Также известна как Macrina the Younger. Родилась в Кесарии,
Капподокия, ок. 327 г.; умерла в Понте, в декабре 379.
Макрина выросла, окружённая святыми. Её бабушкой по отцу была
Макрина Старшая,
а братьями - свв. Василий,
Григорий Нисский и
Пётр Себастийский.
Все четверо были среди десятерых детей свв. Василия и
Эммелии.
Макрина получила хорошее образование от своей матери, учившей её читать не
по классическим стихам, а по библейским Книгам Мудрости.
Эммелия также учила её прядению, ткацкому искусству и ведению домашнего
хозяйства. В 12 лет она был обручена с молодым законоведом, но когда её
жених неожиданно умер, привлекательная девушка решила посвятить свою жизнь
Богу, помогая воспитывать детей.
Как старший ребёнок, она оказывала сильное влияние на младших братьев.
Когда, как и все маленькие мальчики, они выказывали повышенное
самомнение о своих умственных способностях, она остужала их нежными, но
язвительными насмешками. В частности, Григорий пишет, что когда Василий
вернулся из афинского университета, «кичившийся безмерно своим ораторским
красноречием», Макрина настолько хорошо научила его смирению, что тот
отказался от собственности и стал монахом.
Своему самому младшему брату Петру она была «отцом, учителем,
советчиком, матерью и хорошим примером,» так как
Василий Старший умер вскоре
после рождения мальчика. Её пример побуждал их искать совершенство и любить
Бога превыше всего. Её труды принесли добрые плоды: Василий, Григорий и
Пётр стали епископами, главными защитниками православия от арианской ереси.
Другой брат, статный Наукратий (Naucratius), стал отшельником, отправлявшимся
в море ловить рыбу для бедняков. Он умер трагически рано. В то время Макрине
нужно было стать поддержкой и опорой для своей матери.
После смерти отца (ок. 370), мать и дочь приняли решение жить так, как живут
слуги. Очень скоро они переехали в семейное имение Аннеси на реке Ирис в
Понте и образовали иноческую общину, для которой Макрина написала устав, и
жили в ней, погружённые в молитвы и размышления (Annesi, Iris).
Бедных и голодных женщин она часто приводила домой и заботилась о них.
Постепенно многие из них вступали в общину, как делало множество женщин из их
социального круга. Однажды у Макрины начался рак, причинявший ей сильные боли,
но её вылечила Эммелия, сделав над ним Знак Креста, и он принял вид
чёрной отметины.
Макрина возглавляля общину после смерти своей матери вплоть до собственной
смерти. Она распродала всё, что осталось от их имения в пользу бедных,
и жила, как и другие монахини тем, что могло быть добыто трудом их рук. Эта
община подвигла их брата Василия стать основателем Восточного монашества,
чей устав используется в разных видах всеми монахами Восточной Церкви.
Василий умер в начале 379, и Макрина тяжело заболела девять месяцев спустя.
Григорий Нисский, встретив её после восьмилетнего отсутствия, когда вернулся в
свою епархию из ссылки, нашёл её в сильной горячке, очень слабой, лежащей на
постели из двух досок.
Она с радостью и любовью утешала и ободряла его, а её слова о вечной жизни
настолько глубоко его тронули, что легли в основу
его трактата De anima et resurrectione (О душе и воскресении).
Она мирно почила после Вечерней молитвы, почти неслышно повторяя:
«Ты освободил нас от страха смерти. Ты соделал конец этой жизни началом
настоящей жизни... Наступит время, когда Ты возьмёшь то, что дал,
преобразив благодатью и бессмертием наши бренные жалкие останки...
Да будет душа моя принята в Твои руки, незапятнанная и неосквернённая,
как приношение Тебе.» Она была столь бедна, что было нечем накрыть её тело,
чтобы отнести на погост, кроме старого капюшона и грубого покрова; тогда
Григорий накрыл её полотняной епископской мантией.
На шее она носила железный крест и кольцо. Григорий передал крест
монахине по имени Вестиана (Vestiana), а себе оставил кольцо, в котором
находились частицы Истинного Креста.
Епископ Араксий (Araxius), святой Григорий и ещё два священника сами несли похоронные
носилки в погребальной процессии, теснимые напирающей толпой,
и всю дорогу до места погребения у церкви Сорока мучеников хором пелись псалмы,
перебиваемые стенаниями женщин. Макрину уложили в склеп рядом с матерью.
Свидетельства о её жизни и обращении были записаны её братом Григорием,
остававшимся с ней до самой её смерти (Attwater,
Benedictines, Clarke, Delaney, Farmer, Husenbeth, Kiefer, Walsh).