Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "БЕРЕЙШИТ"
1. Рабеим1 Любавича, руководители Хабада, говорили, что от того, как человек
проводит субботу, когда читают главу Брейшит2, зависит весь год3.

Однако непонятно, почему это должна быть именно суббота главы Брейшит? Есть
другие очень важные главы Торы, например, глава о даровании Торы. В них говорится
о велениях Всевышнего и о различных вопросах, которые в других разделах Торы
не встречаются. Почему, однако, они не касаются того, каким будет наступивший
год? Что в главе Брейшит особенного, почему именно от нее зависит поведение
человека в течение всего года?

1. Рабеим - мн.числ. от Ребе (праведник-глава хасидов; глава евреев всего поколения.)
2. Первая глава Торы, в которой приведен рассказ о сотворении мира. Эту главу
читают сразу же после окончания праздника Суккот.
3. Сефер Маамарим 5711, стр.59.

2. Начинается эта глава так: "В начале сотворил [бара] Всесильный небесное и
земное"4. Всевышний сотворил все из абсолютного ничто5. Из этого следует6, что
сотворение продолжается постоянно, каждую минуту и каждое мгновение.

Вот что произошло при сотворении: то, что не существовало (абсолютное ничто),
стало существующим материальным нечто. Это нечто - совершенно новое, чего до
того не было. И это сотворение продолжается постоянно: ежеминутно все в мире
возникает заново - вновь и вновь.

Так и объясняется в книге "Тания"7 стих "Навсегда, Б-же, слово Твое стоит в
небесах"8. Это означает, что все творения и сейчас есть ничто и что их существование
постоянно зависит от творящей воли Б-га. Более того - это значит, что сама сущность
всякого творения есть Б-жественность.

4. Берейшит 1:1.
5. Слово бара ("сотворил") на древнееврейском "сотворенное из ничто"; см. коммент
Рамабма к этому стиху.
6. См. Тания, ч. 2, гл. 2.
7. Тания, ч. 2, гл. 3.
8. Теилим, 119:89.

3. Это дает возможность понять, почему именно суббота, когда читают главу Брейшит,
имеет отношение ко всему году. Все служение человека Б-гу на протяжении всего
года основано на том, чтобы помнить об этом постоянном вершении Б-га.

Когда еврею нужно из своих обыденных занятий, связанных с миром материального,
сделать "сосуд" для Б-жественного9, ему кажется это трудным или даже невозможным
из-за того, что это как бы не соответствует естественному ходу вещей. И тогда
он вспоминает, что "навсегда, Б-же, слово Твое стоит в небесах" - что мира в
сущности нет, а если он есть, то только оттого, что "И сказал Всесильный: 'Да
будет свет'", и только поэтому и "стал свет", только поэтому сущие получают
существование, ничто превращается в нечто. Так и в отношении всех остальных
десяти Речений10. "Всевышний смотрел в Тору и творил мир"11 - Всевышний смотрел
в Тору (на десять Речений) и этим сотворил мир. И когда человек по-настоящему
осознает, что само существование мира зависит только от десяти Речений Торы12,
он понимает, что оно (существование мира) не может быть препятствием для исполнения
заповедей Всевышнего, ибо в той же Торе написано: "Я - Б-г, Всесильный твой"13
- со всеми 613 заповедями"14.

Когда в нем утвердится понимание того, что сущность мира - Тора, он, даже идя
по улице или занимаясь своими собственными делами15, будет повторять по памяти
изречения мудрецов, Теилим, Мишну или книгу "Тания". И каждым своим добрым поступком
он повлияет на равновесие мира16. Его осознание внутреннего смысла слов "сотворил
Всесильный" влияет на весь мир, на "небо и землю и все их воинства", то есть
на все сотворенное.

9. Под термином "сосуд" в теории хасидизма имеется в ва то, что принимает в
себя Б-жественное влияние, и "Свет". Например, человек может стараться делать
что-то не для себя и не для своего удовольствия или не в сответствии с тем,
что он понимает, а выше того - толь ради Всевышнего, тогда он становится "сосудом"
в котором с отстранением собственного "я" освобождено место для Б-жественного
влияния.
10. Каждое "И сказал Всесильный" называется Речением, которым был сотворен мир.
Слово брейшит ("в начале") - первое Речение. В нем нет слов "и сказал...", так
как это - общее Речение, которым потенциально было сотворено уже все, хотя еще
не была придана форма.
11. Зоар, ч. 2, стр. l6lа. Тора предшествовала миру (см. Брейшит раба, 8:2),
и можно сказать, что она была как бы чертежом, по которому был сотворен мир
(там же, 1:1). Иными словами, при сотворении мира Б-г взял Тору за основу, и
мир создан в соответствии с ее содержанием и велениями. Именно это имеется в
виду в словах "Всевышний смотрел в Тору и творил мир". И так как мир, природа
сотворены в соответствии с Торой, противоречие между ними невозможно и ничто
не может препятствовать исполнению 613 заповедей, содержащихся в Торе.
12. Тания, ч. 2, конец гл. 1.
13. Шмот, 20:2.
14. "Я - Б-г..." - первая из десяти заповедей, данных при даровании Торы.
15. Тору следует изучать и произносить не только в синагоге или в йешииве, но
и "сидя в доме своем и идя дорогою" (Дварим, 6:7; см. Йома, 19б). Знание наизусть
определенных частей Торы - будь то Теилим, Мишна или Тания - и чтение их по
памяти, даже когда человек находится на работе или в пути, не только облегчает
исполнение веления изучать Тору, но также оказывает чрезвычайно благотворное
воздействие на самого человека и на все, что его окружает. Это средство против
духовной деградации как человека, так и окружающего его воздуха. См. а-Йом йом,
стр. 10, а также стр. 5, 9, 27 и 35, где это подробно объясняется.
16. Кидушин, 40б. Человек должен всегда представлять себе, что мир как бы лежит
на чашах весов и что даже один его добрый поступок может перевесить зло и привести
весь мир к добру.

4. Когда речь идет о том, что суббота главы Брейшит касается всего года17, имеется
в виду все, что происходит в этом году, как в области духовного, так и в области
материального.

Знание и осознание того, что "навсегда, Б-же, слово Твое стоит в небесах", касается
не только духовного служения Б-гу, это приводит к тому, что человек освобождается
от озабоченности своими делами в физической жизни. Ведь люди полны забот о семье,
здоровье и заработке18 и иногда забывают, что все - от Всевышнего, как об этом
говорится в книге "Тания"19.

Но если человек постоянно будет помнить, что все от Всевышнего, он освободится
от излишних забот, зная, что "из уст Всевышнего не исходят бедствия"20, от Него
исходит только добро. И когда он это глубоко поймет, он воочию узрит также и
неявное, невидимое добро21.

17. Слово шана ("год") одного корня со словом шинуй ("изменение"): весь год
- все изменения. 18. См. Моэд катан, 28б, выражение "здоровье, дети и заработок";
а также Ликутей сихот 2, стр. 632 и 4, стр. 1306.
19. Тания, ч. 4, посл. 11.
20. Эйха, 3:38. "'Зло не исходит Свыше' (Брейшит раба, 51:3) и все - добро,
хотя оно и не поддается постижению из-за того, что это - огромное и изобильное
добро" (Тания, ч. 4, посл. 11, см. там подробное объяснение).
21. Имеется в виду, что то, что нам видится как зло, есть также добро, но источник
его так высок, что его не видно. Если же человек осознает, что все от Б-га,
он может дойти до такой ступени, когда он во всем распознает добро Всевышнего.

5. Существует еврейский обычай в субботу главы Брейшит продавать "восхождения"
(алийот)22 на весь год.

Ребе, мой тесть23, назвал восхождение к Торе "восхождением к нижним, вторым
и третьим ярусам"24 и еще выше. Это означает, что ступени души человека, нефеш,
руах, нешама, хая, йехида25, возносятся и в конце концов сущность его души как
бы вступает в связь с сущностью Эйн Соф, благословен Он26 - с Самим Всевышним.

Поэтому, хотя перед изучением Устной Торы (Талмуда) нельзя произносить благословение,
если человек не понимает изучаемое27, когда приглашают человека к чтению Торы,
следует произнести благословение, даже если приглашенный - полный невежда и
не понимает читаемого. И это потому, что, хотя здесь, внизу, он ничего не понимает,
его восходящие ступени души, нефеш, руах, нешама, хая, йехида, там, наверху,
хорошо все понимают, а сверху это понимание привлекается и книзу. Поэтому Письменная
Тора называется Микра ("читаемое"), а слово кара означает как "читать", так
и "взывать" - взывать Кверху и привлекать книзу28.

Таким образом мир связан с Торой, как сказано: "Всевышний смотрел в Тору и творил
мир"29 (В Талмуде Тора называется "чертежом и калькой".) И когда еврея вызывают
к чтению Торы, влияние этого чтения проявляется также и в области материального.

22. Имеется в виду приглашение человека к чтению Торы, которое происходит на
небольшом возвышении. Право такого приглашения не обязательно покупается, но
есть обычай устраивать нечто вроде "аукциона" в пользу общины. Таким образом
синагога получает средства на ремонт, оплату служащих и т.п.
23. Шестой Ребе Хабада, р. Йосеф-Ицхак Шнеерсон.
24. Парафраза стиха из Брейшит. Перед всемирным потопом, описываемым в Торе,
Ноаху было поручено построить ковчег для спасения праведников и всего живого.
В этом ковчеге должны были быть три яруса: для людей, для животных и для отходов.
25. Брейшит раба, 14:9. Ступени души: нефеш - область действия, руах - область
чувства и нешама - область разума. Эти три ступени души, которые связаны с телом.
Хая и йехида - ступени души, которые выше связи с телом - надсознание и ощущение
Б-жественного.
26. Бесконечный. Имя Б-га, часто употребляемое в Каббале и в теории хасидизма.
27. Маген Авраам к Шулхан аруху, Орах хаим, конец п. 50. Перед исполнением заповеди
произносится благословение. Есть благословение, которое произносят перед изучением
Торы.
28. См. Ликутей Тора, Ваикра, стр. 56. Слово микра, означающее Писание, происходит
от корня кара - "взывать", "призывать". Чтение Торы - нечто столь возвышенное,
что оно призывает и привлекает проявление Б-жественного света.
29. Брейшит раба, 1:1.

6. Также как восхождения (алийот) к чтению Торы в субботу, в понедельник и четверг30
связаны с первым чтением Торы в субботу главы Брейшит, так это и в отношении
установления определенного времени для изучения Торы31 - в субботу Брейшит можно
решить взять на себя обязательство больше учить Тору, как раскрытую Тору, Талмуд,
так и теорию хасидизма - тайны Торы. В добавление к тому, что каждый еврей приходит
к доброму решению в месяце тишрей (когда наступает новый год) - решает назначить
время для изучения Торы, в субботу Брейшит следует к этому сколько-то добавить,
причем изучение теории хасидизма должно быть связано с недельной главой Торы,
то есть надо изучать книги "Тора Ор" и "Ликутей Тора"32.

Да поможет Всевышний, чтобы каждый пришел к такому решению в соответствии со
своими подлинными способностями и сделал столько, сколько он в действительности
может, а также в соответствии с корнем (источником) своей души33.

Когда человек в субботу Брейшит принимает решение ежедневно больше учить Тору,
это дает ему силы выполнять свое решение в течение всего года. И позднее можно
таким образом избежать многих трудностей. Это поможет ему также и в заботах
о семье, здоровье и заработке.

Шла речь уже не раз о большой помощи в изучении, какую дает сокращенное изложение.
Вот изложение вышесказанного: каждый должен взять на себя добавление34 в изучении
Торы, как в изучении раскрытой части Торы (Талмуда), так и в изучении теории
хасидизма (тайн Торы).

30. Кроме праздников и дней постов, в эти дни также публично читают Тору. Это
установление Моше, пророков и Эзры Софера (см. Бава кама, 82а; Иерусалимский
Талмуд, Мегила, 4:1 и Масехет софрим, ч. 10).
31. Рекомендуется избирать определенное время дня, предназначенное для изучения
Торы - по крайней мере утром и вечером.
32. Книги основателя хасидизма Хабад, Алтер Ребе, в которых излагается теория
хасидизма в связи с недельной главой Торы.
33. Высота и качество души человека зависят от того, из какого источника в верхних
духовных мирах она происходит. Так, например, душа человека, происходящего из
сфиры Хохма, склонна к интеллектуализации, а душа, происходящая из сфирот, называемых
"мидот", склонна к эмоциональному восприятию и т.п.
34. Количественное и/или качественное.

7. Сегодня суббота, в которую благословляют месяц мар-хешван35. Этот месяц называется
мархешван, так как тогда начинается сезон дождей36. В учении хасидизма объясняется
разница между росой и дождем37. Дождь имеет отношение к служению творений -
нужно молиться о дожде. Роса же выпадает "сверху вниз" (пробуждение Свыше, без
труда человека), а также "роса выпадает постоянно"38. И так как дождь зависит
от служения творений, его тяжелее получить.

В этом состоит разница между летом и зимой. Летом выпадает роса - "пробуждение
Свыше", а зимой дождь - "пробуждение снизу" поэтому зима - более тяжелое время
года39.

И еще одно различие между летними и зимними днями: летом сильно светит, в духовном
отношении, "Солнце и щит Б-г Всесильный"40 - поэтому светит больше и физическое
солнце, особенно в период месяца тамуз41. Но зимой это не так - это время служения
в форме "пробуждения снизу".

Ребе, мой тесть, сказал однажды, что летом служение - служение Всевышнему -
легче, чем зимой.

Суббота, в которую благословляют месяц мархешван, придает силы на месяц дождей.
Сама эта суббота наступает, когда еще не кончился месяц тишрей - "седьмой месяц,
насыщенный всем" (седьмой месяц, если считать от нисана42 - насыщенный всем43).
Поэтому именно тогда дается сила человеку для зимнего служения. Несмотря на
то, что это "пробуждение снизу.

И во время зимнего служения от субботы, в которую благословляют месяц мархешван,
исходит помощь на весь год, как в духовном, так и в материальном отношении.

35. В субботу перед первым днем месяца в синагоге произносят молитву-благословение
наступающего месяца. Мархешван или просто хешван - второй месяц года, следующий
за месяцем тишрей.
36. В книге Арух сказано, что в стихе "польется как дождь учение мое" (Дварим,
32:2) имеется в виду дождь в месяц мархешван. Слово мар означает также капля.
37. См. Ликутей Тора, отрывок, начинающийся словами Аазину а-шамаим (ч. 4, стр.
73а и далее). 38. Таанит, За.
39. Имеются в виду сезоны в Стране Израиля.
40. Теилим, 84:12 (см. Тания, ч. 2, гл. 4, где объясняется понятие солнца как
символа Всевышнего).
41. Месяц тамуз соответствует примерно июню-июлю. Период месяца тамуз - летний
период.
42. Хотя год начинается в месяце тишрей, в некотором отношении нисан считается
первым месяцем.
43. Ваикра раба, 29:8. Слово шева ("семь") на древнееврейском языке имеет тот
же корень, что и слово сова ("насыщение").


Из беседы Любавичского Ребе Короля Мошиаха в субботу главы Брейшит 5716 г. (1955
г.)

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное