество, которое шло бы
перед нами, так как этот муж, Моше, который вывел нас из
Египта... не знаем, что с ним случилось... И снял весь народ
золотые серьги, которые в их ушах, и принесли Аарону... И
сказал Всевышний (пророку) Моше: ступай, сойди, ибо
развратился твой народ... Скоро отклонились они от пути,
который Я заповедал им, - сделали себе литого тельца и
поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот твое
божество, Израиль, которое вывело тебя из Египта..." Моше
спустился с горы Синай. "И было, когда он приблизился к
стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и
бросил он из рук Скрижали, и разбил их под горой".
Так, 17 тамуза были разбиты Скрижали. Правда, тогда
Всевышний внял молитве Моше и не наказал народ. Но обещал:
"В день взыскания взыщу с них за их грех". Согласно этому
обещанию, каждое наказание народу в будущем вырастает из
одного корня - из греха поклонения золотому тельцу, - чтобы
послужить искуплением этого греха. Поэтому очень важно в
пост 17 тамуза задуматься над корнем наших страданий, над
нашей судьбой в свете разбитых Скрижалей.
Тора говорит, что слова Творца были высечены (харут) на
Скрижалях. Мудрецы говорят: читай не харут, а херут -
свобода. Мидраш Раба утверждает: "Если бы наши отцы
дождались Моше и не сделали золотого тельца, ни один народ
не смог бы с ними совладать". Херут - это свобода. Но
свобода от чего? От порабощения остальными народами мира,
свобода от ангела смерти. Так говорят наши мудрецы. И их
высказывание требует комментария.
"Вечный жид" - так нас зовут в других языках. В нас
видят бездомный народ, обреченный на скитания и жалкое,
скудное существование. Лишенные родины и государства, мы
беззащитны перед любым проявлением произвола и насилия. В
таких условиях у нас нет и не может быть никаких шансов
просуществовать сколько-нибудь весомый отрезок исторического
времени. (Н.Бердяев сформулировал эту мысль так: "Нужно
сказать, что со всякой материалистической и
позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен
был бы перестать существовать".) Однако, когда сыны Израиля
обращают свои взоры к Всевышнему, когда подчиняют Его закону
и свою жизнь (в личном плане и в плане общественном), тогда
все прогнозы и самые трезвые оценки оказываются
несостоятельными. Стоит еврейскому народу целиком и
полностью посвятить себя Торе - ему не страшны ни народы
мира с их вооруженными до зубов армиями, ни сам ангел
смерти.
Такой перед нами предстает свобода - как освобождение
от обязательных законов природы, включая сюда законы
истории. Они не властны над Израилем, скрывающимся под сенью
Творца. Но только на мгновение отвернется Он от Своего
народа, скроет Свое лицо, как Израиль моментально
возвращается в "естественное", первоначальное состояние,
которое характерно подчинением законам довлеющей природы, и
уже они, эти законы-путы не оставляют никаких шансов на
жизнь маленькому и ненавидимому всеми народу. Тогда и
наступает черед бед, которые приходят как неизбежный
результат безнадежной борьбы Израиля против притесняющих его
народов мира.
Скрижали завета были неимоверно тяжелы. Но пока слова
Торы начертаны на них, они сами несут камень силой своего
духа, так что от Моше не требовалось усилий для того, чтобы
сойти с ними с горы, не уронив их. Но при виде золотого
тельца руки у него отнялись. Талмуд говорит: "Скрижали
разбились, а буквы с них поднялись в воздух". Как только
исчезли буквы, которые до этого удерживали камень, человек
потерял возможность удерживать Скрижали, и они не могли не
разбиться. Традиция передает, что те обломки долго лежали в
Первом храме, напоминая евреям день 17 тамуза и печальную
судьбу народа. У нас нет тех обломков, но мы о них помним.
Скрижали, находящиеся в руках человека, требуют от него
полной преданности Торе и безграничной уверенности в помощи
Всевышнего. Моше отсутствовал сорок дней, и уверенность
народа поколебалась так, что многие дошли до последней черты
- до отчаяния. Но разве без Моше Израиль не мог
существовать? Слово Всевышнего - вот единственная опора
еврейского народа в истории. Пока Израиль исполняет заповеди
Торы во всех деталях, нет ему смысла уповать на силы природы
или на мудрое руководство выдающихся вождей. (Важное
замечание: отдельному еврею Тора в награду за исполнение
заповедей не обещает хранить его от всех неприятностей: в
этом мире нет награды за заповеди! Но всему народу Израиля -
в целом - обещано, что, соблюдая Тору, он может быть уверен
в конечном успехе; и наоборот, нарушая ее, он может быть
уверен в полном крахе; причем, какие бы гигантские усилия он
не затрачивал, чтобы того краха избежать, - ничего не
поможет!)
Ослабление уверенности в помощи Всевышнего - основная
причина всех трагедий, постигших еврейский народ. Сохраняя
верность Торе, Израиль мог бы пройти через все шквалы
истории. Беда была в том, что, в целом соблюдая законы Торы,
народ искал спасение также и в языческих формах, подражая
другим народам, которые полагались на силы природы или на
силу людских деяний. У наших предков не хватало мужества
летать "на орлиных крыльях" Торы, им хотелось обеспечить
себя сначала магической силой золотого тельца, потом властью
царя: чем мы хуже других народов? - на Б-га надейся, но и
сам не плошай! Так Тора постепенно стала превращаться в
"религию", в "конфессию", в "дело совести каждого", но в
национальном масштабе жизнь строилась на языческих
элементах.
Прошел ряд столетий после золотого тельца. Еврейский
народ потребовал от пророка Шмуэля введения царской власти в
Израиле, как было заведено у всех "просвещенных" и
"передовых" народов той эпохи. Монархия была учреждена - и
некоторое время спустя над северной частью страны воцарился
человек, опасавшийся, что преданность народа Торе может
поколебать его трон. Ибо он видел в людях не народ Торы, а
своих подданных. Лояльных или нелояльных. "И сделал двух
золотых тельцов, и сказал: довольно вам ходить в Иерусалим,
вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Египта"...
Расплата пришла через двести лет: пришли ассирийцы и,
захватив северное царство Израиля, стерли его с лица земли,
причем все жители были угнаны на чужбину. Много в мировой
историй свершилось завоеваний с изгнаниями? Вскоре подобная
судьба постигла и южное царство - уже от рук вавилонян.
Промчались еще несколько столетий. Вернувшийся на
родину народ снова поднимается на высокий духовный уровень:
происходит восстании Макавеев. Однако потомки прославленных
братьев уже во втором и третьем поколении начинают
пренебрегать Торой, вновь отодвигая ее на второй план. Меч
освободительной войны не выпал из геройской руки: но теперь
он служит территориальным захватам и укреплению царской
власти. Тора все еще занимает центральное место в жизни
многих семей, но общественная и государственная жизнь
строится не на ней, а на тех же элементах, что и у других
народов.
(Кстати, здесь лежит объяснение странному чувству,
которое испытывает читатель, перед которым лежат два текста:
один текст вышел из-под пера Иосифа Флавия, а другой - это
страница Талмуда с описанием той же эпохи. Два еврейских
текста, один написан по-гречески, другой на арамейском, но
оба вроде бы должны свидетельствовать об одном и том же
народе. И сколь же различны эти описания! Словно перед нами
два разных племени. Или два разных периода истории. Но нет!
Тот же народ и время то же. В чем дело? А дело в том, что
имперский историк Флавий описывает общественно-политическую
жизнь страны, в которой ценности, столь важные для отдельно
взятых людей, описываемых Талмудом, не играют почти никакой
роли.)
Евреи, отдельные люди, соблюдают законы Торы. Но страна
в целом от нее отвернулась. Результат - римские легионы
разрушают Иерусалим.
"Семнадцатого тамуза была пробита брешь в городской
стене, прекратились ежедневные жертвоприношения, некий
Эпистомус сжег свиток Торы, в Храме была установлена статуя
языческого божества". Когда евреи удаляются от Торы, когда
Всевышнего почитают в Храме, а другим богам и божкам служат
в общественной жизни - тогда Всевышний сам гасит огонь на
Своем жертвеннике и превращает храмовую службу в посмешище
для чужаков. Тогда Он позволяет свитку Торы гореть от огня,
зажженного людьми. Он дает место в Своем Храме, в самой
Святая Святых, - для истукана! И нет в этом ничего
удивительного: ведь Израиль своими действиями уже принизил
Его до уровня беспомощного и безмолвного божка.
"Семнадцатого тамуза была пробита городская стена" - и
еврейское государство прекратило свое существование. Но
только тогда и начала Тора свое победное шествие по странам
и континентам. Лишенные государства и элементарной
экономической базы, евреи пустились в долгий путь скитания
между народами, в путь, единственной поддержкой на котором
была для них воля Творца и Его Тора. Только в галуте
еврейский народ смог раскрыть безграничную силу Всевышнего.
(По словам раби Яакова Эмдена: "чем дольше длится изгнание,
тем более явным становится чудо".)
Смотрят народы мира с удивлением на Лухот аэдут,
Скрижали свидетельства (они же Скрижали завета), которые
буквально висят, порхают в воздухе, поддерживаемые буквами
Торы. (Цитата из Марка Твена: "Все смертны в этом мире,
кроме еврейского народа, все силы исчезают, но он остается.
В чем секрет его вечности?" А вот Куприн: "Нигде не осталось
следа от его загадочных врагов... а он, гибкий и
бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то
сверхъестественное предопределение")
Время от времени Всевышний позволяет Израилю вернуться
в Свою страну, для того чтобы проверить, созрел ли он для
государства Торы, усвоил ли за годы галута ничтожность
языческих божков, научили ли его чудеса, происшедшие с ним в
диаспоре, безграничной преданности Торе, сумеет ли он найти
в себе силы предаваться ей, будучи свободным и независимым в
своей стране, в той же степени и с тем же воодушевлением,
что и на чужбине, когда был заперт в стенах гетто.
До сих пор Израиль не доказал своей зрелости. Есть
опасение, что, почувствовав под ногами твердую почву, он,
еврейский народ, станет преувеличивать значимость владения
территориями, а также важность государственной независимости
и политических свобод. И в результате отдалится от Торы с ее
ценностями. Он противопоставит Торе ограниченный и закрытый
дворец, а общественную жизнь построит на языческих идеалах в
духе времени. И не заметит, как вернется к тому же греху,
что и привел его к изгнанию.
Так писал рав Шимшон Гирш. И это не пророчество. Это
всего лишь тонкий анализ той современности, которая окружала
рава Гирша. При помощи заурядного здравого смысла раввин
смог увидеть будущее. Так и произошло. Через много лет после
написания приведенных строк другой еврей, доктор Теодор
Герцль, написал: "Может быть, у нас будет теократия? На это,
положим, можно ответить отрицательно. Религия нас соединяет,
но совесть - освобождает. Не дадим даже возникнуть
бессильным надеждам нашего духовенства. Предоставим им наши
храмы, как предоставляем полиции казармы. Мы настолько
уделим им права и уважения, насколько того заслуживают
обязанности и права того и другого..." (Цитата приводится с
сохранением стиля перевода по книге: Т.Герцль "Еврейское
государство", "Библиотечка Алия", стр.98.)