Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Книга пророка Иеремии, 24-27 / 27.IX.16 вт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пе.1:2)

 

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 27 сентября 2016 года, вторник.

Продолжаем читать главы из книги пророка Иеремии (24–27).

(Перевод и комментарии: Л.В.Маневич. Редактор: А.Э.Графов. // М.: Российское Библейское Общество, 2001.)

На церковнославянском

Синодальный перевод

"Современный русский перевод" без разбиения на абзацы.

Перевод п/р. М.Кулакова

Перевод "Новый перевод на русский язык" ("Слово жизни"): "Новый перевод"; "Восточный перевод"

Септуагинта (греческий текст)

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и

к

к
н
и
г
е:


к

гла-
вам:

из 'Брюссельской' Библии и из "Толковой Библии Лопухина" —
см. "Комментарии:" после текста на bible-center.ru
.

Книга пророка Иеремии

24 ГОСПОДЬ послал мне видение: вот две корзины со смоквами стоя́т перед Храмом ГОСПОДНИМ. (Было это после того, как Навуходоносор, царь Вавилона, увел из Иерусалима царя Иудеи Иехонию, сына Иоакима, вельмож Иудеи, ремесленников и кузнецов — угнал их всех в Вавилон.) И вот, в одной корзине — прекрасные, ранние смоквы, а в другой корзине — негодные смоквы, столь плохие, что их нельзя есть.

Сказал мне ГОСПОДЬ:
 — Что ты видишь, Иеремия?

Я ответил:
 — Смоквы.
Вот хорошие смоквы — они прекрасны,
вот плохие — они непригодны,
столь плохи, что их нельзя есть.

И было мне слово ГОСПОДНЕ.

Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля:

— Благосклонно, как на эти хорошие смоквы, Я взгляну на изгнанников Иудеи, которых Я изгнал отсюда в халдейскую землю. На благо Я обращу к ним очи Мои и верну их на эту землю, укреплю их и не разрушу, насажу их и не вырву! Я дам им сердце разумное, чтобы они познали Меня, познали, что Я — ГОСПОДЬ. Они будут Моим народом, Я буду их Богом, ибо вернутся они ко Мне всем своим сердцем.

Словно с плохими смоквами, столь плохими, что их нельзя есть, — вот слова ГОСПОДА, — так Я поступлю с Седекией, царем Иудеи, и его вельможами, со всеми оставшимися в Иерусалиме, в этой стране, и со всеми живущими в Египте. Для всех царств земли Я сделаю их примером ужаса и беды, обреку их на позор и поношение, издевательства и проклятия во всяком месте, куда изгоню их. 10 Я буду посылать на них меч, голод и мор, пока все они не исчезнут с этой земли, которую Я дал им и отцам их.

24:1 ... две корзины со смоквами стоят перед Храмом ГОСПОДНИМ. — Ср. Втор 26:2,4. Схожее видение описано в Ам 8:1-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24:8 ... и со всеми живущими в Египте. — Самая древняя колония евреев в Египте, известная нам, — это военное поселение на острове Элефантина в Верхнем Египте, существовавшее по крайней мере с V в. до н.э.

25 Вот слово, которое было Иеремии о всём народе Иудеи в четвертый год правления царя Иудеи Иоакима, сына Иосии (это был первый год правления Навуходоносора, царя вавилонского). Вот что возвестил пророк Иеремия всему народу Иудеи, всем жителям Иерусалима:

3 — Двадцать три года ГОСПОДЬ возвещал мне Свое слово, с тринадцатого года правления царя Иудеи Иосии, сына Амона, и доныне. И я говорил вам, говорил вновь и вновь, но вы не слушали. ГОСПОДЬ посылал к вам рабов Своих, пророков, посылал вновь и вновь, но вы не слушали, не внимали тому, что вам говорилось: "Пусть каждый из вас оставит злой путь свой, свои злодеяния! И живите на земле, которую ГОСПОДЬ дал вам и отцам вашим на веки вечные! Не поклоняйтесь богам иным, не служите им, не простирайтесь ниц перед ними, не гневите Меня делами рук своих, и тогда Я не пошлю вам беду".

— Но вы не слушали Меня! — говорит ГОСПОДЬ. — Делами рук своих вы гневили Меня себе на горе.

25:1 ... в четвертый год правления царя Иудеи Иоакима, сына Иосии... — 605 г. до н.э. В этом году Навуходоносор разбил фараона Нехо II в битве при Каркемише, положив конец египетской гегемонии в Сирии и Иудее. Эта дата упоминается в книге Иеремии еще трижды: 36:1; 45:1 и 46:2. Как явствует из 36:1-4 и 45:1, в том же году Барух по приказу Иеремии записал речи пророка в свиток.

25:5 Пусть каждый из вас оставит... И живите... — Игра слов, основанная на созвучии шу́ву ("оставьте") и шеву́ ("живите").

Потому так говорит ГОСПОДЬ Воинств:

— За то, что вы не слушали Моих слов, Я созову и соберу все племена севера, — говорит ГОСПОДЬ, — и призову раба Моего Навуходоносора, царя вавилонского, и поведу его против этой земли, ее жителей, против всех соседних народов. Я истреблю их, обреку их на ужас и унижение, на вечное опустошение!

10 Я заставлю средь них умолкнуть
голос радости и голос веселья,
голос жениха
и голос невесты,
скрип жерновов
и огонь в светильнике.
11 Вся земля эта станет
пустыней и ужасом,
в рабстве будут эти народы
семьдесят лет у царя вавилонского.

25:11... в рабстве будут эти народы // семьдесят лет... — Число семьдесят имеет в Ветхом Завете символическое значение (например, Числ 11:16; Суд 1:7; Ис 23:15).

12 Когда минуют семьдесят лет, Я покараю царя вавилонского и его народ, — говорит ГОСПОДЬ, — и землю халдеев за их преступления. Я сделаю ту землю пустыней навеки. 13 Я совершу с той землею всё, что Я предрек ей, что записано в этой книге, что предсказал Иеремия о народах. 14 Ибо и они станут рабами у могучих народов, у царей великих — Я отплачу им по их поступкам, по их делам.

25:13... что предсказал Иеремия о народах. — После этих слов в Септуагинте (25:1–31:44) следуют пророчества против народов, то есть текст, который в масоретской Библии расположен в конце книги Иеремии (главы 46˜–51).

15 Так сказал мне ГОСПОДЬ, Бог Израиля:

— Возьми из Моей руки эту чашу с вином ярости и напои им все народы, к которым Я тебя посылаю.

16 Выпьют они,
закачаются, обезумеют
пред мечом, что Я на них посылаю.

17 И взял я чашу из руки ГОСПОДА и напоил все народы, к которым ГОСПОДЬ послал меня: 18 Иерусалим и города Иудеи, царей ее и вельмож — чтобы обречь их на опустошение и ужас, унижение и проклятие, которые обрушились на них ныне; 19 фараона, царя египетского, его слуг и вельмож, весь его народ 20 и всех иноплеменников среди них; всех царей земли Уц и всех царей земли филистимской — Ашкело́н, Га́зу, Экро́н и тех, кто уцелел в Ашдо́де; 21 Эдом, Моав и сынов Аммона; 22 всех царей Тира и всех царей Сидона; царей в странах за морем; 23 Деда́н, Тему́, Буз и всех, кто бреет себе виски; 24 всех царей Аравии и всех царей, что правят племенами, живущими в пустыне; 25 всех царей Зимри́, всех царей Элама и всех царей Мидии; 26 всех царей севера, близких и далеких, одного за другим, — все царства мира, какие есть на земле.

25:20 Земля Уц — Расположение земли Уц неизвестно. В книге Иова (1:1) сказано, что Иов жил в земле Уц, а в Плач 4:21 земля Уц отождествляется с Эдомом.

... Ашкелон, Газу, Экрон и тех, кто уцелел в Ашдоде... — Среди главных филистимских городов здесь не упомянут Гат (ср. 1Цар 6:17). Возможно, слова "... кто уцелел в Ашдоде..." — отголосок осады и взятия Ашдода фараоном Псамметихом I (663–609 гг. до н. э.).

25:22 Тир... Сидон... — крупнейшие портовые города Финикии.

25:23 Дедан, Тема — города на севере Аравии. Буз — страна на востоке Аравии.

25:25 Зимри — неизвестный топоним. Считается, что Зимри — это испорченное Зимки́, которое представляет собою криптограмму названия Элам (см. прим. к следующему стиху). Слова "... всех царей Зимри..." отсутствуют в Септуагинте.

∙    Элам — страна к востоку от Вавилонии.

∙    Мидия находилась на северо-западе современного Ирана.

 

25:26 Шешах — криптограмма названия Вавилон. Принцип шифровки следующий: каждая буква в слове заменяется буквой, чей порядковый номер в алфавите тот же, что и у заменяемой буквы, но не с начала алфавита, а с конца. Этот метод называется "атбаш". Криптограмма Шешах встречается также в Иер 51:41. Слова "а царь Шешаха будет пить последним" отсутствуют в Септуагинте.

— А царь Шеша́ха будет пить последним. 27 И скажи им:

Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:
 — Пейте, пьянейте, изрыгайте!
Падите, не поднимайтесь
пред мечом, что Я на вас посылаю!

28 И когда откажутся они испить чашу, которую ты дашь им своей рукою, скажи им:

Так говорит ГОСПОДЬ Воинств:

— Будете, будете пить! 29 Если Я посылаю беды городу, над которым провозглашено Мое имя, неужели вы избежите кары? Не избежите вы кары, ибо Я призываю меч на всех жителей земли, — говорит ГОСПОДЬ Воинств.

30 Возвести им все эти слова и скажи им:

С высоты ГОСПОДЬ возгремит,
из обители Своей святой возвысит голос,
на овчарню Свою возгремит,
закричит, как давильщик винограда,
на всех жителей земли!
31 До края земли гром раздается,
ибо тяжба у ГОСПОДА с народами,
всех людей призывает Он к ответу,
на меч обрекает нечестивцев,
                            — говорит ГОСПОДЬ.

32 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств:
 — Вот идет беда от народа к народу,
великая буря от края земли поднимается!
33 В тот день убитые ГОСПОДОМ
будут лежать по всей земле,
от края до края.
Не оплачут их, не соберут, не похоронят,
как навоз, на земле лежать они будут.
34 Плачьте, пастухи, рыдайте,
в пыли катайтесь, вожди стада,
ибо ваши дни наступили —
вас поведут на закланье!
Будете вы рассеяны,
разбиты, как сосуд драгоценный.
35 Убежища пастухам не будет,
не будет спасенья вождям стада.
36 Плач пастухов раздается,
рыданья вождей стада!
ГОСПОДЬ разорил их пастбище,
37 овчарни мирные гибнут
из-за яростного гнева ГОСПОДНЕГО.
38 Он — словно лев,
что из логова своего вышел!
И стала земля их пустыней
из-за гнева жестокого, из-за яростного Его гнева.

 

26 В начале правления царя Иудеи Иоакима, сына Иосии, от ГОСПОДА было такое слово.

Так говорит ГОСПОДЬ:

— Встань во дворе Дома ГОСПОДНЕГО и возвести жителям городов Иудеи, пришедшим в Дом ГОСПОДЕНЬ совершить поклонение, всё то, что Я повелел тебе сказать им, не пропусти ни слова! Быть может, они послушают и каждый из них оставит злой путь свой. И тогда Я передумаю, не пошлю им бедствие, которое Я хотел обрушить на них за их злодеяния. Скажи им:

Так говорит ГОСПОДЬ:

— Если вы не послушаетесь Меня, не будете жить по Закону Моему, который Я дал вам, не будете слушать речи рабов Моих, пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю вновь и вновь, хоть вы и не слушаете их, — тогда Я сделаю с этим Домом то, что сделал с Силомом, а город этот обреку на проклятья у всех народов земли.

26:1 В начале правления царя Иудеи Иоакима... — Иоаким царствовал в 609–598 гг. до н. э. Началом правления, по-видимому, назывался промежуток времени между восшествием на престол и ближайшим Новым годом. После Нового года начинался первый год правления.

26:2 Встань во дворе Дома ГОСПОДНЕГО и возвести жителям городов Иудеи... — По-видимому, следующая ниже речь Иеремии (26:4-6) представляет собою краткий вариант речи, приведенной в 7-й главе.

Иеремия возвестил все эти слова в Доме ГОСПОДНЕМ, и священники, пророки и весь народ слушали его. Как только Иеремия сказал всё то, что повелел ему ГОСПОДЬ сказать народу, священники, пророки и народ схватили его и закричали:

— Смерть тебе, смерть! Зачем ты, пророчествуя от имени ГОСПОДА, говоришь, что с Домом этим будет то же, что было с Силомом, что город этот будет разрушен, жителей в нем не останется?

Весь народ собрался в Доме ГОСПОДНЕМ, чтобы судить Иеремию. 10 Вельможи Иудеи, услыхав об этом, пришли из царского дворца к Дому ГОСПОДНЕМУ и сели там, у Новых ворот.

11 И сказали священники и пророки вельможам и всему народу:

— Этот человек заслуживает смерти! Вы сами слышали, что он пророчествовал об этом городе.

12 Иеремия сказал вельможам и всему народу:

— ГОСПОДЬ послал меня возвестить об этом Доме и об этом городе пророчество, которое вы слышали. 13 Сделайте благими ваши пути и деяния, повинуйтесь голосу ГОСПОДА, Бога вашего, — и ГОСПОДЬ передумает, не пошлет бедствие, которое Он предрек вам. 14 А я — я в ваших руках, делайте со мной то, что кажется вам правильным и справедливым. 15 Но знайте, если вы убьете меня, то кровью невинной запятнаете и себя, и этот город, и всех его жителей! Ибо, воистину, ГОСПОДЬ послал меня к вам, чтобы я возвестил перед вами во всеуслышание все эти слова.

16 Вельможи и весь народ сказали священникам и пророкам:

— Этот человек не заслуживает смерти! От имени ГОСПОДА, Бога нашего, говорил он с нами.

17 Несколько старейшин страны поднялись и сказали всему народному собранию:

18 — Во дни Езекии, царя Иудеи, пророчествовал Михей из Море́шета. Возвестил он всему народу Иудеи:

Так говорит ГОСПОДЬ Воинств:
 — Распашут Сион, как поле,
грудой камней Иерусалим станет,
а гора, на которой сей Дом построен, —
холмом лесистым!

19 Но разве царь Езекия и вся Иудея осмелились убить пророка? Разве царь не испугался ГОСПОДА, не постарался умилостивить Его? И ГОСПОДЬ передумал, не послал бедствие, которое Он предрек им. А мы творим великое зло самим себе!

20 (Был и другой человек, который пророчествовал от имени ГОСПОДА, — Урия, сын Шемайи, из Кирьят-Иеарйма. Он пророчествовал об этом городе и об этой земле то же самое, что и Иеремия.21 Когда царь Иоаким со всеми своими воинами и вельможами услыхал слова пророка, то захотел убить его. Урия узнал об этом, испугался и бежал в Египет.22 Царь Иоаким послал своих людей в Египет — послал туда Элнатана, сына Ахбора, и людей с ним. 23 Они увели Урию из Египта и привели его к царю Иоакиму. Царь убил Урию мечом, а труп велел бросить в могилу для простолюдинов.)

24 Итак, только благодаря Ахикаму, сыну Шафана, Иеремию не выдали народу на смерть.

 

26:8 Смерть тебе, смерть! — Эти слова являются юридической формулой, означающей смертный приговор (ср. Исх 21-22).

 

 

26:10... сели там, у Новых ворот. — Дословно: "... сели у Новых ворот ГОСПОДНИХ". Эти ворота упоминаются только здесь и в Иер 36:10. Возможно, Новые ворота следует отождествлять с Верхними воротами, построенными Иоафамом (4Цар 15:35), или с Верхними Вениаминовыми воротами (Иер 20:2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26:18 Михей из Морешета — пророк, который считается автором книги пророка Михея (см. Мих 1:1). Морешет — поселение, зависимое от Гата; находилось, предположительно, в 10 км к северо-востоку от Лахиша.
∙ Распашут Сион, как поле... холмом лесистым! — Цитата из Мих 3:12.
∙ ... гора, на которой сей Дом построен... — Храмовая гора в Иерусалиме.

 

 

26:20 Киръят-Иеарим — город к северо-западу от Иерусалима.

26:24 Итак, только благодаря Ахикаму, сыну Шафана, Иеремию не выдали народу на смерть. — Возможно, этот стих должен следовать после 19-го стиха данной главы. В 4Цар 22:12 писец Шафан и его сын Ахикам названы в числе приближенных царя Иосии; их деятельность была связана с религиозной реформой царя. После того как Иерусалим был взят вавилонянами, Навуходоносор назначил сына Ахи-кама Гедалию правителем Иудеи (Иер 40:5).

27 В начале правления царя Иудеи Седекии, сына Иосии, было Иеремии слово от ГОСПОДА.

Так сказал мне ГОСПОДЬ:

— Сделай ярмо и путы и надень их себе на шею. И отошли их царю Эдома, царю Моава и царю сынов Аммона, царю Тира и царю Сидона — через послов, которые пришли в Иерусалим к Седекии, царю Иудеи. Вели послам, чтобы они сказали своим владыкам:

Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля:
 — Скажите своим владыкам:
Я сотворил землю,
человека и зверя,
что на земле обитают,
силой Моей великой,
рукой простертой!
Я тому отдам эту землю,
кто Мне угоден.
Ныне Я отдаю все эти земли
в руки раба Моего
Навуходоносора, царя вавилонского, —
даже диких зверей
отдаю ему в рабство.
Служить ему будут все народы,
и сыну его, и внуку,
пока и его земле не придет черед —
и тогда покорят его
многочисленные народы,
цари великие.

27:1 В начале правления царя Иудеи Седекии... — В большинстве еврейских рукописей здесь, явно ошибочно, стои́т имя Иоаким. Седекия правил с 597 по 586 г. до н.э.

27:3 Эдом, Моав, Амман, Тир, Сидон — Эти государства входили в антивавилонскую коалицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

27:6... даже диких зверей // отдаю ему в рабство. — Стих звучит несколько двусмысленно в контексте рассказа о судьбе Навуходоносора у пророка Даниила (Дан 4).

27:7... и сыну его, и внуку... — Ни один из царей Вавилона не был внуком Навуходоносора.

Но если теперь какой народ или царство не станет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилона, не подставит шею под ярмо царя вавилонского, то Я покараю такой народ мечом, голодом и мором, — говорит ГОСПОДЬ, — полностью истреблю его рукой царя. Не слушайте ваших пророков, гадателей, сновидцев, предсказателей и чародеев, которые говорят вам: "Вы не будете рабами царя вавилонского!" 10 Ибо ложь они вам вещают, чтобы вы оказались вдали от своей земли, чтобы Я изгнал вас и вы погибли. 11 А тот народ, что подставит шею под ярмо царя вавилонского и будет служить ему, — Я оставлю тот народ на его земле, — говорит ГОСПОДЬ, — будет он возделывать ее и жить на ней.

12 Все эти слова я возвестил Седекии, царю Иудеи:

— Согните шею под ярмом царя вавилонского! Служите ему и его народу — и живите! 13 Зачем тебе и народу твоему погибать от меча, от голода и мора? Ведь ГОСПОДЬ предрек это всякому народу, который не станет служить царю Вавилона. 14 Не слушайте пророков, которые говорят вам: "Вы не будете рабами царя вавилонского!" — ибо ложь они вам вещают.

15 — Я не посылал их, — говорит ГОСПОДЬ. — От Моего имени они пророчествуют ложно, чтобы Я изгнал вас. Погибнете вы, а с вами и пророки, которые вам вещают!

16 Священникам и всему народу я возвестил:

Так говорит ГОСПОДЬ:

— Не слушайте ваших пророков, которые вам предсказывают: "Уже скоро утварь Дома ГОСПОДНЕГО будет возвращена из Вавилона!" — ибо ложь они вам вещают. 17 Не слушайте их, служите царю Вавилона — и живите! Зачем этому городу превращаться в руины? 18 Если они пророки, если слово ГОСПОДНЕ с ними, то пусть они молят ГОСПОДА Воинств, чтобы та утварь, которая еще остается в Доме ГОСПОДНЕМ, во дворце царя Иудеи и в Иерусалиме, не была увезена в Вавилон.

27:9 Не слушайте... сновидцев... — Перевод по Септуагинте и Вульгате. В масоретском тексте: "Не слушайте... снов ваших..." (ср. Иер 29:8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27:16... утварь Дома ГОСПОДНЕГО будет возвращена из Вавилона! — О разграблении Храма вавилонянами см. 4Цар 24:13; 25:13-17.

 

 

19 Ибо так говорит ГОСПОДЬ Воинств о столбах, о медном море, подставках и прочей утвари, которая еще остается в этом городе, 20 которую Навуходоносор, царь Вавилона, не забрал с собою, когда угнал из Иерусалима в Вавилон царя Иудеи Иехонию, сына Иоакима, и всю знать Иудеи и Иерусалима, — 21 так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля, об утвари, которая еще остается в Доме ГОСПОДНЕМ, во дворце царя Иудеи и в Иерусалиме:

22 — Увезут ее в Вавилон, и там она останется, пока Я не позабочусь о ней, — говорит ГОСПОДЬ, — пока не заберу ее и не возвращу на это место.

27:19... о столбах, о медном море, подставках и прочей утвари... — Описание утвари иерусалимского Храма см. в 3Цар 7.

 

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: 1Тим.1.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет‐служения "Христианское просвещение".

Редактор‐составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )
[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«

 


В избранное