Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Раздел Духовность Раздел Стиль Жизни Раздел Семья


Exodus from Egypt Предоставлено: © 1998 Швут Ами

Рувен Пятигорский.

КОГДА ТЫ ВЫХОДИЛ ИЗ ЕГИПТА...

Назначение Седера Песах - что бы каждый пережил свой личный Исход из Египта.

СЕДЕР - ЗНАЧИТ ПОРЯДОК

Седером называется вечерняя трапеза первого дня Песаха. Седер - слово, означающее порядок. Действительно, пасхальная трапеза ведется в строго установленном порядке. За границами Эрец Исраэль Седер проводится и во второй день праздника.

Заповеди пасхальной ночи: рассказ об Исходе, маца, горькая зелень (марор), 4 бокала вина, пасхальная жертва (совершалась во времена Храма). Первая заповедь: есть мацу. В первую ночь Песаха ее обязаны есть все, включая женщин и детей. Для выполнения заповеди надо съесть как минимум 17 гр. мацы за 4 минуты. В остальные дни Песаха нет заповеди есть мацу (но остается в силе запрет на хамец!). Все заповеди Седера обязательны также и для женщин.

Порядок проведения трапезы, включая выполнения всех ее заповедей, можно найти в сидурах, а также в особых сборниках молитв на Песах и отдельных книгах, которые называются Агада шель Песах.

В ходе чтения Агады и проведения Седера пьют четыре бокала вина. Бокал должен вмещать в себя вина объемом как минимум в 150 гр. (другое мнение - 86 гр.). Каждый раз надо отпивать не меньше половины этого количества. Последний бокал выпивают полностью.

Во время Седера принято сидеть опершись (развалившись). Такова поза свободных людей!

РАССКАЖИ СЫНУ СВОЕМУ

Главное в Седере - чтение пасхальной Агады, рассказа об Исходе, сопровождаемого особыми молитвами. Важно уделить внимание детям, разъясняя им смысл происходящего. Чтобы они не заснули, раздайте им орехи, ведите с ними разговоры, дайте им понять, что они полноправные участники трапезы.

Сказано нашими мудрецами: "Всю пасхальную ночь, пока не одолел сон, человек должен заниматься изучением законов праздника Песах или рассказывать об Исходе из Египта и чудесах, совершенных для наших отцов".

Написано в Агаде: "Случай с рабби Элиэзером, рабби Йеошуа, рабби Элазаром бен Азарья, рабби Акивой и рабби Тарфоном, возлежавшими (на пасхальном Седере) в Бней-Браке и рассказывающими (друг другу) об Исходе из Египта всю ту ночь".

Так начинается рассказ, вставленный в текст Пасхальной Агады еще во времена мудрецов Мишны. Он идет сразу за предписанием, обязывающим каждого из присутствующих на Седере поведать хоть что-то о событиях Песаха: "Даже если все мы мудрецы, старейшины и знатоки Торы, на нас лежит заповедь рассказывать об Исходе из Египта". Так говорит Агада шель Песах. Собравшись на Седере, величайшие мудрецы Израиля выполняли то, что им предписывает закон, - вели беседу об освобождении евреев из египетского рабства. Точнее, не просто об освобождении, а о самой его кульминации - о побеге. Побег одного народа из среды другого. Но обратите внимание на слова "рассказывали об Исходе из Египта всю ту ночь". Что значит "ту ночь"? Если подразумевается ночь, когда мудрецы собрались на праздничном Седере, то достаточно было сказать - "всю ночь".

Открываем комментарий на Агаду. "Всю ту ночь" - под этими словами понимается та ночь, когда евреи вышли из Египта. Т.е. мудрецы сидели и говорили друг другу: вот, сейчас они (выходящие из Египта евреи) едят пасхальную жертву; сейчас наступает момент, когда начали погибать египетские первенцы (десятая "египетская казнь"); сейчас прибегает фараон, разыскивающий Моше, и т.д. Мудрецы не просто рассказывали, они участвовали в Исходе.

ХРОНИКА ИСХОДА

У нас нет Хроники событий той ночи. Но при помощи мидрашей можно восстановить общую картину всей недели Исхода, который начался пасхальной жертвой, а завершился "Песней на море". Может, эта хроника поможет вам мысленно перенестись в то время и пережить вместе со всем еврейским народом те незабываемые события... Итак, мы в Египте. Год от Сотворения мира - 2448-й. Теплая весна, месяц нисан.

15 число, четверг, утро. Шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей, пересекают границу Египта и проходят из города Рамсес в местность, которая называлась Сукот.

16 число, пятница. Евреи выходят из Сукот и разбивают лагерь на границе с пустыней в районе Этам.

17 число, суббота. Стоят лагерем.

18 число, воскресенье. Начинается подготовка к долгому путешествию. Сопровождавшие их египетские надсмотрщики теряют терпение: "Кончились каникулы! Фараон отпустил вас на три дня пути. Сюда три дня, здесь один день, три дня обратно. Пришло время возвращаться". Евреи отвечают: "Протрите глаза. Фараон отпустил нас не потому, что добр, а потому, что испугался десяти ударов по Египту". Завязывается спор. В результате излишней горячности несколько египтян погибают, остальные бегут. Чтобы запутать египтян, евреи поворачивают и идут назад. Маневр удался, египетская разведка несется с доносом: "Блуждают по этой стране, заперла их пустыня". Наконец, на берегу моря, около местечка Пи-Ахирот, еврейские колонны встают лагерем.

19 число, понедельник. Надсмотрщики, добравшись до столицы, докладывают фараону, что евреи не собираются возвращаться. Бунт!

20 число, вторник. Фараон проводит срочную мобилизацию и бросается в погоню за евреями. Настигает их у берега моря. Увидев приближение фараона с войском, евреи пугаются и, как обычно в таких случаях, "вопят ко Всевышнему".

21 число месяца нисан, среда (соответствует последнему дню праздника Песах). Цитируем Письменную Тору: "Моше простер свою руку над морем - и навел Всевышний сильный восточный ветер, который дул всю ночь. Расступилась вода - и превратилось море в сушу. Пошли сыновья Израиля по суше через море. Погнались за ними египтяне. И вот... простер Моше руку над морем - и оно вернулось. Обрушилась вода на египтян и накрыла все их войско, так что не осталось ни одного человека. А сыновья Израиля прошли по суше через море. Вода же стояла стеной справа и слева от них". В этот день, к вечеру, запели евреи песню благодарности Всевышнему.

У КАЖДОГО ПОКОЛЕНИЯ СВОЙ ИСХОД

Есть еще один способ вспомнить Исход из Египта. Для этого надо пережить свой личный исход.

Вот что мы нашли в книге рава Хаима Шмулевича, руководителя ешивы Мир, которая спаслась во время войны тем, что в полном составе проехала через всю Россию, оказавшись сначала в Японии, затем в Шанхае, и лишь затем перебралась в Израиль.
Рав Хаим Шмулевич пишет: "День Исхода из Египта стал особой датой еврейской истории. Мы пережили такой же день, когда наш корабль вышел из Владивостока. До последнего момента мы не верили, что спаслись из рук большевиков. Нас провожали военные катера, на нашей палубе сидели морские пограничники. И лишь когда мы оказались в международных водах и русские перешли на свои суда, которые стали удалятся, - лишь тогда мы почувствовали, что чудо свершились - мы свободны! Наши рты начали петь, а ноги плясать... То была самая настоящая песня благодарности Творцу мира"!

Что уж говорить о нас, относительно спокойно покинувших Советский Союз...


Other Topics about Pesach:
From Slavery to Freedom (Russian)
Universal Key to Freedom (Russian)
Lessons of Freedom (English)
Lessons of Freedom (Russian)
The Original Story (Russian)
When YOU were going out of Egypt (Russian)
Laws of Pesach Bekitzur (English)
Philosophy: Four sons (English)
Ones on Passover - story (English)
7th Day of Passover (Russian)
Funny Haggadah shel Pesach (Russian)



Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное