2 1 Но и тебе
нет извинения, друг*,
если судишь других — тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь
самого себя, потому что других судишь, а сам поступаешь так же, как они.
(2) А мы знаем, что суд Божий беспристрастно
судит тех, кто так поступает. (3) Не думаешь ли ты, друг*,
осуждая тех, кто так поступает, а сам делая то же, что избежишь
Божьего приговора? (4) А может, ты презираешь Его великую
доброту, снисходительность и терпение? Разве ты не знаешь, что доброта
Божья направляет тебя к раскаянию? (5) Но ты упрям и не хочешь
раскаяться, ты копишь себе сокровища гнева для дня Гнева*,
когда явится правый суд Бога, (6) который каждому воздаст по делам его:
(7) тем, кто постоянством в добрых
делах искал славы, чести и бессмертия, — вечную жизнь; (8) себялюбцам, непослушным истине, а послушным
злу, — гнев и ярость. (9) Го́ре и страдание всякому человеку,
делающему зло, во-первых еврею*,
потом и язычнику. (10) Слава, честь и мир всем, делающим добро,
во-первых еврею*,
потом и язычнику. (11) Ведь Бог беспристрастен!
12 Те, кому не было дано Закона, согрешили
и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены
по Закону. (13) Ведь правы перед Богом не те,
кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон.
14 Когда язычники, у которых нет Закона,
следуя природе, делают то, что велит Закон, они сами себе закон, хотя и нет
у них Закона. (15) Они тем самым доказывают, что Закон
запечатлен у них в сердцах; о том же свидетельствует и их совесть,
раз одни мысли их осуждают, а другие защищают. (16) Так будет в тот День, когда Бог,
согласно моей Вести, через Христа Иисуса будет судить тайные дела людей.
17 Вот ты зовешься евреем*,
ты полагаешься на Закон и хвалишься Богом, (18) и знаешь, что тебе делать,
чтобы выполнить Его волю; ты, наставленный в Законе, умеешь выбирать
то, что правильно: (19) ты уверен, что именно ты поводырь слепых,
свет для пребывающих во тьме, (20) воспитатель неразумных, учитель невежд, —
потому что знаешь Закон, содержащий в себе всю полноту знания и правды.
(21) Ты учишь других, а почему не учишь
себя? Проповедуешь "не воруй" — и сам воруешь.
(22) Говоришь "не нарушай супружеской
верности" — и сам нарушаешь. Презираешь идолов —
и грабишь храмы. (23) Похваляешься Законом — и нарушением
Закона наносишь бесчестье Богу. (24) Потому что "из-за вас, как сказано
в Писании, имя Божье хулится*
у язычников".
25 Ведь обрезание только тогда приносит пользу,
когда ты исполняешь Закон, а если ты преступаешь Закон, то твоего
обрезания как бы и не было. (26) А если необрезанный соблюдает установления
Закона, разве Бог не сочтет его обрезанным? (27) И, значит, будут судить тебя те,
кто телесно не обрезан, но соблюдает Закон, —
тебя, у которого есть и писаный Закон, и обрезание, но который
преступает Закон. (28) Не тот еврей*,
кто таков по внешнему виду, и не тот, у которого на теле
внешнее обрезание. (29) Нет! Настоящий
еврей* тот,
кто таков внутри, у кого обрезано сердце*,
а это дело Духа, не буквы. Ему похвала не от людей, а от Бога.
3 1 —
Так есть ли преимущества у евреев*
и польза от обрезания?
2 —
Да, и во всех отношениях. Прежде всего, только им Бог доверил услышать
Свои слова.
3 — А что если кто-то из них оказался
Ему неверен? Неужели их неверность отменит верность Бога?
4 — Конечно, нет! Бог всегда верен Своему
слову, даже если "все люди лжецы". В Писании сказано:
Так что во всех словах Своих Ты будешь
прав, и выиграешь тяжбу, если будешь судиться.
5 — А если наша несправедливость делает
еще более очевидной справедливость Бога? Так, может быть, Бог несправедлив,
если обрушивает на нас Свой гнев? Я задаю естественный для человека
вопрос.
6 — Конечно, нет! Иначе как бы Он мог
судить мир?
7 — А если через мою ложь только
возрастает истина Бога, к еще большей Его славе? Можно ли тогда
судить меня как грешника? (8) Так, может, будем делать зло, чтобы вышло добро,
как говорят некоторые клеветники, обвиняющие меня в том, будто я учу
именно этому? Они заслуживают приговора, который их постигнет!
— Ничуть. Я уже ясно
показал, что и евреи*,
и язычники — все во власти греха, (10) как сказано
в Писании:
Нет праведного
ни одного, 11 ни одного разумного, никто
не ищет Бога. 12 Все отвернулись от Бога, все негодны.
никто не делает добра — ни один человек. 13 Открытый гроб —
их гортань*,
на языке у них обман, змеиный яд на губах, 14 рот их полон желчи и проклятий. 15 Быстры их ноги на пролитие
крови. 16 На пути их лишь руины и разрушения*, 17 а мирные пути им неизвестны. 18 И страха Божьего перед глазами
у них нет.
19 А мы знаем, что всё, что говорит
здесь Закон, относится к тем, кто подчиняется Закону, чтобы никто не смел
рта раскрыть для самооправданий и весь мир был ответчиком
перед Богом. (20) Потому что делами Закона "не оправдается
пред Ним никто из живущих". Через Закон приходит лишь осознание
греха.
1.1 Христа Иисуса — в некоторых
рукописях: "Иисуса Христа".
1.16 евреев, а потом и язычников —
дословно: "еврея, а потом и грека". В Новом Завете язычников
называли греками вне зависимости от их национальной принадлежности.
2.12Закон, т.е. Закон, данный Богом Моисею на горе Синай, исполнение которого
было обязательным для народа Израиля, вступившего в Завет, т.е.
в договорные отношения с Богом. Язычники рассматривались как люди
"беззаконные", т.е. не имеющие такого Закона и поэтому не входящие
в Завет с Богом.
*Заглавие В СРП:
"Письмо христианам в Риме" (это и нижеследующие примечания
сделаны редактором рассылки). *2:1
В СРП: "Но и тебе, человек, нет извинения". *2:3 В СРП: "человек". *2:5 В СРП: "ты увеличиваешь
кару себе в День гнева". *2:9,10,17,28,29a,3:1,9
В СРП: "иудею", "иудеем" и т. д. *2:24 В СРП вм.
"хулится" — "в поругании". *2:29b:
В СРП: "у кого обрезание в сердце". *3:13: В СРП:
"Их гортань — открытый гроб". *3:16:
В СРП: "лишь разрушение и горе".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.