Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ДВАРИМ"

Сегодняшней главой начинается пятая последняя книга Торы "Дварим", "Второзаконие" в русском переводе. Русское название этой книги довольно точно передает ее содержание. В "Дварим" Моше повторяет все заповеди, полученные им от Б-га и записанные в четырех первых книгах Торы. Завершились сорок лет скитаний по Синайской пустыне, последовавшие за Исходом из Египта. Новое поколение Израиля готовится войти в обетованную землю, но вождь народа Моше не войдет вместе с ними. Он покинет этот мир здесь, на восточном берегу Иордана, уйдет в заранее известный ему час, не оставив за собой ни надгробного монумента, ни триумфальных колонн, никому не известно даже место его погребения. Но останется в этом мире вечно живущий народ Израиля, выпестованный Моше, и Тора, которую он дал ему в наследие.

За несколько дней до своей смерти Моше собрал весь народ, чтобы еще раз разъяснить им все законы Торы. Он не войдет в землю обетованную и не сможет наставлять там, поэтому должен удостоверится что его учение понято до последней детали. Но прежде, чем начать разбор каждого из законов, Моше напомнил народу всю историю его скитаний по пустыне, все его прегрешения перед Б-гом. как бы говоря: так поступали отцы ваши в пустыне, смотрите же, не делайте ничего подобного в земле Обетованной.

Напоминая евреям события последних лет, Моше подробно описывает историю отношений с народами, жившими по границе с Синайской пустыней. С некоторыми из них пришлось померяться силами, с другими же Всевышний строго запретил воевать, даже когда они выходили с оружием в руках против Израиля.

В таких случаях евреи, избегая стычек, отступали в пустыню и обходили враждебное государство стороной. Так случилось с Эдомом, государством потомков Эсава, брата Якова, праотца еврейского народа. Вот слова Моше из сегодняшней главы:

"И сказал мне Г-сподь так: "Полно вам обходить гору эту, поверните к северу, и народу прикажи так: вы проходите по границе братьев наших, сыновей Эсава, живущих на Сеире. Они боятся вас, но берегитесь, не задирайте их, ибо Я не дал вам от земли их пяди, так как Эсаву во владение отдал я гору Сеир". Аналогичное предупреждение получил Израиль, проходя вблизи государства Моавитян потомков Лота: "Не враждуй против Моава и не затевай с ним войны, ибо я не дам тебе от земли его никакого владения, так как сынам Лотовым отдал Я Ар во владение".

Почему Всевышний так строго запретил евреям воевать с Эдомом и Моавом в то время как эдомитяне вышли против них с оружием в руках, а моавитяне постоянно проявляли враждебность к евреям.

Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: Всевышний подчеркивает, что не случайно тот или иной народ живет на своей территории: на то была воля Б-га, как сказано в конце "Дварим":

"Когда всевышний давал уделы народам, когда рассеял сынов человеческих, установил Он границы народов". Войны, международные соглашения, разделы территорий - лишь внешние оболочки, в действительности же сам Б-г устанавливает границы государств, а потому они святы, и никому не дано право их нарушать. Израиль в час, когда вступал в семью народов, должен был хорошо усвоить это правило, глубокая вера в Б-га должна была внушить им уважение к владениям соседних наций.

Все это так, однако проблема в том, что обетованная земля, куда лежал путь Израиля, вовсе не была необитаемой, в ней жили семь ханаанейских народов, земли которых евреи должны были завоевать по велению Б-га. Нет сомнения, что приведенный нами стих: "Когда Всевышний давал уделы народам, рассеял сынов человеческих, установил Он границы народов" относится ко всем народам без исключения. Со стороны Б-га не может быть дискриминации, все границы святы, почему же одни из них евреям было дозволено нарушить, а другие нет? В комментариях Рамбана и Абарбанеля мы находим следующее объяснение.

Б-жественное провидение относится не только к Израилю, получившему Тору, но и ко всем народам мира. От них не требуется исполнения 613 заповедей, но оставаться людьми они обязаны. Если та или иная нация путем жестокости, скотского разврата и несправедливости покончит со своим человеческим обликом, Всевышний вынесет ей приговор. В лучшем случае такой народ изгоняется из своей страны, в худшем - стирается с лица земли, как ушли в небытие древние египтяне, вавилоняне, римляне. Рамбан в своих комментариях углубляет эту тему и показывает, что таков механизм управления миром. Грех разрывает внутреннюю связь между людьми и местом в котором Б-г поместил их. Грех Адама привел к изгнанию его из Рая. Грех поколения потопа привел к тому, что все оно было стерто с лица земли. Строи>тельство Вавилонской башни стало причиной рассеяния людей по всей земле. Эту логику открывает нам Тора в первых своих главах для того, чтобы мы поняли, что Израиль, изгнавший Ханаанейцев из Земли обетованной, действовал лишь как орудие в руках Б-га, наказавшего этот преступный народ. Тора не раз подчеркивает, что трудно было найти на земле людей более развращенных, более далеких от человеческого облика, чем ханаанейцы. Поэтому земля изрыгнула их, как изрыгает человек испорченную пищу, и на их место пришли Израильтяне. Жители Эдома и Моава не были большими праведниками и всячески старались навредить Израилю, однако какое-то подобие человеческого облика они сохранили, поэтому Всевышний строго запретил евреям трогать их: их чаша еще не наполнилась.

Стоит прибавить одно замечание. Все сказанное нашими мудрецами не дает нам право самим решать, что тот или иной народ заслужил изгнания или уничтожения за свои деяния. Решить такой вопрос может только сам Всевышний, и только потому, что Он приказал завладеть Обетованной землей и изгнать ханаанеев, евреи сделали это. Границы остальных государств остались для них святы.

Можно прибавить еще одно объяснение, почему Б-г не позволил Израилю воевать с Эдомом и Моавом. Нет сомнения, что с Б-жьей помощью евреи разгромили бы оба эти государства. Видя, как враги в панике бегут перед тобой, трудно удержаться от гордой мысли: "Сила и мощь руки доставила мне эти победу". В этом была главная опасность. Забыв, что Б-г дарует победы, Израиль стал бы смотреть на себя как на всесильного завоевателя, перед которым ни один народ не может чувствовать себя в безопасности. Чтобы предупредить такие чувства, Всевышний запретил воевать с Эдомом и Моавом. Обходя стороной границы злейших врагов своих, евреи должны были приложить немало усилий, чтобы сдержаться и не обнажить меч. То было своеобразное упражнение, призванное утвердить в умах наших предков одну мысль: есть в этом мире Хозяин. "Он вершит войны, решает их исход и дарует тебе победу. Он дает тебе в наследство одну землю, завещанную твоим отцам, одну и только одну."

СЛУШАЙТЕ БРАТЬЕВ СВОИХ

Одержав несколько внушительных побед над гилеадскими великанами, евреи под предводительством Моше Рабейну приблизились к восточной границе Эрец Исраэль. Здесь их пути расходились: новое не знавшее рабства поколение готовилось вступить в Святую Землю, а Моше должен был навеки остаться на левом берегу Иордана. 41 год возглавлял он еврейский народ, совершал великие чудеса и знамения в Египте, рассек воды Ям Суф, принял Тору из уст Всевышнего на Синае, сорок лет заботился о нуждах евреев в пустыне, учил Торе, судил, упрашивал, уговаривал и умолял... И вот теперь они должны расстаться, а сколь о многом еще необходимо сказать...

Последнее напутствие, завещание царя... Первого швата 2488 года Моше начинает свой марафонский монолог. 37 дней подряд над долинами Моава раздавалась его речь, которую он завершил седьмого адара в день своей кончины. Эта речь и составляет содержание книги Дварим - последней книги Пятикнижия. Такое построение порождает определенную трудность: у неискушенного, т.е. недавно присоединившегося к нам читателя возникает ощущение, что в отличие от предыдущих четырех книг, которые очевидно написаны Самим Всевышним, эту пятую по счету книгу написал Моше и, следовательно, она является плодом человеческого, а не Б-жественного разума!

К счастью, такое предположение ошибочно. В наших руках прямое и непрерывное свидетельство многих тысяч современников тех событий, что вся без исключения Тора, которая находится сейчас в наших руках, составляет пророчество Моше, передавшего нам в чистоте мудрость и волю Творца. Все части этого пророчества получены им от Самого Всевышнего и записаны под Его прямую диктовку в Мишкане. Моше водил по пергаменту кульмусом - тростниковым пером, и буквы слетали с неба и укладывались в ровные строки текста Письменной Торы. Такова была воля Творца, что последняя часть Торы записана от лица Моше. Как бы испытывая нас... "Кто хочет ошибаться, будет ошибаться!"

Еврейские мудрецы называют книгу Дварим Мишнэ Тора - Повторение Торы (отсюда русское не вполне понятное "Второзаконие"). И, действительно, в ней Моше подводит итог всей грандиозной эпопеи Исхода и получения Торы от Самого Всевышнего. В ней воспроизведены многие важные события и полученные на Синае заповеди. Среди них Десять Синайских Речений - корень всех заповедей Торы, Шма Исраэль - строки, выражающие суть еврейской веры и ее принципиальное отличие от всех других религий, в ней Моше раскрывает предысторию греха лазутчиков и другие важные эпизоды, происшедшие в пустыни. Книга Дварим содержит свыше ста(!) заповедей, часть которых впервые появляются в Торе (свыше семидесяти), а часть - около тридцати заповедей - трактует темы, упомянутые в предшествующих книгах. В этой связи возникают два важных вопроса: Если Моше получил всю Тору на Синае, то зачем он ждал сорок лет, прежде чем изложить семьдесят с лишком законов в последние дни своей жизни? В чем смысл повторения объявленных прежде законов?

Внимательный анализ этих заповедей приводит нас к следующему заключению: жизнь по Торе в Эрец Исраэль не похожа на жизнь религиозного человека за границей. Большое число заповедей прямо связано с Землей Израиля и пребыванием на ней еврейского народа, значительная часть заповедей, которые соблюдаются и вне Земли Израиля получают в ней иной статус. Например, заповедь о проживании в шалашах в дни праздника Суккот в память о сорокалетних странствиях евреев в пустыне становилась актуальной лишь с пересечением Иордана и заселением Эрец Исраэль. В пустыне евреи не могли также исполнять заповедь вознесения лулава, совершать восхождения в Храм во времена трех паломнических праздников и т.д. Да и некоторые прежде данные заповеди нуждаются в разъяснении. Повторяются законы против идолослужения и всего, что связано с ним. Во-первых, возникала новая невиданная прежде карта взаимоотношений евреев с язычниками. Прежде в Вавилоне, Месопотамии, Ханаане, Египте евреи- пришельцы, евреи-чужаки сталкивались с реальными хозяевами этих земель. Сегодня они входят хозяевами в СВОЮ страну, страну, которая отныне не потерпит и крупицы идолослужения. По этой же причине повторяются запреты колдовства разных форм, запрет родниться с народами Ханаана, запрет принесения человеческих жертв, запрет делать татуировки по умершим и т.д.

Моше - великий лидер готовится покинуть свой пост. В связи с этим он дает указания по созданию судебной иерархии в Земле Израиля, которая сможет эффективно функционировать и в отсутствии пророка такого калибра как Моше. Для этого Моше излагает законы о Санхедрине - Высшем Суде, царях, законы о неверных гирях и мерах, о телесных наказаниях, истинных и фальшивых пророках, законы о свидетелях, о назначении судей, о человеке, "восстающем" против духовных авторитетов...

Итак, мы не погрешим против истины, если заметим, что пятая книга Торы как в части, обращенной к обществу в целом и к его лидерам, так и в части, обращенной к отдельной личности подготавливает еврейский народ к новой фазе его истории: переходу от жизни в пустыне под прямым, явным и открытым покровительством Всевышнего к жизни в Земле Израиля, где нашему народу предназначено исполнить свою ответственную миссию.

В самом начале своей речи Моше, обращаясь к судьям, приказывает им "...слушать братьев своих, чтобы судить справедливо..." И впоследствии не раз, и не два Моше призывает евреев вслушиваться в его слова. Главная еврейская молитва, которую мы повторяем дважды в день, начинается словами "Слушай, Израиль..." Конечно же это не случайно, и в наставлении СЛУШАТЬ безусловно содержится важное обращение не к одним только судьям (Слушай, ИЗРАИЛЬ! Т.е. ВЕСЬ Израиль). Ведь недаром в еврейском языке глагол "лишмоа" означает одновременно и "слушать", и "понимать". А в понимании нуждаются все! Без него невозможно создать семью, общину, нацию, государство. Выслушать, т.е. понять другого человека составляет азбуку коммуникации, кооперации. "Слушайте братьев своих, слушайте жен и мужей, слушайте своих детей, своих друзей..."

Слушайте и постарайтесь понять, потому что без этого вы не сможете быть счастливыми и служить Б-гу в радости. Урок Торы заключается в том, что именно слушание, а не видение приводит к настоящему пониманию. И поэтому у духовных, по-настоящему умных людей телевидение никогда не вытеснит книгу, и никакое кино не заменит человеческую беседу. И хотя возле Ям Суф и у Синая Б-г открылся евреям с беспредельной ясностью и тем утвердил в их душах веру в Создателя,тем не менее самого глубокого понимания Б-жественности мы достигаем, произнося: "Шма,Исраэль! - Слушай, Израиль! Всевышний - наш Б-г, Всевышний -един!"


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное