Песах - один из величайших еврейских праздников. Время, когда еврейский народ впервые в истории победил в борьбе, отстояв свою свободу. Время, когда евреи вышли из рабства, избавились от гнета законов, установленных властью одного человека.
Был вечер. Женщина спускалась вниз с холма с кувшином воды. Она была беременна; медленно и осторожно ступала по острым камням. Первые звезды появились на небе, осветив прекрасную африканскую ночь. Женщина направлялась к каменному дому.
- Мириам, помоги маме принести воду, - донёсся из дома усталый мужской голос.
- Как нам трудно здесь жить! - сказала женщина, снимая тяжелую ношу. Мы делаем то, что хочет фараон, выполняем его волю, так же как и все остальные - рабы Египта! Почему это все случается именно с нами? - она печальными глазами посмотрела на красоту расстилающуюся вокруг неё.
Голос девочки прервал её мысли.
- Мама, разве мы не дети Авраама? Почему мы так упорно пытаемся забыть о нашем происхождении?
В этот момент мужчина вышел из дома, и женщины замолчали.
- Здесь слишком опасно говорить о таких вещах. Займитесь лучше чем-нибудь другим, - сказал он.
Девочка, видимо, хотела еще что-то сказать, но взгляд взрослых её остановил. Она подошла к костру и долго-долго смотрела на огонь. Мириам чувствовала, что ее родители совершают ошибку, пытаясь забыть о своем происхождении. Она чувствовала, что скоро мир изменится.
Вскоре в их семье родился Моше. По приказу фараона каждый новорожденный еврейский мальчик должен был быть убит. Моше должен был стать исключением, поэтому его сестра Мириам положила младенца в корзинку и отправилась к Нилу.
- Достаточно ли у меня мудрости и веры, - спрашивала она себя, - чтобы менять законы этого мира? Кто я такая, чтобы восстать против власти фараона?
С неуверенностью она поставила корзину, в которой лежал ее брат Моше на воду. По волнам святой реки Египта уносилась колыбелька с маленьким Моше. Его судьба зависела только от решения фараона.
В те времена Египет был очень богатой и могущественной страной. Не было силы в мире, которая могла бы уничтожить власть фараона. Главным богатством Египта была река Нил, ее воды давали жизнь. И как колосья росли и крепчали, так и власть фараона становилась все более сильной и безграничной. ("Как мудр тот, кто создал эту землю..."). Но фараон убедил свой народ что даже Нил существует только потому, что на то есть его воля. Рабы гордились тем, что они служат господину, который имеет такую силу и власть. Однако, существовал один народ, который отличался от окружающих. У них были странные имена, праздники, традиции. Фараон знал, что эти люди могут видеть ограниченность его власти. Их предки происходили из земли Ханаан - страны, в которой вода приходила с дождем, и это никаким образом не зависело от желаний человека. Он решил уничтожить эту нацию непосильным рабским трудом. В таких условиях
было очень трудно соблюдать заповеди. Поэтому многие ассимилировались. И даже Моше, который по воле Всевышенего попал во дворец фараона (дочь правителя нашла корзину с младенцем), зная о своем происхождении, не всегда соблюдал традиции своего народа.
Моше в богатых одеждах сидел под деревом и размышлял.
- Как хорошо быть приближенным к фараону - не чувствовать ни в чем отказа и иметь возможность учиться. Но история, которую мне рассказала моя сестра Мириам, почему-то очень встревожила меня...
- Я не должен верить в эту сказку о едином Б-ге, - Моше терзал себя, он не мог разобраться, где же все-таки, правда.
- Кто создал эту землю? Тот Б-г, в которого так верят евреи либо фараон, который сегодня из-за болезни не смог встать с постели и в которого так верят египтяне?
Его мысли перебил крик - он обернулся и увидел, как слуга фараона убивает еврейского раба. Он посмотрел на убогую одежду и худое тело убитого еврея. Боль и негодование всколыхнуло сознание Моше. Он схватил слугу фараона и одним прикосновением убил его. В этот момент он почувствовал в себе странную силу и, наконец, осознал, что он на самом деле еврей. С его именем связаны многие чудеса, которые произошли потом в земле Египетской. И те десять казней, посланных Всевышним на эту землю, прежде чем фараон отпустил еврейский народ из рабства.
"Авраам, становится поздно, дети уже устали. Все равно они уже ничего не понимают. Может быть, я могу положить их спать?" - сказала молодая женщина своему супругу, который сидел во главе стола. Она была одета в самый лучший наряд и была невероятно хороша собой. "Нет. Это ночь очень важна и даже маленькие дети должны остаться. Кто знает, задумался мужчина, может быть это более важно для них, чем для нас. Позволь им увидеть, как поменяется мир от одного слова Всевышнего. Эта ночь должна остаться в их памяти, в памяти их детей и внуков. Это первая ночь будущего". Женщина интуитивно чувствовала, что что-то меняется в этом мире. На столе у них было мясо барашка, которое Г-дь заповедал евреям принести в жертву. Было сказано, чтобы каждый еврей пометил кровью этого животного двери своего дома. Ангел смерти вошел в город. Он заходил в те дома, которые не были помечены красной отметиной. Для евреев
это было намного больше, чем животное, которое сохранило им жизнь. Это была первая жертва свободы, которую они принесли Б-гу своих отцов. И она была похожа на ту, которую следующие поколения евреев приносили в Храм. Это была ночь незабываемой трапезы. Трапезы, после которой произошёл выход евреев из Египта и одновременно из-под давления человеческой силы. Это была первая ночь Песаха.