Также известен как Ephrem, Ephraem, Ephraim.
Родился ок. 306 г. в Низибии (Nisibis), Сирия, Месопотамия; умер в Эдессе
(Edessa) Ирак, 9 июня 373 г.; объявлен учителем Церкви в 1920 г. Папой
Бенедиктом XV; его день раньше отмечался 18 июня и 1 февраля.
Ефрем всю свою жизнь провёл в родной Месопотамии (Сирия).
Долго считалось, что он был сыном языческого жреца, но сейчас полагают, что его
родители были христиане. Получил крещение в возрасте восемнадцати лет,
служил под началом святого
Иакова Низибийского, стал во главе школы, им основанной, и, возможно,
сопровождал его на Соборе в Никее в 325 г.
Сирийские источники приписывают освобождение Низибии от персов в 350 г.
его молитвам, однако когда в 363 г. Низибия при императоре Иовиане (Jovian)
перешла к персам, он обосновался в пещере возле Эдессы на римской территории.
В Эдессе (Урфа по-иракски), где находилась знаменитая богословская школа,
он написал большинство своих произведений.
Предание гласит, что он посетил святого Василия в Кесарии в 370 г., а
возвращаясь, помогал смягчать последствия голодной зимы 372-73 гг.,
раздавая пищу и деньги нуждающимся и помогая бедным (одна из забот дьякона).
Из всех произведений Ефрема прежде всего выделяются его стихотворные
проповеди, предназначенный для чтения вслух, и гимны.
Последние, в частности, создавалось для пения в народе, они были
назидательного свойства, и часто на злобу дня были направлены против различных
ересей (Attwater). Огромная его заслуга состоит в том, что он ввёл гимны в
общественное применение. Особо стоит отметить его низибийские гимны и
песни на времёна года. Некоторые из этих произведений можно найти на сайте
New Advent Super Site:
Произведения, приписываемые ему, до сих пор широко используются в
сирийских церквях, а слава о нём распространилась в грекоговорящем мире ещё
до его смерти. Английские гимны «Прими, о Господи, на Небесах/Наши молиты»
и «Дева, совершенно изумительная», это переводы сирийских оригиналов святого
Ефрема.
Он написал толкования на большое количество книг Библии, и собственный
«Завет», к которому, возможно были внесены добавления позже другим автором.
Он опровергал ереси, особенно арианскую и гностическую, и написал на эту
тему Последний Суд.
Все работы святого Ефрема написаны в возвышенном, цветистом стиле,
полны образности: даже будучи богословом, он писал как поэт.
Он всегда считался великим учителем сирийских церквей, а множество его работ
издавна были переведены на греческий, армянский и латынь.
Ефрем посвятил себя Богоматери. Его часто приводят в пример, говоря о
Непорочном зачатии Приснодевы, благодаря его абсолютной убеждённости в
безгешности Марии. Его часто цитируют другие авторы, но нам не хватает
критичности, что затрудняет дальнейшие исследования.
Его называют «Арфой Святого Духа,» а также Учителем Церкви, как единственного
сирийца, удостоившегося такой чести. Его особо чтят в Восточной Церкви
(Attwater, Delaney).
В искусстве святой Ефрем - отшельник, сидящий на колонне.
Над ним на небесах могут быть огненные столбы. Его также иногда показывают
(1) в пещере с книгой, (2) с крестом у бровей, указывающего вверх, или (3)
с глазами, устремлёнными ввысь, наполненные слезами (Roeder).
Вот несколько изображений Ефрема в Сети:
Умерла ок. 311; её день раньше отмечался 8 октября, как он и отмечается
сейчас на Востоке. Всего в римском календаре есть шесть святых по имени
Пелагея (что означает «морская», как и Марина). Некоторые из них могут быть
выдуманы, остальные, возможно, и нет. Пелагея этого дня была пятнадцатилетней
мученицей из Антиохии. Истории о ней - это набожные выдумки, положившие начало
целой серии поздних рассказов о Марине, Маргарите, Ефросинье, Евгении и других.
Самая известная история о Пелагее 8 октября, прозванная Маргарито или
Маргарет из-за её прекрасных жемчужин, когда она ещё была распущенной танцовщицей
или актрисой в Антиохии. В то время, когда там собрался синод, она попалась
на глаза епископу
святому Нонну
Эдесскому (Nonnus) и привлекла его внимание. Он сказал, «Эта девушка - урок нам,
епископам. Она более заботится о своей красоте, чем мы о своих душах и о своей
пастве.»
На следующий день она пришла на его проповедь. Это подвигло её на раскаяние
и она решила креститься. Она оставила своё имущество Нонну, чтобы он отдал
его бедным и отправилась в Иерусалим, переодетая в мужское платье.
Она жила отшельницей в пещере на горе Оливии, взяв имя Пелагий (Olives, Pelagius).
Остаток жизни она провела в аскезе и покаянии.
Известная как «безбородый монах», её пол оставался нераскрытым до её смерти
несколькими годами позже.
Более историческая версия рассказывает нам о том, что Пелагея была
ученицей святого
Луциана. Когда солдаты пришли схватить её, она попросила
переодеться. Под этим предлогом она поднялась к себе
и бросилась с крыши в попытке избежать позора. К несчастью, она разбилась.
Святой Иоанн
Златоуст, житель Антиохии, написал в её честь две проповеди,
в которых прославлял её смелость, которой он приписывал божественное
происхождение. Её имя также упоминается в каноне святого Амбросия
(Attwater, Benedictines, Delaney, Encyclopedia, Farmer, White).
Святую Пелагею обычно изображают крестимой
святым Нонном.
Ещё её показывают (1) молящейся перед распятием в своей келье в пещере;
(2) как монахи обнаруживают перед её смертью, что она женщина;
(3) процессия приносит её тело в Иерусалим; или (4) слушающей
проповедь святого Нонна (Roeder).
Пелагея - покровительница актрис и кающихся (Roeder).