Родился в Лондоне, Англия, в 1478 году, умер там же, в 1535, канонизирован
Папой Пием XI в 1935 году как «мученик папства», его день ранее отмечался 6 июля.
«Если я собъюсь, Святое Причастие
поможет мне вспомнить.
Если ежедневная суета даст мне повод оскорблять моего Бога,
я снова вооружусь для битвы на каждый день получением Евхаристии.
Если мне понадобится особенный свет и благоразумие, чтобы выполнить свои
тягостные обязанности, я приближусь к своему Спасителю,
чтобы найти у Него наставление и свет»
--святой Томас Мор
«То, благий Господи, о чём мы просим,
дай нам Твоей благодатью их заработать.»
--святой Томас Мор.
«Скорее напишешь ересь, чем ответишь за неё.»
--святой Томас Мор.
Томас Мор обучался в Кэнтербэри Холл, Оксфорд, и читал лекции по праву в
Иннс оф Корт, куда его пригласили в 1501 году (Canterbury Hall, Inns of Court).
Томас был счастлив в лоне своей семьи в Челси, где под одной крышей жили три
поколения, а поэты, учёные и гуманисты собирались чаще, чем при королевском дворе.
Генрих VIII был человеком яркой индивидуальности и магнетизма, даже сэр
Томас не устоял перед его обаянием. Дочь Томаса, Маргарет, вышла замуж за
Ропера (Roper), который так отзывался о дружбе Мора с Генрихом VIII:
когда король заканчивал молиться по святым дням, он любил разговаривать с
Мором на разные темы, часто далеко заполночь. Мор часто оставался ужинать
с королём и королевой. Томасу хотелось два дня в месяц проводить с семьёй,
но его звали ко двору, поэтому ему приходилось стараться меньше угождать
королю, чтобы тот сам приезжал в Челси. Вскоре он понял, что причуды Генриха
могут оказаться опасными для его здоровья и жизни.
Мор в юности хотел стать священником или присоединиться к ордену францисканцев,
но его отговорил исповедник. В 1505 он женился на Джэйн Кольт (Jane Colt), хотя
поговаривали, что он предпочитал её младшую сестру. Она родила ему четырёх
детей: Маргарет (вышедшая замуж за Ропера); Елизавету, Сесилию и Джона.
По вечерам Джэйн обучалась, поскольку Томас хотел, чтобы она стала
учёным, или пела и играла на клавикордах. Джэйн умерла в 1510 г.
Вскоре после смерти Джэйн он женился на Алисе Миддльтон (Alice Middleton), женщине в возрасте.
Маргарет, старшему ребёнку, было тогда 5 лет. Алиса была необразованной,
но у неё было прекрасное чувство юмора. Томас упрекал её в тщеславии, а она его
- в недостатке амбиций.
Мор очень заботился об образовании своих детей, в особенности Маргарет.
Его дом напоминал зверинец: в нём были птицы, обезьяны, лисы, хорьки,
куньи и т. д.
Несмотря на отсутствие амбиций, Мор быстро завоёвывал влияние в общественной
жизни. Он был известным юристом и его избрали в Парламент в 1504 году (в
возрасте 22 лет). В 1510 его назначили помощником шерифа Лондона; в 1518 -
секретарём Генриха VIII; в 1521 ему присвоили рыцарский титул; в 1523
выбрали спикером Парламента; в 1529 - лорд-канцлером, сменив на этом посту
кардинала Уолси (Wolsey). Тем не менее, он не прекращал читать, обучаться и
писать, став больше известным как учёный, а не как юрист. Всё же он был реалистом и
написал Utopia (1516), «философии нет места среди королей... невозможно,
чтобы всё было хорошо, пока все люди не станут хороши, что, я думаю, будет
невозможно ещё очень долго.»
Он ненавидел роскошь и всемирную славу. Ложь и лесть при дворе вызывали у
него отвращение. Ему досаждало постоянно быть готовым выполнять королевские приказы.
Он чувствовал, что жизнь учёного способствует добродетелям, благочестию и
служению ближнему.
Благочестие и религия были целью его жизни. Он считал гордость помехой
просвещению. Просвещение должно вызывать стремление отказаться от роскоши
и земных благ, а вызывать дух добросердечности.
Во время правления Генриха 12 000 человек были осуждены на казнь за
воровство. Как канцлер, Томас сомневался в том, что смертную казнь стоило
применять по отношению к еретикам.
Мор был во главе гуманистов, лучше других он знал греческих и латинских
классиков, приветствовал Возрождение и был сторонником реформ в Церкви,
в то же время основываясь на средневековых католических традициях.
Он дружил с Эразмом Роттердамским. В 1527 Эразм писал в письме,
«Я написал Восхваление Фолли в мирное время, чего никогда бы не сделал,
если б предвидел эту бурю» - Реформацию.
И снова, Эразм пишет в письме монаху, собирающемуся оставить монастырь:
«Я никого не вижу, кто бы становился лучше, но все становятся хуже,
так что я глубоко сожалею, что когда-то проповедовал свободу духа.
Чего я желал тогда, чтобы сокращение внешней обрядовости приведёт к
увеличению истинного благочестия. К чему это привело - ритуалы так
уничтожены, что на их место пришло не свобода духа, а необузданное
торжество плоти. Что за свобода, которая не даёт нам молиться и
совершать жертвоприношения на Мессе?»
Томас Мор не считал, что его Utopia, написанная на латыни,
может быть свободна прочитана простыми людьми.
Томас был заключён в Тауэр за то, что он не помогал Генриху VIII
бороться против Екатерины Арагонской, а поддерживал Папу как главу Церкви
Англии. Томас не желал умирать. «Я не настолько свят, чтобы осмеливаться
стремиться к смерти», заявлял он, «будь я так самонадеян, Бог бы поразил меня.»
Но он не мог смириться с тем, что Генрих VIII был главой церкви.
Он отказался от должности и не поддержал развод короля.
Томас Мор и Джон Фишер, два самых благородных человека, которые когда-либо
были в Англии, оба были отправлены в Тауэр в 1534 году, за отказ принести
Присягу преемственности, что обязало бы их признавать детей Анны Болейн
наследниками престола. Оба заявили, что поклянутся в верности любому потомку
короля, которых выберет Парламент. Однако это не устраивало Болейн.
Следующий Парламент принял Акт Верховенства, в котором считалось
государственной изменой не считать короля единственным главой Церкви в Англии.
Мор предстал перед судом на основе ложных показаний Ричарда Рича (Richard Rich), где сам
себя защищал от обвинений в государственной измене.
Он непоколебимо отстаивал нерасторжимость брака и главенство Папы.
После того, как приговор был вынесен, он нарушил молчание. Стоя на эшафоте,
он просто сказал, «Я всегда был хорошим и верным слугой королю, однако Бог превыше».
(Benedictines, Bentley, S. Delany)
В искусстве святой Томас носит головной убор учёного, меховую мантию и
цепь канцлера Англии. Его могут окружать Чаша для Причастия, гостия, символы
папской власти. (Есть необычная картина Антуана Карона (Antoine Caron) в музее
Блуа, где он изображён стариком с длинной бородой, окружённый римскими (sic)
солдатами, а на пути на казнь на шею ему бросается дочь (Roeder).
Из сочинений святого Томаса
«Несомненно, что Христос мог лишить апостолов сна, если бы Он того желал
в абсолютном и неограниченном смысле. Но в действительности Его воля была
ограничена условием того, чтобы они сами захотели это, и
захотели так, чтобы каждый делал всё, чтобы выполнить внешнее указание, данное
Христом и содействовать побуждениям Его внутренней поддержки.
Вот так же Он хочет, чтобы все были спасены и никто не подвергся бы вечному
мучению, то есть всегда выполняя Его любящую волю, не идя наперекор ей своей
своенравной злобой. Если же кто упорствует, того Бог не хочет принимать на
небесах против его воли, как если бы Он не мог обойтись без наших услуг там и
не смог продолжать славно царствовать без нашей поддержки.
В самом деле, если бы Он не мог обойтись без нас, Он бы тотчас наказал за прегрешения,
которые сейчас терпит, ради нас же, ожидая, что Его доброта и терпение приведут нас к
раскаянию. Но мы в это время отвергаем эту великую милость, добавляя грех ко
греху, собирая (как говорит апостол)
"гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога" (Рим. 2:5).
Хоть мы и отвергаем Божию доброту и почиваем на подушках своих грехов,
Он будит нас время от времени, трясёт нас, ударяет нас, делает всё, чтобы
разбудить нас посредством несчастий. Но, хотя Он и показывет Свою любовь
даже в Своём гневе, большинство из нас по своей огромной человеческой глупости,
превратно истолковываем Его действия и представляем себе такую великую благодать
как несправедливость, а на самом деле (если б мы могли мыслить здраво) нам надо было
бы молиться неустанно и горячо, чтобы Он наставлял нас на праведный путь, когда
отклонились от него, даже когда мы и сами не желая того, боремся с Ним.
Так мы должны просить, чтобы увидеть направление и с Церковью мы должны сказать
Богу, "От слепоты сердца, избавь нас, Господи".
И вместе с пророком нам надо сказать, "Научи меня выполнять Твою волю" и
"Покажи мне Твои пути и обучи пройти Твоей дорогой".
Также нам надо страстно хотеть бежать за Тобой, о Боже, по запаху Твоих благовоний,
сладчайшему аромату Твоего Духа. А если мы устанем в пути (как почти всегда и
делаем) и отстанем позади так далеко, что едва сможем следовать на расстоянии,
то скажем тогда же Богу, "Возьми меня за правую руку" и "Проведи меня Твоим путём".
А если нас так поборет усталость, что не будет у нас желания идти,
когда станем изнежены и ленивы, попросим Бога тащить нас вперёд, хотя бы мы и
упирались. Наконец, когда мы сопротивляемся, когда Он мягко тянет нас,
упрямящихся воле Божией, и нашему же спасению, глупых, как кони и
мулы, у которых нет разума, нам стоит скромно попросить у Бога самыми подходящими
словами пророка: "Обуздай мне челюсти уздою и удилами, чтобы они покорялись
Тебе". (Пс. 31:9)»