В эту субботу в синагогах читают две главы "Маттот" и
"Масъей". В них обсуждается много вопросов, но мы, как
обычно, остановимся только на одном из них. Мы поговорим
сегодня о непреднамеренном убийстве.
Вот, что читаем мы в Торе:
"И Г-сподь сказал Моше: "Когда вы перейдете через
Иордан, в землю Ханаанскую, то устройте себе города-убежища,
и убежит туда каждый, кто убил человека неумышленно. И будут
города эти убежищем от мстителя и не умрет убивший прежде,
чем предстанет перед судом... Шесть городов для убежища
будут у вас... Для сынов Израиля и для пришельца будут эти
шесть городов убежищем, чтобы убежал туда всякий, убивший
неумышленно".
Так написано в Торе.
Талмуд в трактате "Макот" рисует следующую картину:
любой человек, убивший другого, прежде всего искал прибежища
в одном из шести городов, отведенных для этой цели. Жители
города обязаны были взять на себя защиту убийцы от любой
попытки мести или самосуда. Затем обвиняемый представал
перед малым Санэдрином - судом из двадцати трех судей. Это
был кворум. И в меньшем составе малый Санэдрин не имел права
разбирать дело об убийстве.
Для того, чтобы понять, что происходило в Санэдрине,
необходимо выяснить один важный момент.
Любой суд всегда находится в противоречии между
стремлением оградить общество от преступников и опасением
осудить невинного человека. В сомнительных случаях
прибавляется еще одна сложность: судья знает, что он -
последняя инстанция. Если он не вынесет никакого решения,
справедливость не сможет восторжествовать. Сознание это
тяжелым грузом ложится на плечи судьи, и он может иногда
вынести обвинительный приговор даже в том случае, когда вина
не доказана полностью. Причем, у него самого нет абсолютной
уверенности, прав он был или нет. Но такова уж его работа:
если не он, то кто же позаботится о правосудии.
Еврейская юридическая концепция прямо противоположна.
Единственным полномочным судьей может быть только Б-г. Ему
одному известны все деяния людей, их мысли и намерения.
Только Он может безошибочно установить вину. Только Он может
измерить меру вины и установить подобающую меру наказания.
Однако через законы Торы мы узнаем, что некоторые из
полномочий правосудия Б-г пожелал передать людям и дал им
право выносить приговоры. Понятно, что полномочия эти очень
узкие. Только там, где вина человека ясна, как Б-жий день,
земной суд имеет право наказать его. Если же существует хоть
малейшее сомнение, Санэдрин освободит обвиняемого и
предоставит Б-гу судить его.
На еврейского судью не давит сознание, что он последняя
инстанция в машине правосудия. Он знает, что есть Б-жий суд,
от которого преступнику не уйти, даже если тот вышел
оправданным из Санэдрина. Еврейский судья вынесет
обвинительный приговор только в очевидных случаях. За
убийство Тора предусматривает смертную казнь, и если судья
пошлет на смерть человека в действительности невинного, то
воскресить его потом он не сможет. Вот почему закон Торы не
признает криминалистические улики, основанные на
вероятности. Смертный приговор выносится только тогда, когда
два свидетеля своими глазами видели убийство. Даже если они
видели, что человек вышел из комнаты с окровавленным ножом,
а затем нашли в комнате труп - их свидетельства недостаточны
- ведь и они основаны на вероятности, а не на очевидности.
Понятно теперь, почему смертные приговоры в Израиле были
крайне редки. "Санэдрин, который пролил кровь раз в
семьдесят лет, - говорит Талмуд,- назывался кровавым".
Итак, Санэдрин из 23 судей, на основе приведенной нами
концепции, приступал к разбору дела. Если вина была
очевидна, убийца приговаривался к смерти. Если возникали
малейшие сомнения - выпускался на свободу. Б-г рано или
поздно сведет с ним счеты. Иногда судьям бывает ясно, что
стоящий перед ними человек - убийца. Однако они не могут
доказать, что он совершил преднамеренное убийство. Как быть
в таком случае? Понятно, что о смертной казни речи быть не
может - она полагается за преднамеренное убийство. Все же
доля вины есть. Убийца по крайней мере проявил
неосторожность, ставшую причиной трагедии. Но как определить
меру вины в таких сложных случаях, как например,
автокатастрофы? Тора опирается на следующий принцип. Там,
где убийца не мог предвидеть результаты своих действий, он
чист и перед земным судом и перед Б-гом. Там, где действия
человека граничат со злоумышлением - то есть опасность была
очевидна и он обязан был принять меры предосторожности и не
принял - тогда он выпускается на свободу, и Б-г сводит с ним
счеты. В промежуточном случае, там где можно было предвидеть
опасность, однако она не была очевидна, убийцу приговаривают
к изгнанию. Об этом говорит сегодняшняя глава Торы. "Если же
нечаянно, без вражды толкнул он его... или каким-нибудь
камнем, не видя, бросил в него, и тот умер, то спасти должна
община убийцу от руки мстителя и должна возвратить его в
город убежища его, чтобы жил там до смерти первосвященника".
Следует пояснить, что мститель, упомянутый здесь, не
имеет ничего общего с "вендеттой" - "кровавой местью".
Талмуд утверждает: если мститель отказывается, суд назначает
мстителя". Иными словами, разговор идет о том, кто приведет
приговор суда в исполнение. Если родственник убитого
отказывается, суд назначает другого человека исполнить эту
неприятную обязанность. Как же понять слова Торы: "то спасти
должна община убийцу от руки мстителя и должна возвратить
его в город убежища?" Имеется в виду, что суд не обязан
приговорить убийцу к изгнанию в один из городов убежищ.
Человек, совершивший преднамеренное убийство, может искупить
вину только смертью, потому что Тора не знает более тяжкого
преступления, чем убийство человека, созданного по образу
Б-жию. Если же он пролил кровь неумышленно, но была в его
неосторожности доля вины, то он останется жив. Однако, живя
в изгнании расставшись с родным домом, близкими и друзьями,
он почувствует дыхание смерти. Этих страданий будет
достаточно, чтобы искупить вину, чтобы понять преступность
своей неосторожности и не совершить ошибки во второй раз,
когда он выйдет на свободу после смерти первосвященника.
АЛИЯ ИЛИ ЭМИГРАЦИЯ?
Мы уже отмечали в прежних беседах, что тот факт что тема стоит в
начале раздела, подчеркивает ее важность. Закон об обетах (по-еврейски -
недарим) настолько важен, что Моше возвестил о нем при собрании всех глав
народа. Итак, человек вправе произнести обет, т.е. принять на себя некое
обязательство. Прежде всего отметим, что эта власть над своим словами и
делами ограничена. Никто не может разрешить то, что Тора запрещает, никто
не может запретить определенный тип поступков кому-то другому, не себе.
Что же Тора называет обетом? Когда человек ЗАПРЕЩАЕТ СЕБЕ РАЗРЕШЕННОЕ
ТОРОЙ!
Но уж давши слово - держись! Тора приказывает человеку в точности и
полностью исполнить взятое на себя обязательство. Сила еврейского слова
такова, что добровольное обязательство возвышается до уровня закона Торы.
Если я запрещаю себе есть картошку, то я должен блюсти этот запрет не
менее строго, чем пост в Иом Кипур! И если я нарушу мною же установленный
запрет, то это будет рассматриваться как если бы я нарушил Волю Самого
Б-га!
В таком положении дел сокрыт намек на то, что источником всех заповедей
является не практическая выгода, не творение и взаимосвязи сущностей в нем,
но единственно Воля Создателя. Если бы мир обладал самостоятельным бытием,
а законы Торы отражали бы оптимальные пути человека в нем, то для
обетов, т.е. для изменения соотношения запрещенного и разрешенного просто
не нашлось бы места. Как может человек, сам элемент творения, изменять его
закон!
Но в еврейском понимании мир ПОСТОЯННО творится Б-жественной Волей из
полного небытия, и Б-г намеренно уступил часть Своих прерогатив человеку -
Своему подобию, предоставив тому возможность в определенных рамках
ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ творение. Итак, дело в том, что обет творит новую реальность,
не менее важную и ответственную, чем законы Шабата, запрет убийства и
воровства. Вот какова сила еврейской души, вот какова степень ее
Б-гоподобия!
При определенных условиях уже взятый обет может быть отменен. Муж может
отменить обет жены в день, когда он о нем услышал впервые, и на том же
условии отец может отменить обет своей незамужней дочери. Суд из трех
мудрецов имеет от Всевышнего полномочия в некоторых случаях отменять обет
любого человека.
Прошло сорок лет со времени исхода евреев из Египта. Исполнилось
Б-жественное повеление, закрывшее современникам Исхода путь в Святую Землю.
Новое поколение стоит на пороге новой жизни, ради которой Всевышний
сотворил небо и землю - высшие и низший миры: чтобы Народ Израиля соблюдал
Тору Израиля на Земле Израиля. Соединение трех этих возлюбленных созданий
Всевышнего призвано увенчать Творение Славой.
Свобода, независимость ничего не значат сами по себе. Все дело в том,
как их используют. Но даже если мы получаем инструкцию, указание к
действию, оно не в состоянии нам помочь все то время, пока мы удалены от
места действия. Сорок лет евреи, свободные от всех материальных забот,
учили Тору в пустыне. Но несмотря на достигнутое величие, несмотря на
необыкновенную близость в Б-гу, они мечтали об Эрец Исраэль - Земле
Израиля. Чем больше они углублялись в Тору, тем лучше понимали, что только
там человек может достигнуть совершенства и привести к совершенству весь
мир. Поэтому-то Моше Рабейну был так потрясен и возмущен, когда
представительная делегация колен Гада и Реувена вскоре после победы евреев
над царями Гилеада и Башана обратилась к нему со следующей просьбой:
"... Земля, которую Б-г отдал Общине Израиля, обильна пастбищами, а у
рабов твоих скот... Если нашли мы милость в твоих глаза, дай нам эту землю
во владение, а за Иордан мы не пойдем".
Моше хорошо их расслышал. Ему ли, произнесшему 515 молитв, чтобы
упросить Б-га отменить суровый указ и впустить его в Святую Землю, не
обратить внимание на ключевые слова в этом обращении: "скот", "земля
богатая пастбищами", "за Иордан не переправимся". Смысл полученного
сообщения сиял своей прозрачностью, и поэтому было от чего прийти в
уныние: впервые в еврейской истории АЛИЯ в Эрец Исраэль была подменена
ЭМИГРАЦИЕЙ в землю семи народов Ханаана.
Алия - слово, хорошо известное современному читателю,означает
"восхождение". Алия - это подъем духа, освобождение его из плена материи,
тела, это возвеличение души, позволяющее ей преобразовать мир с
соответствии с Б-жественным планом. Земля Израиля, как об этом много раз
говорили наши мудрецы, в духовном смысле "выше" всех остальных земель.
Она позволяет человеку приблизится к истинной святости. Сказано, о еврее,
живущем вне Эрец Исраэль, что у него, как если бы нет Б-га!
Но эта высота не покоряется автоматически! Существует возможность (и
опасность - и в этом тоже заключено серьезное испытание) замены АЛИИ
ЭМИГРАЦИЕЙ. т.е. переездом на новые пастбища, к новым, лучшим условиям
жизни, созданием национального очага, подобного государствам других
народов, где могучая непобедимая армия служит гарантом безопасности и т.д.
и т.п.
Евреи ничего не имеют против эмиграции, и сами за свою долгую историю
эмигрировали много раз. Человек вправе, а зачастую даже обязан искать более
выгодные условия существования, в которых он сможет более полно раскрыть
свой духовный потенциал. Но Тора жестко порицает тех, кто видит самоцель в
достижении материальных благ. У нашего народа есть духовная цель и она
может быть достигнута только в Эрец Исраэль. Поэтому наше пребывание в
изгнании временно, каким бы богатым и почетным оно ни было, а наше
пребывание в Эрец Исраэль без служения Б-гу бессмысленно и
противоестественно.
Моше глубокого сокрушался, услышав из уст сынов Торы эмигрантские речи.
Колена Гада и Реувена настолько были захвачены широкими просторами и
сочными пастбищами Гилеада и Башана, что, заверяя Моше в своей готовности
отправиться вместе с остальными коленами на завоевание Ханаана, он просили
только построить "...загоны для скота и города для детей". Беспокойство о
целости скота опережало заботы о безопасности семей. Такова сила
материального мира: он ослепляет глаза праведных, которые начинают путать
главное с второстепенным.
Мужчины колен Гада и Реувена сдержали слово, данное Моше. 14 лет они
бились плечом у плечу с остальными коленами, завоевывая для евреев Эрец
Исраэль. Они вдохнули святой воздух этой земли, прошли по ее почве,
возвышающей приниженных, они видели ее необыкновенные плоды, наконец, они
учили Тору в Святой Земле - а известно как это учение отличается от всех
великих успехов,достигнутых в других странах!
И все же они вернулись! Вернулись, ибо пастбища Башана были сказочно
хороши, "а у рабов твоих скот"!
Семена, посеянные такой приверженностью и любовью, проросли некоторое
время спустя. В Заиорданьи гадиты и реувениты, постоянно подвергаясь
набегам соседей, были вынуждены значительно больше заботиться о своей
безопасности, чем их сородичи в Эрец Исраэль, и все-таки первыми оказались
в ассирийском плену. "Что явилось тому причиной? - спрашивает Устная Тора
и отвечает: То,- что из-за скота отделили себя от братьев своих!"
Преходят и истлевают могучие крепости империй. И вместе с ними рушатся
надежды тех, кто пытается солидно, на поколения, обосноваться в эмиграции.
ЗАПОМНИТЕ: Мы сотворены, чтобы взойти в Эрец Исраэль и пребывать там в
святости!
БАСТИОНЫ ВЕРЫ И ПРАВЕДНОСТИ
В конце сорокового года странствий евреи подошли к границам Эрец
Исраэль. Пройдет совсем немного времени, и новое поколение, сменившее
поколение Исхода, войдет в Святую Землю. Сорок лет они готовились к этому
событию, очищая себя от скверны египетского рабства, от остаточных следов
идолослужения. И вот, как бы напутствуя их перед вступлением в Землю Нашего
Наследия, Тора перечисляет места всех стоянок еврейского стана за сорок
лет. Каждое из этих названий полно явных и скрытых смыслов, рассказывает о
перепитиях подготовки народа к жизни в Святой Земле, о годах, лежащих в
фундаменте всего нашего национального бытия.
14 стоянок приходятся на первые полтора года странствий, 8 переходов
были сделаны в последний сороковой год. Таким образом, за почти сорок лет
лишь двадцать раз евреи сворачивали свой стан, перенося его в другое место.
Наказав Поколение Пустыни, Всевышний продолжал миловать их, всеми
возможными способами избавляя от лишних тягот. Таковы пути Создателя: в
строгости Его Суда всегда содержится искра Милосердия. Наказывая, Он
наставляет. Тот, кто сумеет разглядеть и выделить эту искорку, избегает
новых грехов и приближается к Б-гу. "Ибо не смерти грешников желает Творец,
но исчезновения их грехов".
Сорок лет на сорока двух стоянках учили евреи эти уроки, чтобы
удостоиться благословенного удела в Земле Израиля. Они грешили и получали
наказание, они раскаивались и приходило избавление. Каждый год 8-го ава они
рыли могилы и проводили в них ночь. Наутро 15 тысяч мужчин оставалось в
этих могилах навеки. (Необходимо подчеркнуть что в истории с разведчиками,
о которой рассказывалось в разделе Шлах, согрешили только еврейские
мужчины. Это они поддались уговорам посланцев, осматривавших Эрец Исраэль,
это они плакали и просились назад, в Египет. Логика, "здравый смысл",
"деловая" активность оказались для их веры непреодолимым препятствием.
Согрешив. они понесли наказание. Женщины же остались верны приказам
Небесного Царя. Цельная вера направляла их в пустыне, как некогда помогла
одолеть коварные ловушки египетских испытаний. Эта вера и удостоила их
вечности.) Точность и справедливость Б-жественного суда наполняли трепетом
еврейские души. Чтобы сделаться достойными Святой Земли, они учились у Б-га
справедливости и милосердию.
Сегодня мы имеем возможность совершить экскурсию в те места. Вид
пустыни, в которой Создатель питал, хранил и воспитывал более трех
миллионов душ, может рассказать нам о Б-ге лучше тысячи лекций. О Его
Справедливости и Милосердии.
Колено Леви не получило постоянного удел в Эрец Исраэль. Вместо этого
Тора приказала остальным коленам выделить в своих уделах 42 города в
распоряжение левитов. (Отметим, что это число равняется количеству стоянок
евреев в пустыне и оба они совпадают с сорокадвухбуквенным Именем
Всевышнего, о котором упоминают кабалистические книги. Это "совпадение"
указывает на внутреннюю связь явлений с Сущностью Творца. Эта связь даже
посвященным раскрывается лишь частично и не может быть полностью постигнута
человеком). Эти города стали "районными центрами" воспитания детей и
молодежи. Левиты не имели своей земли и жили на десятину, которую все
землевладельцы обязаны были отделять со своего урожая в пользу колены Леви.
Тора освободила их от сельскохозяйственного труда с тем, чтобы они все свое
время посвятили изучению и распространению Торы. Рассеянные по всей стране
они стали хранителями Торы и воспитателями юных членов Завета. Левиты по
очереди служили в Храме, откуда по всей планете распространялся свет
мудрости. Наполненные этим светом и святостью Иерусалима они возвращались в
свои города, превращая их в бастионы веры и праведности. Благодаря влиянию
этих городов, ремесленники и земледельцы, солдаты и торговцы, купцы и
чиновники оставались прежде всего и в первую очередь преданными Торе
евреями, видящими смысл своей жизни в служении Б-гу. Объединенный этим
служением народ Израиля жил и существовал в древние и новые времена, в
эпоху расцвета государства и в мрачные периоды галута.
Давайте теперь повнимательнее вглядимся в исторические рамки нашего
национального существования как они описаны в Торе. Мы видим, что только
два раза в нашей истории еврейский стан превращается в одну большую ешиву:
в пустыне после Исхода из Египта, где наш Покровитель полностью взял на
себя заботы о нашем земном существовании, и в Мире Грядущем, где и вовсе
"нет ни еды, ни питья, но праведники сидят с коронами на головах и ликуют в
сиянии Шехины". Все же то время пока мы выполняем нашу миссию здесь в
земной жизни, мы не только вынуждены отвлекаться на жизнеобеспечение, но
напротив, действование в земном, нижнем мире является важнейшей частью
нашего служения. С обработкой земли связаны заповеди килаим (запрет
засевать моле двумя видами растений одновременно), орла (запрет употреблять
плоды дерева в первые три года после его посадки), трума и маасер (доли
коэнов и левитов), пэа (край поля, оставляемый несжатым для бедных); со
скотоводством связаны заповеди первинков шерсти, первенцев скота, запрет
резать в один день самку и ее детеныша... Если мы не торгуем, то не можем
исполнить заповеди о верных мерах, а если не заниматься бизнесом, то для
чего даны заповеди о беспроцентных ссудах, правила ответственности сторожа
и обязательство в срок выдавать деньги наемному работнику? И даже в славные
времена мира и величия царя Шломо в еврейском государстве была армия, в
которой служили евреи.
Но! Везде и всюду, всегда наш народ понимал, что он призван в мир для
исполнения заповедей Торы во ВСЕХ АСПЕКТАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ! К этому еще
в древности созданная система еврейского воспитания и образования готовила
маленьких евреев. И центральную роль в этом воспитании играли города
левитов, города профессионалов Торы, без которых цепь традиции попросту не
может существовать.
Сказанное в Торе имеет вечную силу. И сегодня в конце самого темного и
тяжелого изгнания мы нуждаемся в бастионах веры и праведности. И все то
время пока мы лишены возможности отделять города для служащих в Храме
левитов, роль источников истинного света в мире выполняют ешивы, талмуд-
торы, хедеры. Никто не говорит о том, чтобы все евреи навсегда оставили
мирские занятия и все свое время проводили в бейт мидраше. Но без гвардии
Торы, без крепостей Торы, где в чистоте и святости идет непрерываемое ни на
миг учение, наш народ не просуществует и двух поколений.