Также известны как Romanus и David.
Умерли в 1015 г., Бенедикт XIII установил день их праздника для
российских и украинских католиков в 1724 году. Борис и Глеб были сыновьями
первого христианского князя России, святого
Владимира Киевского, и Анны Константинопольской, дочери императора
Василия II, болгарского убийцы. Мальчики были окрещены Романус и Давид.
После смерти Владимира княжество было разделено между его сыновьями,
но их старший сводный брат Святополк захотел править один.
Бориса предупредили о планах брата, но когда собралась армия его защитников,
он отпустил их, объяснив, что не может поднять руку на брата,
занявшего место своего отца. Со своим помощником Борис провёл ночь в молитвах
на берегу реки Алта (Alta), говоря, как грустно прощаться с «прекрасным светом» дня
и своим «прекрасным и красивым телом». Утром банда сторонников Святополка
напала на Бориса с пиками в то время как он молился за них.
По пути в Киев разбойники обнаружили, что он всё ещё жив, и добили
его мечами.
Святополк под ложным предлогом дружбы пригласил Глеба в Киев.
В пути на лодку Глеба на Днепре возле Смоленска напали вооружённые люди.
Он умолял их сжалиться, отказываясь сопротивляться.
Когда он понял, что их не убедить, то смирился со смертью, говоря,
«Я в ваших руках и в руках моего брата, вашего князя, меня убьют; не знаю за
что; но Ты, Господи, знаешь. И я знаю, о мой Господь, что Ты сказал Своим
апостолам, что за Твоё имя будут налагать руки и предавать родственники и
друзья, и брат пойдёт на брата». Говорят, что смертельный удар ему нанёс
повар, который подошёл сзади и перерезал ему горло «как мясник убивает овцу».
В 1020 году другой сын Владимира, Ярослав, схватил Святополка, который
умер во время побега в Польшу. Ярослав захоронил тела Бориса и Глеба в
церкви святого Василия в Вышгороде. На их могилах были отмечены чудеса,
и это место стало местом паломничества.
С самого начала, высочайшие побуждения характеризовали их
смирение - нежелание противостоять несправедливости силой и жестоко
сопротивляться старшему брату.
Хотя их не считали мучениками в традиционном смысле, Русская Церковь
воспринимала их страстотерпцами, невинными людьми,
которые не хотели умирать, но отказались защищать самих себя, по своей воле
покорившись смерти, как Христос.
Греческие иерархи, очевидно, не до конца поняли смысл этого, но народное
чувство среди русского народа было таким сильным, что они согласились
канонизировать братьев. Считается, что Борис - покровитель Москвы
(Attwater, Benedictines, Delaney, Fedotov, White).