9 1 Я говорю
правду, как и следует христианину, я не лгу и свидетель мне
моя совесть, руководимая Духом Святым. (2) Велика моя печаль, и боль в сердце
беспрестанна! (3) Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным
от Христа ради братьев моих — соплеменников!
4 Они израильтяне: их сделал
Бог Своими сынами, им явил Свою славу*,
с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения,
у них и обещания от Бога, (5) у них и праотцы, и среди
них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.
6 Но это не значит, что Бог не исполнил
Своего обещания. Не все израильтяне — истинный Изра́иль.
(7) И не все потомки Авраама —
его дети. Ведь Бог сказал: "Твоими потомками будут зваться те,
кто родится от Исаака", — (8) то есть не те дети, что родились
от плотского союза, — дети Божьи, а потомками будут считаться
те, чье рождение было обещано Богом. (9) Вот это обещание: "Я снова
приду в такое-то время, и у Сарры будет сын".
10 Но это не всё. Так было
и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца
Исаака. (11) Дети еще не родились и ничего не успели
сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей, что*"старший
будет слугой у младшего", чтобы показать тем самым, что выбор
Его свободен (12) и зависит не от заслуг человека,
а только от призыва Бога. (13) Как говорится в Писании:
14 Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? —
Ни в коем случае! (15) Моисею Бог сказал:
"К кому захочу проявить милосердие, к тому
проявлю. Кого захочу пожалеть, того пожалею".*
16 Итак, всё зависит не от желания
человека и не от его усилий, а от милости Бога. (17) В Писании Бог говорит
фараону: "Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу
и Имя Мое сделать известным по всей земле". (18) Итак, Бог, к кому захочет,
будет милостив, а кого захочет, ожесточит.
19 Ты меня спросишь: "Как Он может
в таком случае кого-нибудь винить? Разве кто в силах противиться Его воле?"
(20) Но кто ты, человек, чтобы спорить
с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: "Зачем ты меня таким сделал?"
(21) Что, разве горшечник не вправе из одной
и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок?
22 А если Бог, желая показать Свой
гнев и проявить Свое могущество, долго терпел "сосуды гнева",
которые обречены на уничтожение, (23) для того именно, чтобы явить
всё безмерное величие Своей славы по отношению к "сосудам
милости", предназначенным для славы. И эти "сосуды милости" —
мы. (24) Нас Он призвал — и не только
из евреев*,
но и из язычников, (25) как об этом Он говорит в книге
Осии:
"Я назову народ, который был не Мой, Моим
и нелюбимую — любимой 26 И в том самом месте, где Я сказал
им: "Вы не Мой народ", — теперь
их назовут сынами Живого Бога".
27 А Иса́йя восклицает об Израиле:
"Даже если число израильтян будет
как песок морской, всё равно
спасен будет лишь остаток. 28 Свой приговор, решительный
и скорый, исполнит над землей этой Господь".
"Если бы Господь Савао́ф не оставил
нам нескольких потомков, мы стали бы как Содо́м и уподобились
Гомо́рре".
30 Итак, что из этого следует? Что язычники,
не добивавшиеся оправдания, получили оправдание, оправдание через веру, (31) в то время как Израиль, добивавшийся
оправдания через Закон, этого не достиг. (32) Почему? Потому что он полагался не на веру,
а на дела. И так он* споткнулся
о "камень преткновения", (33) как написано:
"Вот Я кладу на Сио́не камень —
и о него споткнутся, скалу —
из-за нее упадут. Но тот, кто верит в Него, не будет
посрамлен".
10 1 Братья, мое самое горячее желание —
чтобы они были спасены. И об этом я прошу Бога. (2) Я свидетельствую, что они жаждут
исполнить волю Бога, но у них нет истинного знания. (3) Поэтому
они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и стремясь
утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей. (4) Потому что Христос —
конец Закона: теперь каждый, кто верит, оправдан Богом.
9.5Христос,.. благословенный вовеки Бог — возможно иное понимание:
"Христос, который превыше всех. Да будет благословен вовеки Бог."
9.29Содом и Гоморра — во времена Авраама Бог разрушил
эти города за отвратительные грехи их жителей, наслав на них
дождь с огнем и серой.
9.32дела — в некоторых рукописях добавлено: "Закона".
9.33тот, кто верит — в некоторых рукописях: "всякий,
кто верит".
10.1чтобы они — в некоторых рукописях: "чтобы Израиль".
*Заглавие В СРП:
"Письмо христианам в Риме" (это и нижеследующие примечания
сделаны редактором рассылки). *9:4
В СРП: "Славу". *9:11
В СРП: "ей:". *9:13
В СРП: "полюбил". *9:15
В СРП: "Я милую тех, кого хочу миловать. / Я милосерден
с теми, / с кем хочу быть милосердным". *9:24
В СРП: "из иудеев". *9:32
В СРП вм. "И так он" — "Он".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.