Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Комментарии по недельной главе Торы


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА


Сотворение мира заняло шесть дней. Оно началось в 25-й день месяца Элул и завершилось
в 1-й день месяца Тишрей - в день, когда был создан человек. В связи с этим
годовщину сотворения мира - Рош а-Шана - Тора предписывает праздновать в первый
день месяца Тишрей. Другими словами, эта годовщина отмечается не в первый, а
в шестой день творения - в "день рождения" человека.

Значение шестого дня - дня сотворения человека  - заключалось не в появлении
нового создания, который на порядок выше животных (как животный мир выше царства
растений, а растения - выше минералов), а в его качественном отличии от других.
Именно человек первым признал Власть Творца. Как сказано в Мидраше: "В день,
когда был сотворен Адам, пришли все животные и склонились перед ним, думая,
что он их создатель. Адам сказал им: "Вы думаете, это я сотворил вас? Пойдем
и воздадим хвалу Б-гу, нашему Создателю, -  склонимся и преклоним пред Ним колена".

Таким образом человек осуществил ту цель, ради которой Б-г сотворил мир, - мироздание
признало и восхвалило Всевышнего. Основная черта человека, отличающая его от
всех остальных созданий, - это данная ему Б-гом свобода выбора. В отличие от
животных, слепо следующих врожденным инстинктам, человек обладает свободой воли,
которую может использовать двояко. Он может, избави Б-г, избрать путь самоуничтожения
(и уничтожения всего того, что его окружает) или праведный путь - путь Торы
и заповедей, благодаря которому может возвыситься сам и, подобно Адаму, возвысить
мироздание до самых высоких ступеней совершенства. Это право дано человеку от
рождения, и свой выбор он должен сделать сам!

Очень часто человек даже представить себе не может, какие созидательные и разрушительные
силы заложены в нем. Мы, к сожалению, знаем во опыту, какие гигантские разрушительные
силы скрыты даже в самом малом количестве материи — они проявляются, когда
высвобождается ядерная энергия. Если даже в небольшой массе материи таится такая
невероятная сила, действующая вопреки замыслу и назначению мироздания, то насколько
же мощной должна быть потенциальная творческая энергия, дарованная человеку,
прилагающему все усилия к тому, чтобы действовать в согласии с Б-жественным
предназначением! Цель нашего создания - вывести мир на уровень, на котором "каждое
создание признает, что Ты его сотворил, и каждая живая душа будет восклицать:
Всемогущий Б-г Израиля - Властелин, и Его власть простирается над всеми!".

В ЧЕМ ЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ


В главе Торы, читаемой на этой неделе, говорится о том, что до своего грехопадения,
первые люди  - Адам и Хава (Ева) - не носили одежду и "не стыдились". Но вкусив
плод от Древа Познания Добра и Зла, "они узнали, что наги" и сделали себе одежду,
чтобы прикрыть наготу.

По мнению ученых, появление одежды обусловлено двумя причинами: она стала средством
защиты от неблагоприятных климатических условий, а впоследствии - и средством
украшения.

Такое объяснение при ближайшем рассмотрении представляется неубедительным. Колыбель
человечества была расположена в том климатическом поясе, где в одежде не было
необходимости, однако люди тем не менее носят одежду с незапамятных времен.
Поэтому теория, что одежда служила средством защиты от непогоды, - несостоятельна.

По Торе, одежда возникла из-за изменившегося отношения Адама и Хавы к наготе
после грехопадения. Это изменение объяснено Маймонидом и комментируется в философском
учении ХаБаДа. Вкратце оно заключается в следующем.

Человек был изначально сотворен абсолютно праведным - без каких-либо пороков.
У него не было греховных побуждений, и он не знал соблазнов физического наслаждения.
Поэтому все части и органы его тела были для него одинаковыми (с точки зрения
их необходимости для выполнения Б-жественной миссии человека на Земле). Кроме
того, в силу внутренней неиспорченности чувство стыда было незнакомо человеку.
Как нет причин стыдиться, когда мы обучаем кого-нибудь Торе, что может быть
уподоблено "духовному зачатию" ребенка, тогда также не было причин стыдиться
физического зачатия, ибо в этом случае человек просто выполнял Б-жественную
заповедь "Плодитесь и размножайтесь". Здесь физическое наслаждение исключалось:
до грехопадения у Адама было лишь одно желание — выполнить Волю Всевышнего.

После вкушения плода Древа Познания Добра и Зла у человека возникло ощущение
физического наслаждения, которого у него не было до грехопадения, — в
нем полностью преобладало духовное начало. Он узнал, что некоторые части тела
непосредственно связаны с ощущением физического наслаждения, поэтому они вызвали
у него чувство стыда, ибо напомнили ему об унизительном подчинении его власти
похоти и о том, что они явились источником искушения. Поэтому человек устыдился
своей наготы и стал покрывать свое тело одеждой.


  

Тора - вечна. Ее законы обязательны всегда и везде. Поэтому законы Торы о скромности
в одежде (истоки которых, как описано выше, - в грехе Адама) должны использоваться
всегда, везде и постоянно.


РАДОСТИ ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНИ


Может показаться парадоксальным, что с первых же дней своей жизни Адаму, который
находился в прекрасном Райском Саду, немедленно пришлось взяться за работу.
Вопреки распространенным представлениям, у Адама не было возможности бсззаботно
и праздно проводить время: на него сразу были возложены определенные обязанности,
ибо еще до того, как Адам нарушил закон Б-га, назначением непорочного человека
было "возделывать и хранить" Райский Сад. Тем не менее жизнь Адама в раю считается
наивысшим воплощением счастья. Следовательно, упорный труд и счастливая жизнь
вполне совместимы. Более того, именно упорный труд делает человека счастливым.

Естественно, может возникнуть вопрос: разве Всемилостивый Б-г не мог бы явить
еще большую доброту, сотворив совершенный мир, где не было бы ни в чем недостатка
и необходимости в труде? В таком мире человек мог бы питаться лишь плодами милосердия
Всевышнего и праздно жить, а не трудиться в ноте лица, что-бы зарабатывать себе
на хлеб.

Нас учат, что человек был сотворен после всех созданий, чтобы к моменту его
появления все его потребности можно было удовлетворить. Каким же образом возникла
вдруг необходимость в труде? Быть может, то, что человек должен трудиться и
прилагать усилия к совершенствованию Мироздания, означает, что сотворенный мир
- не самый лучший из возможных? Однако, судя по всему, Всевышний был удовлетворен
таким "несовершенным" состоянием дел, ибо в Торе результаты каждого успешного
этапа шестидневного сотворения мира оцениваются словом "хорошо". Из этого следует,
что все несовершенства и недостатки, требующие труда и усилий для совершенствования
мира, являются частью конечного блага.

Б-г не желал одаривать людей незаслуженным блаженством и благами и не хотел
такого миропорядка, где не оставалось бы поля деятельности, в котором человек
мог проявить свои творческие способности. Наоборот, Б-г хотел дать человеку
возможность ощутить удовлетворение от самостоятельно достигнутой цели и исполненного
предназначения. Известно, что человек гораздо больше ценит плоды собственного
труда, нежели любые дары, полученные им в виде "подачки". Более того, как сказано
в Талмуде, человек предпочитает одну меру зерна, выращенного им самим, девяти,
полученным в дар из чужих рук.

Конечно, жизнь была бы легче и проще, если бы мы получали все необходимое в
готовом виде, "на серебряном блюдечке", без усилий и без труда в поте лица.
Но это означало бы, как сказано в книге Зоар, что мы едим незаслуженный хлеб,
или "хлеб стыда".

Есть известная поговорка: "Трудно быть евреем". Да, трудно быть в меньшинстве,
трудно жить в окружении чуждого (пусть и невраждебного) общества, где часто
приходится сталкиваться с непониманием, неблагодарностью и жестокостью. Ничто
не дается нам легко и просто, но и это в конечном итоге служит нашему же благу.
Только то, что мы честно зарабатываем собственными усилиями и упорным трудом,
приносит подлинное удовлетворение. Чувство победы приходит только после тяжелой
борьбы. Может быть, если жизнь была бы легче и в ней не было бы такого множества
трудностей, мы достигли бы значительно большего. Но ведь оценка, которую мы
получаем на "экзамене жизни", определяется в большей степени приложенными усилиями,
а не конечным результатом!

ПЕРВЫЙ ГРЕХ


Первая глава Торы - Бepeйшит - рассказывает о сотворении первого человека —
Адама. Б-г запретил ему вкушать плоды от Древа Познания Добра и Зла, но Адам
нарушил этот запрет. Печальные последствия этого поступка пришлось испытать
не только ему самому, но и всем последующим поколениям.


  

Мидраш выявляет в этом эпизоде удивительную особенность грехопадения Адама.
Запрет вкушать плоды от Древа Познания Добра и Зла действовал лишь до наступления
Субботы. В Субботу плоды этого дерева можно было есть. Запрет этот был дан в
пятницу, когда три четверти дня уже истекли, т.е. фактически Адам и Хава (Ева)
должны были потерпеть всего три часа. Если принять во внимание, что Адам был
сотворен "Руками Б-га" и получил этот запрет от Самого Создателя, то совершенно
непонятно, почему он этот запрет нарушил.

Всем людям присущи "йецер а-ра" (силы зла, понуждающие человека поступать вопреки
Воле Всевышнего). Они порой маскируют свои истинные намерения как бы рациональными
соображениями: та или иная заповедь слишком трудна и т.д., но на самом деле
главная цель - склонить нас к поступкам, противоречащим Воле Творца. Поэтому,
чем важнее для человека исполнить какую-либо конкретную заповедь, тем с большим
рвением силы зла стараются уверить его в обратном. Хотя то или иное предписание,
быть может, на самом деле исполнить очень легко, это будет казаться очень сложным
из-за коварных происков сил зла, которые прекрасно знают, насколько человеку
важно выполнить данное предписание.

Теперь легко понять, как был соблазнен Адам. Силы зла, принявшие на сей раз
облик Змея, знали, какими далеко идущими последствиями будет чреват этот первый
грех, и поэтому прибегли к самым сильным и "убедительным" аргументам и, к сожалению,
преуспели в этом.


  *
Из этого мы можем извлечь следующий урок: многие считают, что евреи стали бы
более набожными, если бы "бремя" законов Торы было облегчено и они сводились
бы к соблюдению лишь нескольких простых законов. Эти люди, к сожалению, не понимают
духовной "конструкции" еврея и цели сил зла: человеку была дана всего только
одна заповедь, да и то лишь на три часа, но исполнить ее тем не менее ему оказалось
не под силу.

Компромисс с законами Торы - не выход из положения. Человек должен понять, что
он способен преодолеть внутренние силы зла и выполнить Волю Всевьюшнего.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное