Родился в Кредитоне, Девоншир, Англия, в 680 году, умер в Доккуме,
Фрисланд, в 755 году (Crediton, Devonshire, Dokkum, Friesland).
Будем твёрдо стоять на том,
что праведно и приготовляет наши души к суду... Не будем ни собаками, что не
лают, ни немыми зеваками, ни наёмниками, что разбегаются перед
волками. --Святой Бонифаций
Бонифаций, крещёный как Уинфрид (Winfrid, Wynfrith), хотел стать монахом ещё
в возрасте пяти лет, после того, как встретился с гостями из монастыря.
Начал образование с семи лет в монастырской школе возле Эксетера и в
возрасте 14 лет закончил её в аббатстве бенедиктинцев в Нёрслинге возле
Уинчестера (Exeter, Nursling, Winchester).
Здесь он обучался у Уинберта (Winbert), стал монахом, и в конечном счёте стал
директором и известным учителем школы. Он написал первую латинскую грамматику,
изданную в Англии.
Уилфрид был рукоположен в 30 лет и успешно преподавал и проповедовал, но
хотел вместе со
святым
Уиллибрордом (Willibrord) поехать в миссионерскую поездку во Фрисланд.
Выпросив, наконец, разрешение у противившегося этому настоятеля, Уинфрид с двумя
спутниками отправился в путь. Его первое миссионерское путешествие весной
716 года окончилось неудачей из-за сопротивления язычников и неблагоприятной
политической обстановки, и он был вынужден вернуться в Англию осенью этого
же года. Монахи Нёрслинга пытались заставить его остаться, выбрав его настоятелем
после смерти Уинберта, но он отказался, зная, что Бог призывает его быть
миссионером. В 718 году он поехал к
святому Папе Григорию
II в Рим, который отправил Уилфрида проповедовать язычникам в Германию
и дал ему имя Бонифаций.
Полный надежд, он выехал из Рима, пересёк нижние Альпы, Баварию
и прибыл в Гессе (Hesse). Здесь он с успехом проповедовал.
Вскоре после прибытия он узнал о смерти вождя язычников Радбода (Radbod).
Надеясь, что ему больше повезёт, если вождя язычников можно будет обратить,
Бонифаций вернулся во Фрисланд и работал там с Уиллибрордом.
Знаменитый евангелист хотел сделать Бонифация своим помощником и преемником,
но он отказался, поскольку считал, что его миссия не ограничивалась только
одной епархией. Опасаясь, что его смогут переубедить, Бонифаций возратился в Гессе.
В 722 году его вызвали в Рим, где поручили взять одну из епархий в
Германии. Григорий вручил ему письмо, которое нужно было доставить могущественному
Карлу Мартелю (Charles Martel). В Германии доставка этого письма обеспечивала ему
покровительство Мартеля.
По прибытии обратно в Гессе, Бонифаций решил в корне покончить с язычеством.
Он публично объявил о том, что однажды порушит их истуканы.
Охваченная страхом толпа в Гейсмаре наблюдала, как он благополучно срубал
священный дуб Тор, объект языческого поклонения, стоявший на вершине горы
Гуденберг возле Фрицлара, и что сердитые боги не сразили его (Geismar,
Gudenberg, Fritzlar). Язычники, ожидавшие немедленной расправы за такое
святотатство, признали, что их боги были бессильны защитить собственные святыни.
Преуспев в Гессе, Бонифаций поехал дальше, в Тюрингию, где встретил
нескольких христиан, включая кельтских и франкских священников,
которые, однако, стали ему скорее помехой, нежели помощью. Бонифаций
основал монастырь возле Ордруфа около Готы (Ohrdruf, Gotha), чтобы он стал
центром миссионерства в Тюрингии и попросил английских монахов, братьев и
сестёр помочь ему в деле миссионерства. Он видел, что люди были готовы
слушать, но для этого требовались проповедники. Спустя несколько лет группа
монахов и монахинь пересекла море и присоединилась к Бонифацию. Два
существующих монастыря расширились и был основан ещё один, чтобы принять
всех миссионеров. Среди них были святой
Лулл, который присоединился к Бонифацию в Майнце;
святой Эобан,
разделивший с Бонифацием венец мученичества;
святой Бурхард,
первый епископ Вюрцбурга;
святой Вигберт,
аббат Фрицлара;
святая Текла,
первая настоятельница Охсенфюрта;
святая Вальбурга, сестра
святых Виллибальд и
Винебальд; и
симпатичная и эрудированная юная кузина Бонифация,
святая Лиоба,
присматривающая за всеми женскими монастырями, образованными от монастыря
Бисхоффсхайма (Lull, Eoban, Burchard, Wurzburg, Wigbert, Fritzlar, Thecla,
Ochsenfurt, Walburga, Willibald, Winebald, Lioba, Bischoffsheim).
В 731 году, после того, как Бонифаций основал несколько монастырей и епархий,
Папа святой
Григорий III дал ему полномочия основать митрополию в Германии за Рейном,
учреждая епархии и церковную иерархию в Баварии.
Он стал во главе Каролингов и реформировал франкскую церковь, которую
разграбил Карл Мартель (Carolingians, Frankish Church, Charles Martel).
Бонифаций в третий раз отправился в Рим, чтобы доложить о результатах
проделанной работы. В этот раз он был назначен папским легатом и взял с собой
святого Виллибальда в Монте Кассино. Вернувшись в Баварию папским легатом,
Бонифаций установил её иерархию, изгнал недостойных священников и
боролся со злоупотреблениями. Затем он продолжил свою миссионерскую деятельность,
учредив новые епархии в Эрфурте для Тюрингии, в Бурабурге для Гессе и в
Вюрцбурге для Франконии. Позже он основал приход в Нордгау в Айхштэтте
(Nordgau, Eichstätt).
741 год стал урожайным. Бонифаций основал аббатство в Фульде вместе со своим
юным учеником, святым
Штурми (Sturmi), когда умер Карл Мартель, и тогда Бонифаций смог оказать
влияние на Пепина и Карломана, последователей Мартеля (Pepin, Carloman).
Карломан был искренне предан Бонифацию, поэтому было легко убедить его
созвать Синод для борьбы со злоупотреблениями. Пепин присоединился к ним в 743 году.
Пепин созвал синод в Галлии в 745 году, ставшим общим собранием для двух провинций.
Бонифаций председательствовал на нём и преуспел в проведении тех реформ, которые он почёл нужным провести.
В церковь Галлии пришла свежая энергия. После пятого франкского совета в
747 году Бонифаций закрепил за собой митрополию в Майнце, а
Папа святой Захарий
вручил ему апостольские правомочия в Германии и Галлии. Вскоре после этого
Карломан отправился в монастырь, а Пепин объединил Галлию под единое начало,
не переставая, однако, оказывать Бонифацию поддержку, когда он в ней нуждался.
Как папский легат, Бонифаций короновал Пепина в Суассоне.
Святой Бонифаций со своей книгой, испачканной в крови.
Когда ему было за 70, Бонифаций передал свой приход святому Луллу в
754 году, чтобы в последние годы своей жизни заново обратить жителей Фрисляндии,
которые вновь впали в язычество после смерти святого Виллиброрда.
С небольшой группой он успешно обратил в христианство большое число людей
в прежде неевангелизированной области северо-запада Фрисланда.
В канун Пятидесятницы Бонифаций и Эобан готовились к конфирмации вновь
обращённых Бонифацием в Доккуме, на севере Нидерландов.
Бонифаций спокойно читал в своей палатке, ожидая прибытия вновь окрещённых,
когда банда злодеев окружила лагерь. Он не позволил своим спутникам защитить себя,
так как предпочёл довериться Богу и умереть за веру. Когда на них напали,
одним из первых погиб Бонифаций. Тело его перевезли в Фульду, где оно и находится
по сегодняшний день. Его залитая кровью книга в течении веков почиталается как реликвия.
Влияние Бонифация на историю Англии огромно, и оно заключается не только
в обращении в христианство множества людей. Он помог наладить связи между
Папами и императорами, а влияние монастырей, им основанных, на
образование и литературу, было огромным.
О влиянии святого Бонифация на западную историю можно прочитать в труде
Папы Пия XII's Ecclesiae
Fastos (Энциклика о святом Бонифации от 5 июня 1954).
Его тело покоится в Фульде. Бонифация называют «апостолом Германии»
(Walsh, White).
Символом Бонифация стала книга, пронзённая мечом или топором.
Его также изображают (1) валящим дуб в присутствии языческих жрецов;
(2) с митрой и посохом (White); (3) как ангел приносит ему рыбу,
с топором позади него, лежащим у корня дуба; (4) держащим миссионерский
крест и книгу, пронзённую мечом; (5) как вода бьёт из того места,
где он ударил крестом, меч на книге и крещение на заднем плане;
(6) на корабле с книгой и крестом; (7) забитый насмерть пикой; или
(8) с вороном, лисой и стрелой (Roeder).
Бонифация считают апостолом Германии (Бавария, Франкония, Гессе, Тюрингия)
Нидерландов (Фрайсланд), Аманбурха, Фритцлара и Фульды. Его почитают в
Эксетере, Нутшуллинге (Винчестер) и Вентноре
(Freisland, Amanburch, Fritzlar, Fulda, Exeter, Nutshulling, Winchester, Ventnor).
Своим покровителем его считают пивовары и портные (Roeder).