I век; объявлен апостолом Индии Папой Пием VI в 1972 г.;
день раньше отмечался 21 декабря.
Фома, возможно, родился в Галилее в скромной семье, но нет сведений о том,
что он был рыбаком. Будучи иудеем, он стал апостолом Христовым, о чём не
сохранилось свидетельств. Его имя сирийское и означает «близнец», также
его называли Didymus, что с греческого переводится также.
Во Франции его называют Jumeau, что тоже означает «близнец».
Фома упоминается в Евангелии, когда он усомнился в том, что Христос
действительно воскрес из мёртвых, «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и
не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не
поверю» (Ин. 20:25).
Восемь дней спустя Христос пришёл к нему и сказал «подай перст твой сюда и
посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим,
но верующим». Фома припал к Его ногам, говоря «Господь мой и Бог мой!»
и «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие
и уверовавшие» (Ин. 20:27-29). Этот случай положил начало выражению
«Фома неверующий».
Чтобы не упрекнуть Фому в отсутствии веры, вспомним, что он был человеком,
который неустанно искал правду. Как любопытный ребёнок, он
постоянно задавал вопросы. Ранее, когда Иисус сказал своим ученикам,
«Я иду приготовить место вам.
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе,
чтобы и вы были, где Я», озадаченный Фома смело попросил Господа объяснить:
«Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Иисус ответил,
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»
(Ин. 14:2-7).
Когда встревоженные ученики не хотели, чтобы Иисус пошёл воскрешать Лазаря
из мёртвых, потому что «давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?»
Фома предложил «пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16).
Сведения о миссионерской деятельности Фомы не всегда надёжны, но
чаще всего считают, что он проповедовал в Индии.
В Acta Thomae
говорится, что когда апостолы делили между собой мир для своих
миссионерских трудов, Фоме досталась Индия, но он сказал, что недостаточно
здоров, и что иудей не может учить индийцев, даже видение Христа не смогло
заставить его передумать.
Затем перед купцом Аббаном явился Христос и Фома был продан в рабство
для короля, правившего частью Индии. Когда Фома увидел это,
то сказал, «Как Ты хочешь, Господи, пусть так будет».
При индийском дворе, Фоме, как плотнику и строителю, было приказано
построить дворец. В отсутствии короля, однако, Фома ничего не строил, а
потратил все 20 серебряных слитков, данных ему королём, на дела милосердия.
Когда король вернулся, то заключил Фому в темницу, намереваясь содрать с
него кожу.
В тот момент умер брат короля, и когда ему показали место на небесах,
которое подготовил Фома королю своими добрыми делами и
позволили вернуться на землю, то он предложил королю выкупить то место для
себя. Король отказался, выпустил Фому и был им крещён.
На берегу Малабара есть христиане, считающие себя потомками тех, кого
обратил Фома. Считается, что он построил здесь семь церквей, был
пронзён копьём на «Большом Холме» возле Мадраса и похоронен в Милапоре.
По одной легенде он был убит за то, что убеждал одну женщину, Мигдонию,
расторгнуть брак с её мужем Харизием (Charisius).
Очень возможно, что Фома попал в Индию миссионером.
Индийские христиане, особенно в Керала, часто называют себя «христианами святого
Фомы», а в церкви Милапора есть крест VI века, на котором есть надпись о нём.
В 1522 году португальцы обнаружили предполагаемую могилу,
и часть мощей сейчас находятся в соборе Святого Фомы в Милапоре.
Большая часть остатков скорее всего были перенесены в VI веке в Эдессу,
Месопотамия, о чём указывается в Acta Thomae. Далее они перемещались в
разные места и напоследок обрели покой в Ортоне в Абруцци, где покоятся до сих
пор. Согласно Евсевию, Фома благовествовал в Парфии.
Деяния святого были в III-IV вв. записаны в Acta Thomae.
Это один из самых распространённых и исключительно интересных
раннехристианских апокрифов, однако он является не более чем популярным
чтением, написанным в интересах ложных гностических учений (например о
необходимости добродетельного безбрачия хриситиан).
Тем не менее сомневающийся Фома развеял сомнения многих во время своих
миссионерских поездок. Он отвечал на вопросы других с детским, любящим
сердцем, наученный Христом. Индийцы отмечают dies natale Фомы 1
июля (Attwater, Benedictines, Bentley, Brown, Delaney, Encyclopedia (декабрь), White).
Существует несколько апокрифических трудов, приписываемых святому Фоме:
В искусстве святого Фому обычно изображают в виде человека средних лет,
с инструментами плотника. Его также можно увидеть (1) с копьём, иногда с
мечом или кинжалом; (2) касающимся ран Христа; (3) ловящим
пояс, оброненный Пресвятой Девой во время Её Вознесения; или (4)
изгоняющим беса из дочери индийского короля (Roeder).
Иногда Фома изображается пожилым человеком, держащим стрелу или
проткнутым ею; или преклонённым на колени перед Христом; или с рейсшиной (T-square) (White).
Святого Фому считают апостолом Индии. Он покровитель архитекторов,
строителей, плотников, каменщиков, геометров, теологов (Roeder), других
строительных рабочих, слепых (из-за своей случайной духовной слепоты), Индии и
Пакистана (White).