Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Лука, 2:8-38; Матфей 2:1-12 / 21.X.21 чт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 21 октября 2021 года, четверг.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/sss011-15.htm.

Продолжаем серию выпусков, в которой библейские тексты идут не подряд, а в соответствии с реконструированной библеистами последовательностью евангельских событий. Такие хронологии называют "согласованием", "синопсисом", "гармонией". Здесь возможны различные варианты, мы берем за основу "согласование", опубликованное в качестве приложения в т.наз. "Брюссельском" издании Библии. Но мы возьмем только синоптические Евангелия (т.е. Мф., Мк., Лк.).
Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").
В этом выпуске – фрагменты 11–15 (Лука, 2:8-21,22-38; Матфей, 2:1-12, по этим ссылкам можно найти комментарии и др. переводы фрагментов).

Неподалеку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх. 10 Но ангел сказал им:

 — Не бойтесь! Я несу вам радостную весть — великую радость для всего народа. 11 Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! 12 Вот вам знак: вы найдете ребенка, который лежит спеленутый в яслях.

13 И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога:

14 — Слава Богу в вышних небесах!
    Мир на земле людям,
       которых Он возлюбил!

15 Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: "Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чём поведал нам Господь". 16 Они поспешно отправились в путь и нашли Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях. 17 Увидев его, они рассказали то, что им было сказано об этом ребенке.

18 Рассказ пастухов удивил всех, кто его слышал. 19 Но Мариам всё запоминала и размышляла об этом.

20 А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так, как сказал им ангел.

21 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус — имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия.

 

22 Когда пришло им время совершить обряд очищения, предписанный Законом Моисея, они принесли младенца в Иерусалим, чтобы посвятить Его Господу, 23 потому что в Законе Господнем сказано: "Всякий первенец мужского пола должен быть посвящен Господу", 24 а также для того, чтобы принести жертву — "пару горлиц или двух молодых голубей", как предписывал Закон Господень.

25 Был в то время в Иерусалиме человек по имени Симеон, и человек этот был праведный и благочестивый, ждущий спасения для Израиля, и был на нём Дух Святой. 26 Симеону было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит обещанного Помазанника Господня. 27 Побуждаемый Духом, он пришел в Храм, и, когда родители принесли туда младенца Иисуса, чтобы исполнить по отношению к нему то, что велит Закон, 28 Симеон взял Его на руки и возблагодарил Бога:

29 — Теперь Ты отпускаешь с миром
    слугу Своего, Владыка,
ибо Ты исполнил Свое слово:
  30  глаза мои увидели Того,
31 кого Ты предназначил быть Спасителем
    для всех народов, —
32 Он — Свет, который озарит язычников,
    и Слава народа Твоего Израиля.

33 И отец ребенка, и мать Его с изумлением слушали то, что Симеон говорил об Иисусе. 34 Симеон благословил их, а Мариам, Его матери, сказал:

  — Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут и многие встанут 35 (и твою душу тоже меч рассечет). Он станет знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют свои тайные помыслы.

36 И была там пророчица Анна, дочь Фануила, из племени Ашера. Она была очень старая. Прожив после замужества семь лет с мужем, 37 она овдовела и была вдовой уже восемьдесят четыре года. Она никогда не покидала Храма, день и ночь служа Богу постом и молитвой. 38 В это время она тоже подошла к ним и благодарила Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала о младенце.

 

2 И вот после того как в иудейском городе Вифлее́ме, при царе И́роде, родился Иисус, в Иерусалим явились с востока звездочеты.

«Где новорожденный царь евреев? — спрашивали они. — Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести».

Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим. (4) Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Помазаннику. (5) «В иудейском городе Вифлееме, — ответили они. — Потому что так написано пророком:

«И ты, Вифлеем, земля Иуды,
не самый малый средь главных городов Иуды:
из тебя произойдет вождь,

пастырь народа Моего Израиля».

Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них точное время появления звезды (8) и направил в Вифлеем, сказав им: «Ступайте и всё в точности разузнайте о ребенке. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести».

Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок. (10) Когда они увидели звезду, они очень обрадовались, они ликовали. (11) Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну. (12) Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они отправились в свои края́ другой дорогой.

 


Лк.:
2.9
Некоторые рукописи начинают стих словами: "И вдруг".
2.11 Спаситель — в ВЗ так называют Бога; отныне Он будет спасать людей через Иисуса. Помазанник, или греч. "Христос" (евр. Маши́ах) — долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия. Господь — таким именем назывался один только Бог, но Иисусу будет даровано "имя превыше всех имен" (Флп 2.9), т.е. имя самого Бога — Господь.
2.14 людям, которых Он возлюбил — возможен другой перевод: "и милость среди людей".

2.22-23 После рождения ребенка женщина считалась нечистой и, если рождался мальчик, не должна была покидать дом в течение семи дней до обрезания ребенка, а затем еще тридцать три дня, после чего должна была для очищения принести в Храме жертву — барашка или, если она была бедна, пару голубей. Всякого первенца нужно было выкупить, внеся плату в шесть шекелей. Приносить ребенка в Храм было не обязательно. Так как Иисус был принесен в Храм и, кроме того, в Евангелии не упоминается о выкупе за Него, возможно, Он был посвящен Богу на служение, как некогда Самуил (1Цар 1.11,22,28).
2.33 отец ребенка — в некоторых рукописях: "Иосиф".
2.35 знаком Божьим — Иисус является зримым доказательством реальности спасения, которое Бог предлагает людям через Него. Но одними Он будет принят, а другими отвергнут.
2.37 была вдовой уже восемьдесят четыре года — возможен иной перевод: "ей было уже восемьдесят четыре года". Пост в древности заключался в полном отказе от пищи на определенный период времени.
2.38 кто ждал свободы — "свобода" значит здесь то же, что "спасение для Израиля", которого дожидался Симеон, т.е. воцарение Бога, когда Израиль будет спасен от своих грехов, а также от иноземных захватчиков — римлян.

Мф.:
2.1 Вифлеем был городом царя Давида (см. 1Цар 16). Кроме этого города, расположенного в Иудее, был также другой Вифлеем — в Галилее (Ис Нав 19.15). Ирод Великий правил с 34 по 4 гг. до н. э. Звездочеты — это были, вероятно, восточные мудрецы, занимавшиеся магией и астрологией. Многочисленные средневековые легенды сообщают о них массу подробностей: что их было трое, что их звали Валтасар, Каспар и Мельхиор, что они были царями, причем один из них был темнокожим. Но в евангельском рассказе самым важным является, вероятно, то, что эти звездочеты были язычниками, представителями народов, не знавших истинного Бога, а теперь пришедших поклониться Тому, кто станет Спасителем всего мира.
2.2 Царь евреев — так называют Мессию язычники, евреи сказали бы: «Царь Израиля» (ср. 27.11 и 27.42). Мы видели, как взошла Его звезда — возможен другой перевод: «мы видели звезду Его на востоке». Древние астрологи верили, что появление новой звезды (или кометы) или сочетание определенных созвездий (или планет) предвещало рождение царя. Легенды говорят о появлении новых звезд при рождении Геракла, Заратустры, Авраама, Мухаммеда и др. См. также Числ 24.17. Некоторые ученые считают, что вифлеемской звездой была сверхновая, которую наблюдали китайские астрономы в 5/4 гг. до н. э. Кроме того, в 12–11 г. до н. э. к земле приблизилась комета Галлея, а 7 г. до н. э. трижды имело место соединение Юпитера («царской звезды») и Сатурна («звезды евреев), а затем и Марса в созвездии Рыб. По свидетельству Светония и Тацита, в канун наступления нового века ожидали пришествия нового правителя мира из Иудеи (см. также 4-ю эклогу Вергилия). Воздать почести — дословно: «пасть ниц, простереться». Именно так люди воздавали почести царям и Богу.
2.3 пришел в смятение — потому что Ирод испугался за свой трон, тем более что он не был чистокровным евреем, а полукровкой и не принадлежал к династии Давида. Весь Иерусалим — вероятно, имеются в виду приближенные Ирода и высшая иерархия. С самого начала Иерусалим, олицетворяющий центр вражды против Иисуса, выступает против Мессии. Весть о рождении Мессии вместо радости внушает им лишь тревогу и страх.
2.4 Учителя Закона (буквально: «писцы», евр. «соферим») — люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям (см. прим. к 3.7). Старшие священники (см. прим. к 16.21) и учителя Закона — т. е. члены Совета (см. прим. к 5.22). Помазанник — см. прим. к 1.16.
2.7 точное время — предполагается, что звезда появилась в момент рождения или зачатия ребенка. Ироду нужно это знать, чтобы решить, детей какого возраста ему необходимо уничтожить.
2.9 восход которой они видели — возможен иной перевод: «которую они видели на востоке».
2.11 Ладан — ароматическая смола некоторых деревьев из Аравии, употребляемая как благовоние, а также для культовых целей. Смирной, или миррой, называлось благовоние или ароматное масло, добываемое из камеди дерева, произраставшего в южной Аравии. Традиционное истолкование: золото — дар царю, ладан — Богу, смирна — смертному человеку — появилось в Церкви со II в. Более вероятное толкование: так исполнились пророчества Священного Писания о том, что язычники придут как паломники к Сиону и принесут дары (см. Ис 60.1–10 и Пс 72(71).10–11,15–17).

1.16 Помазанник, или греч. Христос (евр. Маши́ах) — долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится в эсхатологическом свете: Он появится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.

3.7 Фарисеи — члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников. Несмотря на относительную малочисленность (в I в. их было около 5–6 тысяч), они пользовались огромным авторитетом в народе, и их вынуждены были терпеть и их враги — саддукеи.

5.22 Совет — это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении — Санхедрин), что значит по-гречески «совет». В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины (см. прим. к 16.21) и учителя Закона.

16.21 Старейшины, старшие священники и учителя Закона — т. е. члены Совета (см. прим. к 5.22).

 

Лк.: 2.21 Лев 12.3; Мф 1.25; Лк 1.31      2.22-24 Лев 12.6-8    2.23 Исх 13.2,12      2.32 Ис 42.6; 49.6; 52.10

Мф.: 2.1 Лк 1.5; 2.4-7; 3.1    2.6 Мих 5.2; 2Цар 5.2; 1Пар 11.2

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: ???.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное