Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Матфей 5:1-37; Лука, 6:20-26 / 28.X.21 чт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 28 октября 2021 года, четверг.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sss050a.htm.

Продолжаем серию выпусков, в которой библейские тексты идут не подряд, а в соответствии с реконструированной библеистами последовательностью евангельских событий. Такие хронологии называют "согласованием", "синопсисом", "гармонией". Здесь возможны различные варианты, мы берем за основу "согласование", опубликованное в качестве приложения в т.наз. "Брюссельском" издании Библии. Но мы возьмем только синоптические Евангелия (т.е. Мф., Мк., Лк.).
Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
В этом выпуске – фрагмент 50 (часть: Матфей 5:1-20,21-37; Лука, 6:20-26; по этим ссылкам можно найти комментарии и др. переводы фрагментов).

 

5 Увидев то́лпы народа, Иисус поднялся на гору. Он сел, и к Нему подошли ученики. (2) Иисус начал их учить. Он сказал:

3  — Как счастливы те, что бедны ради Господа!
   Царство Небес — для них.
4 Как счастливы те, что скорбят!
   Бог их утешит.
5 Как счастливы кроткие!
   Бог им отдаст во владение землю.
6 Как счастливы те, что жаждут   исполнения воли Господней!
   Жажду их Бог утолит.
7 Как счастливы милосердные!
    И к ним будет Бог милосерд.
8 Как счастливы те, у кого чистое сердце!
    Они Бога увидят.
9 Как счастливы те, что добиваются мира!
   Бог назовет их Своими сынами.
10 Как счастливы те, кого гонят   за исполнение воли Господней!
   Царство Небес — для них.

11 Будьте же счастливы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас, обливая вас грязью из-за Меня! (12) Радуйтесь и ликуйте! Велика ваша награда на небесах! Так гнали пророков, которые жили до вас.

20 Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил:

— Как счастливы бедные!
    Царство Бога ваше.
21 Как счастливы те, кто голоден теперь!
    Бог вас насытит.
Как счастливы те, кто плачет теперь!
    Вы будете смеяться.
22 Так будьте же счастливы,
    когда ненавидят вас люди
и когда изгоняют вас, оскорбляют
    и чернят ваше имя —
и всё это из-за Сына человеческого.
23 Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости!
    Вас ждет на небесах великая награда!
Ведь точно так же поступали с пророками
    отцы этих людей.

24 И, напротив, го́ре вам, богатые!
    Вы уже натешились вдоволь.
25 Го́ре вам, кто сыт теперь!
    Вы будете голодать.
Го́ре вам, кто смеется теперь!
    Вы будете рыдать и плакать.
26 Го́ре вам, когда хвалят вас все люди!
    Ведь точно так же хвалили лжепророков
       отцы этих людей.

13 Вы — соль земли.
Если соль перестанет быть соленой,
   чем возвратишь ей вкус?!
Она ни на что не годится.
Ее выбрасывают вон, под ноги людям!
14 Вы  — свет миру.
Город, который стои́т на горе́,
не может укрыться от глаз.
15 Когда зажигают светильник,
не под горшок ставят его,
   но на подставку —
и он светит всем в доме.

16 Пусть так же светит свет ваш среди людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Небесного Отца.

17 Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. (18) Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Всё это сбудется! (19) Того, кто нарушит хотя бы одну из самых малых заповедей и научит этому людей, Бог назовет самым малым в Царстве Небес, а кто исполнит и других научит исполнять, того назовет великим в Царстве Небес. (20) Говорю вам: если вы не будете исполнять волю Бога лучше, чем фарисеи и учителя́ Закона, не войдете в Царство Небес.

21 Вы знаете, что предкам вашим было сказано: "Не убивай!" Тот же, кто совершит убийство, должен ответить за это перед судом.

22 А Я говорю вам:
даже тот, кто гневается на брата,
   должен ответить за это перед судом;
тот, кто скажет брату: "Дурак!" —
   должен ответить перед Советом;
тот, кто скажет: "Отступник!" —
   должен ответить в огне геенны.
23 Если несешь ты Богу свой дар
   и у жертвенника припомнишь,
что у брата есть на тебя обида,
  24 оставь свой дар у жертвенника,
сначала ступай примирись с братом
   и лишь потом вернись и принеси свой дар.

25 Если кто-то ведет тебя в суд как ответчика, уладь ваш спор, пока есть время, по дороге. Иначе истец приведет тебя к судье, а судья отдаст тебя тюремщику и тебя бросят в тюрьму. (26) Верно тебе говорю: оттуда не выйдешь, пока не уплатишь весь долг до последнего гроша.

27 Вы знаете, что было сказано: "Не нарушай супружескую верность!"

28 А Я говорю вам:
   даже тот, кто взглянул на женщину с похотью,
согрешил, нарушив мысленно верность.
29 Если твой правый глаз тебя вводит в грех,
   вырви его и отбрось!
Для тебя будет лучше,
   если часть твоего тела погибнет,
а не всё твое тело бросят в геенну.
30 И если правая рука твоя вводит тебя в грех,
   отруби ее и отбрось!
Для тебя будет лучше,
   если часть твоего тела погибнет,
а не всё твое тело будет в геенне.

31 Было сказано: "Тот, кто разводится с женой, обязан дать ей разводное свидетельство". (32) А Я говорю вам: всякий, кто разводится с женой, если только не из-за измены, толкает жену на грех неверности, и тот, кто женится на разведенной, совершает тот же грех.

33 И еще вы знаете, что предкам вашим было сказано: "Не давай ложных клятв, но исполняй то, в чём поклялся перед Господом!"

34 А Я говорю вам:
   не клянись вовсе!
Ни небом, ведь оно престол Бога;
   35 ни землей, ведь на ней покоятся ноги Его;
      ни Иерусалимом, ведь он город Великого Царя;
36 ни головой своей не клянись —
   ведь не можешь ты даже волос один
      сделать белым или черным.
37 Пусть слово твое будет "да", если да,
   и "нет", если нет.
А всё, что сверх этого, — от Сатаны.

 


Мф.:
2.4 Учителя Закона (буквально: «писцы», евр. «софер`им») — люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям (см. прим. к 3.7).

3.2 Вернитесь к Богу — буквально: «раскайтесь». Греческий глагол «метаноэо», которым переводится еврейский глагол «шув», означает полную перемену мыслей, но «шув» («повернуться, возвратиться») гораздо глубже по значению: всякий грех есть удаление от Бога, а раскаяние — это возвращение к Нему и полное изменение всей жизни, а не только мыслей. Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными описательными оборотами, такими как «Небеса», «Небо», «Великий Царь», «Имя» и т. д.
3.2 Царство Бога – царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили, что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство, т.е. станут Его соправителями.

3.7 Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5 – 6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги — саддукеи.

5.3 что бедны ради Господа — дословно: «что бедны духом, или в Духе, или ради, по причине Духа». Ср. Лк 6.20: «Как счастливы бедные!» Возможно, текст Лк первоначален, а Мф добавляет слово «Дух или (человеческий) дух», чтобы подчеркнуть религиозное значение этих слов и указать не только на внешние условия жизни человека, но и на его внутренний настрой. Этим не исключается материальная бедность, но уточняется смысл слов и из экономической переводится в религиозную сферу. Бедные — это прежде всего те, кто слаб, угнетен, лишен средств к существованию и поэтому особенно нуждается в помощи Божьей. В отличие от большинства богачей, они кротки, не заносчивы, понимают свою слабость и незначительность, поэтому возлагают все свои надежды только на Бога (см. Ис 61.1). Слово «духом» может быть понято также, как «добровольно». В междузаветный период «бедняками Божьими» называли себя люди, сознательно отказывавшиеся от богатства ради Бога. Вероятно, все, названные счастливыми в ст. 4-9, входят в категорию «бедных».
5.4 скорбят — вероятно, из-за того, что греховное человечество отступилось от Бога и непослушно Ему. Они будут утешены наступлением Владычества Бога (ср. Ис 61.1-2).
5.5 кроткие близко по значению к «бедным». Ср. Пс 37(36).11: «Кроткие наследуют землю».
5.6 жаждут исполнения воли Господней (дословно: «кто испытывает голод и жажду по отношению к праведности») — возможно понимание: «жаждут исполнения воли Господней больше, чем еды и питья». Так как пост рассматривался как вид молитвы, то «бедные» молятся о наступлении того времени, когда мир подчинится воле Господа.
5.12 на небесах — т. е. у Бога; см. прим. к 3.2.
5.13 соль служила для очищения и сохранения пищи, применялась также при жертвоприношениях, символизировала мудрость. Все эти качества необходимы ученикам Иисуса, если они потеряют их, они станут «несоленой солью», т. е. чем-то бессмысленным и совершенно ненужным.
5.14 Светом мира часто назывался Израиль, здесь так названы ученики, потому что они отражают свет Христа (ср. Ин 8.12).
5.15 под горшок — лампу обычно гасили, накрыв ее горшком.
5.17 Закон и Пророки — т. е. все Священное Писание ВЗ. Закон Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью. Исполнить — может означать также «дополнить, восполнить» или «завершить». Иисус или «исполняет» Закон, принеся вместо него новый — «закон любви», который превосходит старый, или же завершает его Своим пришествием, т. е. является и целью, и концом Закона.
5.18 мельчайшая буква — буквально: «йота». Эта греческая буква, как и еврейская «йод», является самой маленькой буквой. Черточка — может означать подстрочный или надстрочный знак в еврейском или греческом языках. Этот стих — один из самых трудных в Евангелии, так как можно подумать, что христиане обязаны соблюдать все ритуальные установления Закона, от которых в конце концов отказалась новозаветная Церковь. Но надо помнить, что в древности идея неизменности Закона и возможность его совершенствования не вступали в противоречие. Кроме того, надо отметить, что евангелистом опущены некоторые наиболее радикальные высказывания Иисуса, содержащиеся в Евангелии от Марка (например, 7.19). В ранней Церкви также были различные представления о необходимости Закона для всей Церкви: а) некоторые считали, что христиане из язычников тоже обязаны соблюдать Закон Моисея даже в мельчайших деталях; б) другие считали, что Закон не имеет больше силы и для христиан из евреев; в) третьи полагали, что евреи должны продолжать соблюдать его, но язычников нельзя принуждать к этому.
5.20 фарисеи — см. прим. к 3.7; учителя Закона — см. прим. к 2.4.
5.22 Братом в еврейской традиции назывался соплеменник, а в христианской – это брат во Христе. Гневается – в некоторых поздних рукописях: "гневается напрасно". Дурак – буквально: "рака", вероятно, это арамейское слово, означающее "пустоголовый, ничтожество, дурак". Ниже это слово будет переведено на греческий. Оба слова подразумевают не интеллектуальную тупость, а глупость религиозную (ср. Мк 7.22, где глупость названа грехом). Совет – это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении – Санхедрин), что значит по-гречески "совет". В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины (см. прим. к 16.21) и учителя Закона. Геенна – так первоначально называлось место в долине Гинном, где сжигали мусор; позже слово стало означать место окончательного наказания грешников. Суд, Совет и геенна – это три разных способа сказать, что люди, гневающиеся на брата и оскорбляющие его, подлежат смерти.
5.31 У евреев право на развод имел только муж. Закон Моисея, обязывая мужа дать жене свидетельство о разводе, защищал права жены, которая в таком случае могла получить часть имущества, а также снова вступить в брак, что не считалось грехом.
5.32 Под изменой понимались различные сексуальные грехи, а также, возможно, запрещенные браки, о которых говорится в Лев 18.6-18. Совершает тот же грех – по древним представлениям, только жена нарушала супружескую верность. Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против своей жены.
5.34 Иисус запрещает не клятву, а лживую речь.
5.35 Великий Царь – это сам Бог. См. также прим. к 3.2.

 

Мф.: 5.3-11 Лк 6.20-23    5.4 Ис 61.2-3    5.5 Пс 37(36).11 5.8 Пс 24.3-4 (23.4-5)    5.10 1Петр 3.14    5.11 Мф 10.22; 1Петр 4.14
5.12 2Пар 36.16; Деян 7.52; Евр 11.32-38; Иак 5.10    5.13 Мк 9.50; Лк 14.34-35    5.14 Ин 8.12; 9.5: Флп 2.15
5.15 Мк 4.21; Лк 8.16; 11.33    5.16 Еф 5.8-9; 1Петр 2.12    5.17 Рим 3.31    5.18 Лк 16.17; 21.23
5.21 Исх 20.13; Втор 5.17; Мф 19.18; Мк 10.19; Лк 18.20; Рим 13.9; Иак 2.11    5.25-26 Лк 12.58-59; Мф 18.34-35
5.27 Исх 20.14; Втор 5.18    5.29 Мф 18.9; Мк 9.47    5.30 Мф 18.8; Мк 9.43    5.31-32 Мф 19.9; Мк 10.11-12; Лк 16.18
5.31
Втор 24.1-4; Мф 19.7; Мк 10.4    5.32 1Кор 7.10-11    5.33 Лев 19.12; Числ 30.3; Втор 23.22
5.34 Ис 66.1; Мф 23.22; Иак 5.12    5.35 Пс 48(47).3; Ис 66.1; Деян 7.49; Иак 5.12

Лк.: 6.20-23 Мф 5.3-11    6.21 Иер 31.25; Пс 126(125).5-6; Ис 61.3    6.22 1Петр 4.14    6.23 2Пар 36.16; Деян 7.52

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: ???.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное