Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 3 июля


Святые 3 июля
Праздник святого апостола Фомы
Апостол Фома

I век; объявлен апостолом Индии Папой Пием VI в 1972 г.; день раньше отмечался 21 декабря.

Фома, возможно, родился в Галилее в скромной семье, но нет сведений о том, что он был рыбаком. Будучи иудеем, он стал апостолом Христовым, о чём не сохранилось свидетельств. Его имя сирийское и означает «близнец», также его называли Didymus, что с греческого переводится также. Во Франции его называют Jumeau, что тоже означает «близнец».

Фома упоминается в Евангелии, когда он усомнился в том, что Христос действительно воскрес из мёртвых, «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Восемь дней спустя Христос пришёл к нему и сказал «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома припал к Его ногам, говоря «Господь мой и Бог мой!» и «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:27-29). Этот случай положил начало выражению «Фома неверующий».

Чтобы не упрекнуть Фому в отсутствии веры, вспомним, что он был человеком, который неустанно искал правду. Как любопытный ребёнок, он постоянно задавал вопросы. Ранее, когда Иисус сказал своим ученикам, «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я», озадаченный Фома смело попросил Господа объяснить: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Иисус ответил, «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:2-7).

Когда встревоженные ученики не хотели, чтобы Иисус пошёл воскрешать Лазаря из мёртвых, потому что «давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Фома предложил «пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16).

Сведения о миссионерской деятельности Фомы не всегда надёжны, но чаще всего считают, что он проповедовал в Индии. В Acta Thomae говорится, что когда апостолы делили между собой мир для своих миссионерских трудов, Фоме досталась Индия, но он сказал, что недостаточно здоров, и что иудей не может учить индийцев, даже видение Христа не смогло заставить его передумать.

Затем перед купцом Аббаном явился Христос и Фома был продан в рабство для короля, правившего частью Индии. Когда Фома увидел это, то сказал, «Как Ты хочешь, Господи, пусть так будет».

При индийском дворе, Фоме, как плотнику и строителю, было приказано построить дворец. В отсутствии короля, однако, Фома ничего не строил, а потратил все 20 серебряных слитков, данных ему королём, на дела милосердия.

Когда король вернулся, то заключил Фому в темницу, намереваясь содрать с него кожу. В тот момент умер брат короля, и когда ему показали место на небесах, которое подготовил Фома королю своими добрыми делами и позволили вернуться на землю, то он предложил королю выкупить то место для себя. Король отказался, выпустил Фому и был им крещён.

На берегу Малабара есть христиане, считающие себя потомками тех, кого обратил Фома. Считается, что он построил здесь семь церквей, был пронзён копьём на «Большом Холме» возле Мадраса и похоронен в Милапоре. По одной легенде он был убит за то, что убеждал одну женщину, Мигдонию, расторгнуть брак с её мужем Харизием (Charisius).

Очень возможно, что Фома попал в Индию миссионером. Индийские христиане, особенно в Керала, часто называют себя «христианами святого Фомы», а в церкви Милапора есть крест VI века, на котором есть надпись о нём. В 1522 году португальцы обнаружили предполагаемую могилу, и часть мощей сейчас находятся в соборе Святого Фомы в Милапоре.

Большая часть остатков скорее всего были перенесены в VI веке в Эдессу, Месопотамия, о чём указывается в Acta Thomae. Далее они перемещались в разные места и напоследок обрели покой в Ортоне в Абруцци, где покоятся до сих пор. Согласно Евсевию, Фома благовествовал в Парфии.

Деяния святого были в III-IV вв. записаны в Acta Thomae. Это один из самых распространённых и исключительно интересных раннехристианских апокрифов, однако он является не более чем популярным чтением, написанным в интересах ложных гностических учений (например о необходимости добродетельного безбрачия хриситиан).

Тем не менее сомневающийся Фома развеял сомнения многих во время своих миссионерских поездок. Он отвечал на вопросы других с детским, любящим сердцем, наученный Христом. Индийцы отмечают dies natale Фомы 1 июля (Attwater, Benedictines, Bentley, Brown, Delaney, Encyclopedia (декабрь), White).

Существует несколько апокрифических трудов, приписываемых святому Фоме:
Евангелие от Фомы
Смерть апостола Фомы

В искусстве святого Фому обычно изображают в виде человека средних лет, с инструментами плотника. Его также можно увидеть (1) с копьём, иногда с мечом или кинжалом; (2) касающимся ран Христа; (3) ловящим пояс, оброненный Пресвятой Девой во время Её Вознесения; или (4) изгоняющим беса из дочери индийского короля (Roeder). Иногда Фома изображается пожилым человеком, держащим стрелу или проткнутым ею; или преклонённым на колени перед Христом; или с рейсшиной (T-square) (White).

Вот одно из изображений святого Фомы в Интернете:
Caravaggio Неверие св. Фомы

Святого Фому считают апостолом Индии. Он покровитель архитекторов, строителей, плотников, каменщиков, геометров, теологов (Roeder), других строительных рабочих, слепых (из-за своей случайной духовной слепоты), Индии и Пакистана (White).

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное